Особенности развития и воспитания детей 2–3 лет
консультация (младшая группа)

Ирина Александровна Мячина

Особенности развития и воспитания

детей 2–3 лет

 

В возрасте 2-3 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о   развивающейся личности , так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, творчество и т. д.

    Решающим в  развитии   личности малыша являются социальные условия его жизни, то есть общение, обучающие взаимодействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень   развития ребенка . Они учитывают общие закономерности   развития детей этого возраста , индивидуальные   особенности . Это позволяет определить направление ближайшего   развития .

    Главными задачами педагогического процесса этого возраста является амплификация  (обогащение)   развития , реализация принципов гуманизации, которые ориентируются не на усредненную личность, а на индивидуальность каждого ребенка.

     В этом возрасте учитывается масса тела ребенка и рост. Крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается  работоспособность ее , благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче формируются навыки общения друг с другом. Дети могут на короткое время удерживаться от действий. Все это становится возможным благодаря совершенствованию разных видов условного торможения. Однако, они по - прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности.

    В целом психическое  развитие детей   2-3 лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е стремление к самостоятельности, дальнейшим   развитием   наглядно – действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимодействий между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр   «рядом»   к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя роли. Появляются первые проявления их изобразительной   (рисунок, лепка)   и конструктивной деятельности.       Деятельность   детей становится сложнее и разнообразнее : дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых заданий. В результате игр и занятий   развиваются психические процессы : память, внимание, мышление. Формируются новые потребности и интересы   детей .

• Так,в плане двигательной деятельности возрастают целенаправленность движений: собирают кубики для строительства, влезает на стул, чтобы что-то достать. Появляется  способность   и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. Совершенствуются и сами основные движения : ходьба, бег, прыжки, лазание и т. д.

• У  детей   2-3 лет наступает период интенсивного   развития самостоятельности , которая проявляется во всех сферах жизни и деятельности : совершенствуются навыки самообслуживания,   воспроизводятся эпизоды из жизни . Самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения, формируется умение по своей инициативе выражать свои положительные и отрицательные отношения к сверстнику, выполняют по просьбе взрослых простые обязанности.

• В эмоциональном плане на поведение  детей   2-3 лет влияют их жизненный опыт и возрастные   особенности . Так с приобретаемым жизненным опытом и навыками становятся устойчивее и разнообразнее эстетические эмоции. Наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций. Богаче становятся и формы выражения эмоций : мимика, жесты и интонации. Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Появляются самостоятельные суждения, содержащие нравственную оценку. Благодаря   развивающемуся   умению договариваться о совместных действиях в игре   развивается   и закрепляется доброжелательность в общении друг с другом, т. к действия   детей   в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности и в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов. Эмоции   детей   кратковременны и неустойчивы.

Речь для  детей   2-3 лет становится важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует   развитие   его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого обо всем. Это является основой дальнейшего   развития диалогической речи . Происходит расширение словаря, понимаемой и активной речи,   воспитывается   звуковая культура речи, совершенствуется грамматический строй,   развивается звуковая речь   (монолог, диалог) . В процессе познавательной деятельности формируется инициативная речь. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта. Увеличивается число высказываний, относящихся к познавательным потребностям. Активный словарь   детей   к концу третьего года жизни возрастает до 1500 слов. Также интенсивно   развивается   смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Сенсорное  развитие у 2-3 летних детей   характеризуется ускоренным темпом. В этом возрасте сенсорное   развитие   является основной линией   развития   и в то же время все остальные линии   развития   базируются на сенсорной основе. Наполненный ребенком сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями. На третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями : белые пятна на голубом фоне- снег идет, оранжевый круг – светит солнце и т. д. с помощью цвета он обобщает характерные признаки широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность в этом возрасте в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры, звуков, соотношение частей. Сенсорное   развитие в большей степени происходит в повседневной жизни : в игре, на прогулке, в быту. В процессе практических действий с предметами и наблюдений ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях, что пытается изобразить доступными для него средствами   (строительные наборы, мозаики и т. д.) . Появляется стремление более четко следовать образцу, заданному взрослым. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. В процессе совершенствования   восприятия   (сравнения и сопоставления)   ребенок начинает узнавать предметы по наиболее характерным признакам и свойствам. Так, к 3 летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного   развития ребенка .

Мышление в раннем возрасте носит наглядно – действенный характер, но постепенно формируется наглядно – образное. Свойственное дошкольному периоду детства, а затем отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а остаются в глубине сознания. У  детей 2-3 лет анализ , синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с предметами. Ребенок овладевает обобщениями по существенным признакам, что является необходимым условием   развития   мышления и интеллектуальной компетенцей этого возраста, которая выражается в   развитии восприятия , символической   (знаковой)   функции мышления   (замещения)   и осмысленной предметной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что младший дошкольный возраст  (2-3 года)   характеризуется свей структурой и динамикой, и включает в себя качественно   особые , специфические отношения между ребенком и взрослым, между сверстниками, определенную последовательность видов деятельности, основные психологические достижения ребенка,   свидетельствующие о развитии его психики , сознания и личности.

    В этом возрасте закладывается будущий фундамент социализации ребенка, устанавливается его связь с людьми, природой, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка. Поскольку перечень аспектов  развития   данного возраста весьма обширен, автору интегрированный подход к   воспитательно   – образовательному процессу предоставляется наиболее оправданным, действенным и целесообразным, что и послужило поводом создания данной программы.

    При разработке программы основной упор осуществлялся на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном  развитии детей , наглядности) и дидактики частных методик (музыки, речевого   развития , художественно – творческой деятельности). Эти принципы связаны со спецификой каждого вида деятельности и направления   воспитания . Это такие принципы, как :

• Принцип взаимосвязи обучения и  развития   (т. е. обучение носит   развивающий характер , что   способствует гармоничному , эстетическому, нравственному и интеллектуальному   развитию детей );

• Принцип интеграции видов искусств, видов художественно – творческой деятельности и умственного  (мышление, логика, сенсорика,   развитие речи )   развития ;

• Психические процессы, на которых базируются все виды деятельности и которые необходимыдля ее успешного усвоения (эти же процессы в деятельности и  развиваются :   восприятие зрительное , слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, воображение, образное представление и образное мышление, эмоциональное отношение к окружающему, произведениям искусства и деятельности человека, память, внимание и воля);

• Образ предмета или явления действительности, который  воспринимается   и выражается в разных видах деятельности с помощью тех выразительных средств, которые присущи данному виду деятельности или искусства.

    Так интеграция в данном случае понимается как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения  воспитания и образования , которая охватывает все виды деятельности   детей : все виды игр, изобразительная, музыкальная, познавательная, художественно – речевая. Интеграция основывается на общности психических процессов,   развитие   которых необходимо для успешного осуществления творческой деятельности (эстетическое   восприятие , образное мышление, воображение, эмоции, память, внимание. Интегрирование разного содержания в   воспитательно   – образовательной работе с детьми соответствует характеру их мышления : оно является наглядно – действенным и наглядно – образным. Вместе с тем и   восприятие , лежащее в основе детского творчества и мышление синкретичны. Интегрирование разных направлений основывается на синтезе и позволяет детям ярче проявлять себя в том или ином виде деятельности.   Развитие способностей   в одном виде деятельности может оказывать влияние на более успешное в другом, что определяется общностью основных психических процессов.

    Особое  внимание уделяется таким принципам, как принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического   воспитания   с интеллектуальным и нравственным, личностно – ориентированного подхода. Это позволяет наиболее успешно решать поставленные задачи.

Целью становиться раскрытие и комплексное  развитие интеллектуального , творческого и нравственного потенциала   детей   2-3 лет путем интеграции художественно – эстетического и умственного   воспитания .

Поставленные задачи:

1.  Развитие   устойчивого познавательного процесса;

2.  Развитие   основных когнитивных процессов   (ощущения,   восприятия , памяти, внимания) ;

3.  Развитие   различных форм мышления   (наглядно- действенного, наглядно – образного, вербально – логического) ;

4. Формирование представлений о единстве многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерностях  развития ;

5.  Развитие   творческо – речевой деятельности, формирование устойчивого интереса к художественному слову, эстетического   восприятия литературы .

Эти задачи реализуются на каждом занятии через фрагменты по  развитию речи , ознакомлению с окружающим, математики, сенсорики, логики.

6. Обогащение духовного мира различными средствами (музыка, пение, танцевальные движения, изобразительная деятельность, драматизация, кукольный и настольный театры);

7.Формирование эстетического отношения к окружающему миру: природы, взрослым, сверстникам, ценностям культуры;

8.  Развитие чувственного восприятия окружающего мира ;

9.  Развитие воображения ;

10. Формирование эмоционально – положительного отношения к объектам эстетического  восприятия : картинам, танцам, песням, спектаклям и т. д. ;

11.  Развитие   крупной и мелкой моторики, жестикуляционной и мимической выразительности;

12. Приучение  детей   к выполнению правил этикета, культуры поведения и общения;

13.  Развитие   нравственных качеств, нравственного сознания, чувств и поведения;

14.  Развитие   эмпатии и эмоциональной отзывчивости по отношению к людям, животным, героям художественной литературы;

15. Формирование навыков эстетического оформления окружающего пространства.

Эти задачи решаются на занятии через все виды деятельности.

   Структура  развития ребенка :

Предусматривает комплексное  развитие ребенка по 3 основным направлениям : социальное   развитие , познавательное   развитие , художественно – эстетическое   развитие , и имеет блочно – параллельную структуру, предполагающую параллельное   развитие детей   по всем направлениям в течение года по принципу   «от простого к сложному» . Такое построение программы обеспечивает комплексное   развитие   ребенка и устойчивую динамику процесса обучения и   воспитания .

Структура состоит из 3 блоков:

1 блок – социальное  развитие   «Мой мир»

   Акцентируется социальная компетентность ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов. В качестве основы социального  развития   ставится задача общения ребенка со сверстниками и со взрослыми. Общение и разнообразные виды деятельности   детей   выступают как главное условие усвоения ребенком направленных основ, национальных традиций, любви к семье, гражданственности, как основа формирования его самосознания.

Темы:

1.  «Я сам»

2.  «Я и вы»

3.  «Я и мы»

2 блок – познавательное  развитие   «Удивительное рядом»

    Главными задачами этого направления являются:  развитие у детей   умения выбирать необходимую информацию, обогащать   способы   и средства построения собственной деятельности,   способности   видеть общее в едином явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

Темы:

1.  «Мир предметов»

• игрушки

• транспорт

• предметы обихода

2.  «Природа и мы»

• животные  (домашние и дикие)

• птицы

• растения

• времена года, природные явления

3 блок – художественно – эстетическое  развитие   «Как прекрасен этот мир»

Темы:

1.  «В стране Вообразили»

•  «Мои первые книги»

•  «Сказка рядышком живет»

2.  «Радуга красок»

•  «Я рисую, посмотрите»

•  «Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка»

•  «Если видим на картине…»

3.  «Волшебный мир звуков»

•  «Раз словечко, два словечко – будет песенка»

•  «Музыка настроений»

    Это направление рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного  развития   ребенка средствами литературы и искусства. В основу художественно – эстетического   развития   положено формирование умственных и художественных   способностей : музыкальных, литературных, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.

«Времена года, природные явления»

1. Знакомство с разными видами игрушек (по материалу, размеру, рассматривание, обыгрывание;

2. Знакомство с разными видами транспорта (грузовой, легковой, выделяя части грузовой машины;

3. Учить узнавать и называть предметы обихода и интерьера, называть действия с этими предметами  (посуда, одежда, мебель) ;

4. Освоение навыков пользования различными предметами.

1. Учить узнавать и называть домашних животных;

2. Дать детям представление о их строении,  особенности звукоподражания ;

3. Знакомить  детей с обитателями леса , их характерными   особенностями , звукоподражанием, называя части тела;

4. Знакомить  детей   с домашними и дикими птицами, их отличиями от животных, звукоподражанием, отличать и называть части тела

5. Учить узнавать овощи фрукты по внешнему виду и вкусу.

6. Учить узнавать и называть растения ближайшего окружения (2-3, узнавать и называть березу;

7. Учить находить у деревьев ствол, ветки, листья, размер и форму листьев и плодов;

8. Изучение признаков осени, отмечать состояние природы  (живой и неживой) . 1. Различение предметов по форме, размеру, цвету, по количеству;

2. Формировать понятие  «один» ,   «много» ;

3. Учить называть и различать круг, квадрат;

4. Учить узнавать и называть цвета  (красный, синий. желтый, зеленый, белый) ;

5. Учить ориентироваться в размерах и предметах  (большой- маленький, длинный – короткий)

«Музыка настроений»

3.  Воспитывать   игровые действия по тексту;

4. Учить понимать содержание, узнавать героев при многократном рассказывании, подхватывать слова и строки из знакомых стихов и потешек;

5. Учить слушать внимательно художественный текст и активно реагировать на его содержание.

6. Подводить  детей   к передаче преднамеренного изображения;

7. Учить держать карандаш, фломастер, кисть правильно;

8. Обучать приемам изображения предметов с помощью линий;

9. Узнавание в различных формах конкретных явлений,

10. Знакомить с деталями строительного материала с приемами лепки из пластилина;

11. Учить рассматриванию предметных картинок, узнавать и называть знакомые на картинках предметы; учить рассматривать картины, понимать действия персонажей, формировать понятие причинно-следственных связей;

«Волшебный мир звуков»

1.  Воспитывать   интерес к слушанию музыкальных произведений, подпевать слова и фразы, звукоподражать, вызвать активный эмоциональный отклик на веселую музыку,   развивать   динамическое и ритмическое, высотное   восприятие ;

2. Учить простейшим танцевальным движениям.

«Раз словечко, два словечко – будет песенка»

1. Использовать доступные речевые средства;

2. стремиться к диалогу со взрослыми;

3.  Развивать   и активизировать словаря   детей ;

4. Осваивание структуры простого предложения, овладение культурой речи  (дыхание, темп, дикция, артикуляция) ;

5.  Развитие мелкой моторики ;

6. Учить складывать шарики и колбасок из пластилина;

7. Учить составлять на бумаге простейших композиций из целых плоских форм;

8.  Развивать   простейшие навыки игровой и музыкальной деятельности.

Любите своих детей, и они вам ответят тем же!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

В данной призентации  рассматриваются особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет в нескольких разделах1.Учимся двигаться. 2.Игра с детьми. 3.Речь ребенка. 4.Ребенок и книга. 5.Ребенок ...

Консультация для родителей "Особенности развития и воспитания детей раннего возраста"

Особенности  развития и воспитания детей раннего возраста....

Беседа с родителями«Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»

Беседа с родителями«Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»...

Особенности развития и воспитания детей в период раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...

Родительское собрание на тему «Особенности развития и воспитания детей 4-5 лет»

Выступление педагога на родительском собрание в средней группе на тему "Особенности развития и воспитания детей 4-5 лет"....

Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»

Раннее детство — это особый период, когда наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладыв...

Особенности развития и воспитания детей раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...