Особенности развития и воспитания детей 2–3 лет
консультация (младшая группа)
Особенности развития и воспитания
детей 2–3 лет
В возрасте 2-3 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности , так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, творчество и т. д.
Решающим в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, то есть общение, обучающие взаимодействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка . Они учитывают общие закономерности развития детей этого возраста , индивидуальные особенности . Это позволяет определить направление ближайшего развития .
Главными задачами педагогического процесса этого возраста является амплификация (обогащение) развития , реализация принципов гуманизации, которые ориентируются не на усредненную личность, а на индивидуальность каждого ребенка.
В этом возрасте учитывается масса тела ребенка и рост. Крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается работоспособность ее , благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче формируются навыки общения друг с другом. Дети могут на короткое время удерживаться от действий. Все это становится возможным благодаря совершенствованию разных видов условного торможения. Однако, они по - прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности.
В целом психическое развитие детей 2-3 лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно – действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимодействий между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя роли. Появляются первые проявления их изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Деятельность детей становится сложнее и разнообразнее : дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых заданий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы : память, внимание, мышление. Формируются новые потребности и интересы детей .
• Так,в плане двигательной деятельности возрастают целенаправленность движений: собирают кубики для строительства, влезает на стул, чтобы что-то достать. Появляется способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. Совершенствуются и сами основные движения : ходьба, бег, прыжки, лазание и т. д.
• У детей 2-3 лет наступает период интенсивного развития самостоятельности , которая проявляется во всех сферах жизни и деятельности : совершенствуются навыки самообслуживания, воспроизводятся эпизоды из жизни . Самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения, формируется умение по своей инициативе выражать свои положительные и отрицательные отношения к сверстнику, выполняют по просьбе взрослых простые обязанности.
• В эмоциональном плане на поведение детей 2-3 лет влияют их жизненный опыт и возрастные особенности . Так с приобретаемым жизненным опытом и навыками становятся устойчивее и разнообразнее эстетические эмоции. Наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций. Богаче становятся и формы выражения эмоций : мимика, жесты и интонации. Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Появляются самостоятельные суждения, содержащие нравственную оценку. Благодаря развивающемуся умению договариваться о совместных действиях в игре развивается и закрепляется доброжелательность в общении друг с другом, т. к действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности и в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов. Эмоции детей кратковременны и неустойчивы.
• Речь для детей 2-3 лет становится важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого обо всем. Это является основой дальнейшего развития диалогической речи . Происходит расширение словаря, понимаемой и активной речи, воспитывается звуковая культура речи, совершенствуется грамматический строй, развивается звуковая речь (монолог, диалог) . В процессе познавательной деятельности формируется инициативная речь. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта. Увеличивается число высказываний, относящихся к познавательным потребностям. Активный словарь детей к концу третьего года жизни возрастает до 1500 слов. Также интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
• Сенсорное развитие у 2-3 летних детей характеризуется ускоренным темпом. В этом возрасте сенсорное развитие является основной линией развития и в то же время все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Наполненный ребенком сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями. На третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями : белые пятна на голубом фоне- снег идет, оранжевый круг – светит солнце и т. д. с помощью цвета он обобщает характерные признаки широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность в этом возрасте в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры, звуков, соотношение частей. Сенсорное развитие в большей степени происходит в повседневной жизни : в игре, на прогулке, в быту. В процессе практических действий с предметами и наблюдений ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях, что пытается изобразить доступными для него средствами (строительные наборы, мозаики и т. д.) . Появляется стремление более четко следовать образцу, заданному взрослым. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребенок начинает узнавать предметы по наиболее характерным признакам и свойствам. Так, к 3 летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка .
• Мышление в раннем возрасте носит наглядно – действенный характер, но постепенно формируется наглядно – образное. Свойственное дошкольному периоду детства, а затем отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а остаются в глубине сознания. У детей 2-3 лет анализ , синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с предметами. Ребенок овладевает обобщениями по существенным признакам, что является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетенцей этого возраста, которая выражается в развитии восприятия , символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что младший дошкольный возраст (2-3 года) характеризуется свей структурой и динамикой, и включает в себя качественно особые , специфические отношения между ребенком и взрослым, между сверстниками, определенную последовательность видов деятельности, основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики , сознания и личности.
В этом возрасте закладывается будущий фундамент социализации ребенка, устанавливается его связь с людьми, природой, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка. Поскольку перечень аспектов развития данного возраста весьма обширен, автору интегрированный подход к воспитательно – образовательному процессу предоставляется наиболее оправданным, действенным и целесообразным, что и послужило поводом создания данной программы.
При разработке программы основной упор осуществлялся на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей , наглядности) и дидактики частных методик (музыки, речевого развития , художественно – творческой деятельности). Эти принципы связаны со спецификой каждого вида деятельности и направления воспитания . Это такие принципы, как :
• Принцип взаимосвязи обучения и развития (т. е. обучение носит развивающий характер , что способствует гармоничному , эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию детей );
• Принцип интеграции видов искусств, видов художественно – творческой деятельности и умственного (мышление, логика, сенсорика, развитие речи ) развития ;
• Психические процессы, на которых базируются все виды деятельности и которые необходимыдля ее успешного усвоения (эти же процессы в деятельности и развиваются : восприятие зрительное , слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, воображение, образное представление и образное мышление, эмоциональное отношение к окружающему, произведениям искусства и деятельности человека, память, внимание и воля);
• Образ предмета или явления действительности, который воспринимается и выражается в разных видах деятельности с помощью тех выразительных средств, которые присущи данному виду деятельности или искусства.
Так интеграция в данном случае понимается как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения воспитания и образования , которая охватывает все виды деятельности детей : все виды игр, изобразительная, музыкальная, познавательная, художественно – речевая. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления творческой деятельности (эстетическое восприятие , образное мышление, воображение, эмоции, память, внимание. Интегрирование разного содержания в воспитательно – образовательной работе с детьми соответствует характеру их мышления : оно является наглядно – действенным и наглядно – образным. Вместе с тем и восприятие , лежащее в основе детского творчества и мышление синкретичны. Интегрирование разных направлений основывается на синтезе и позволяет детям ярче проявлять себя в том или ином виде деятельности. Развитие способностей в одном виде деятельности может оказывать влияние на более успешное в другом, что определяется общностью основных психических процессов.
Особое внимание уделяется таким принципам, как принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, личностно – ориентированного подхода. Это позволяет наиболее успешно решать поставленные задачи.
Целью становиться раскрытие и комплексное развитие интеллектуального , творческого и нравственного потенциала детей 2-3 лет путем интеграции художественно – эстетического и умственного воспитания .
Поставленные задачи:
1. Развитие устойчивого познавательного процесса;
2. Развитие основных когнитивных процессов (ощущения, восприятия , памяти, внимания) ;
3. Развитие различных форм мышления (наглядно- действенного, наглядно – образного, вербально – логического) ;
4. Формирование представлений о единстве многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерностях развития ;
5. Развитие творческо – речевой деятельности, формирование устойчивого интереса к художественному слову, эстетического восприятия литературы .
Эти задачи реализуются на каждом занятии через фрагменты по развитию речи , ознакомлению с окружающим, математики, сенсорики, логики.
6. Обогащение духовного мира различными средствами (музыка, пение, танцевальные движения, изобразительная деятельность, драматизация, кукольный и настольный театры);
7.Формирование эстетического отношения к окружающему миру: природы, взрослым, сверстникам, ценностям культуры;
8. Развитие чувственного восприятия окружающего мира ;
9. Развитие воображения ;
10. Формирование эмоционально – положительного отношения к объектам эстетического восприятия : картинам, танцам, песням, спектаклям и т. д. ;
11. Развитие крупной и мелкой моторики, жестикуляционной и мимической выразительности;
12. Приучение детей к выполнению правил этикета, культуры поведения и общения;
13. Развитие нравственных качеств, нравственного сознания, чувств и поведения;
14. Развитие эмпатии и эмоциональной отзывчивости по отношению к людям, животным, героям художественной литературы;
15. Формирование навыков эстетического оформления окружающего пространства.
Эти задачи решаются на занятии через все виды деятельности.
Структура развития ребенка :
Предусматривает комплексное развитие ребенка по 3 основным направлениям : социальное развитие , познавательное развитие , художественно – эстетическое развитие , и имеет блочно – параллельную структуру, предполагающую параллельное развитие детей по всем направлениям в течение года по принципу «от простого к сложному» . Такое построение программы обеспечивает комплексное развитие ребенка и устойчивую динамику процесса обучения и воспитания .
Структура состоит из 3 блоков:
1 блок – социальное развитие «Мой мир»
Акцентируется социальная компетентность ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов. В качестве основы социального развития ставится задача общения ребенка со сверстниками и со взрослыми. Общение и разнообразные виды деятельности детей выступают как главное условие усвоения ребенком направленных основ, национальных традиций, любви к семье, гражданственности, как основа формирования его самосознания.
Темы:
1. «Я сам»
2. «Я и вы»
3. «Я и мы»
2 блок – познавательное развитие «Удивительное рядом»
Главными задачами этого направления являются: развитие у детей умения выбирать необходимую информацию, обогащать способы и средства построения собственной деятельности, способности видеть общее в едином явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.
Темы:
1. «Мир предметов»
• игрушки
• транспорт
• предметы обихода
2. «Природа и мы»
• животные (домашние и дикие)
• птицы
• растения
• времена года, природные явления
3 блок – художественно – эстетическое развитие «Как прекрасен этот мир»
Темы:
1. «В стране Вообразили»
• «Мои первые книги»
• «Сказка рядышком живет»
2. «Радуга красок»
• «Я рисую, посмотрите»
• «Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка»
• «Если видим на картине…»
3. «Волшебный мир звуков»
• «Раз словечко, два словечко – будет песенка»
• «Музыка настроений»
Это направление рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами литературы и искусства. В основу художественно – эстетического развития положено формирование умственных и художественных способностей : музыкальных, литературных, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.
«Времена года, природные явления»
1. Знакомство с разными видами игрушек (по материалу, размеру, рассматривание, обыгрывание;
2. Знакомство с разными видами транспорта (грузовой, легковой, выделяя части грузовой машины;
3. Учить узнавать и называть предметы обихода и интерьера, называть действия с этими предметами (посуда, одежда, мебель) ;
4. Освоение навыков пользования различными предметами.
1. Учить узнавать и называть домашних животных;
2. Дать детям представление о их строении, особенности звукоподражания ;
3. Знакомить детей с обитателями леса , их характерными особенностями , звукоподражанием, называя части тела;
4. Знакомить детей с домашними и дикими птицами, их отличиями от животных, звукоподражанием, отличать и называть части тела
5. Учить узнавать овощи фрукты по внешнему виду и вкусу.
6. Учить узнавать и называть растения ближайшего окружения (2-3, узнавать и называть березу;
7. Учить находить у деревьев ствол, ветки, листья, размер и форму листьев и плодов;
8. Изучение признаков осени, отмечать состояние природы (живой и неживой) . 1. Различение предметов по форме, размеру, цвету, по количеству;
2. Формировать понятие «один» , «много» ;
3. Учить называть и различать круг, квадрат;
4. Учить узнавать и называть цвета (красный, синий. желтый, зеленый, белый) ;
5. Учить ориентироваться в размерах и предметах (большой- маленький, длинный – короткий)
«Музыка настроений»
3. Воспитывать игровые действия по тексту;
4. Учить понимать содержание, узнавать героев при многократном рассказывании, подхватывать слова и строки из знакомых стихов и потешек;
5. Учить слушать внимательно художественный текст и активно реагировать на его содержание.
6. Подводить детей к передаче преднамеренного изображения;
7. Учить держать карандаш, фломастер, кисть правильно;
8. Обучать приемам изображения предметов с помощью линий;
9. Узнавание в различных формах конкретных явлений,
10. Знакомить с деталями строительного материала с приемами лепки из пластилина;
11. Учить рассматриванию предметных картинок, узнавать и называть знакомые на картинках предметы; учить рассматривать картины, понимать действия персонажей, формировать понятие причинно-следственных связей;
«Волшебный мир звуков»
1. Воспитывать интерес к слушанию музыкальных произведений, подпевать слова и фразы, звукоподражать, вызвать активный эмоциональный отклик на веселую музыку, развивать динамическое и ритмическое, высотное восприятие ;
2. Учить простейшим танцевальным движениям.
«Раз словечко, два словечко – будет песенка»
1. Использовать доступные речевые средства;
2. стремиться к диалогу со взрослыми;
3. Развивать и активизировать словаря детей ;
4. Осваивание структуры простого предложения, овладение культурой речи (дыхание, темп, дикция, артикуляция) ;
5. Развитие мелкой моторики ;
6. Учить складывать шарики и колбасок из пластилина;
7. Учить составлять на бумаге простейших композиций из целых плоских форм;
8. Развивать простейшие навыки игровой и музыкальной деятельности.
Любите своих детей, и они вам ответят тем же!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
В данной призентации рассматриваются особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет в нескольких разделах1.Учимся двигаться. 2.Игра с детьми. 3.Речь ребенка. 4.Ребенок и книга. 5.Ребенок ...
Консультация для родителей "Особенности развития и воспитания детей раннего возраста"
Особенности развития и воспитания детей раннего возраста....
Беседа с родителями«Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»
Беседа с родителями«Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»...
Особенности развития и воспитания детей в период раннего возраста
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...
Родительское собрание на тему «Особенности развития и воспитания детей 4-5 лет»
Выступление педагога на родительском собрание в средней группе на тему "Особенности развития и воспитания детей 4-5 лет"....
Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»
Раннее детство — это особый период, когда наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладыв...
Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...