Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Дорохова Анна Владимировна

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время.Как проходит развитие ребенка от 2-х до 3-х лет? Особенности развития детей в возрасте от 2-х до 3-х лет определяются активным функционированием нервной системы, из-за этого ребенок более подвижен, а его организм интенсивно развивается физически. Также малыш уже старается контролировать свои потребности и желания. Поэтому именно сейчас легче всего сформировать навыки правильного поведения. Речь уже связана с мышлением, ребенок использует сложные предложения, начинает устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, сравнивает их свойства и сопоставляет их. Малыш хорошо понимает смысл сказанного. В этот период рекомендуется: обсуждать с ребенком события прошлого и будущего; определять цели, свойства и назначение предметов; учить малыша различать цвет, форму, количество (мало или много) предметов; позволять ребенку наблюдать и исследовать; поддерживать интерес к явлениям и предметам; играть в ролевые игры («больница», «магазин», «дочки-матери») для развития социальных навыков общения. Как проявляется кризис 3-х лет? К трем годам у ребенка появляется тенденция к самостоятельности. Теперь он стремится делать все независимо от взрослых. Это жгучее стремление находит выражение в словах «Я сам!». Появление этой фразы свидетельствует о наступлении кризиса 3-х лет. Ребенок резко становится упрям, своеволен и строптив. Он психологически отделяется от родителей, с которыми был неразрывно связан, начинает противопоставляться им во всем. Многие дети именно в этот период начинают использовать местоимение «Я». Чаще всего до этого они упоминают о себе в третьем лице: «Маша играет», «Саша хочет». Большую роль начинает играть результат осуществляемой деятельности. Поэтому становится очень важным фиксация успехов ребенка взрослыми. Малыш с особым пристрастием воспринимает отношение родителей к его деятельности и ждет от них поощрения и одобрения. Становление системы «Я», где точка отсчета - достижение, оцененное окружающими, свидетельствует о переходе к дошкольному периоду.Какие развивающие игрушки нужны в раннем возрасте? Умственное и техническое развитие малыша в этот период происходит, благодаря предметной деятельности, которая имеет несколько направлений развития: становление орудийных действий; развитие наглядно-действенного мышления; развитие познавательной активности; формирование целенаправленности действий. Каждое направление имеет свои специальные игровые материалы и игрушки. Орудийные действия характеризуются тем, что ребенок использует какой-либо предмет-орудие: бытовые вещи (ложка, чашка, расческа, зубная щеточка, карандаши) или игрушечные копии реальных предметов (совочек, лопатка, сачок, удочка с магнитом, игрушечный телефон, часы и др.). Такие игрушки необходимы, так как помогают малышу тренировать руку и овладевать культурными способами использования предметов. Развивать наглядно-действенное мышление крохе помогают игрушки, требующие от него определенных обдуманных действий. К ним можно отнести пирамидки, вкладыши разной формы, цвета и размера, матрешки, крупные пазлы и мозаики, кубики, желобок и шарик для скатывания. Играя с такими игрушками, ребенок учится сопоставлять детали по их форме, крупности, цвету, положению. Познавательная активность проявляется в детском экспериментировании. В этом помогут игрушки, в которых присутствует сюрпризный момент. К ним относятся коробочки с секретом, музыкальные центры, механические игрушки, игрушечные музыкальные инструменты, брызгалки, формочки для лепки из песка, совочки и др. Формированию целенаправленности действий способствуют игры, которые имеют конкретный конечный результат. Это могут быть: детское домино или лото, игрушки из составных частей (домики, машинки), строительные наборы, предполагающие действия по заданному образцу и др. Главное помнить, что в раннем возрасте ребенок не любит оставаться один. Ему необходимо ощущение заботы и теплоты. Нужно научить малыша понимать и ощущать окружающий мир. Правильное полноценное развитие ребенка во многом зависит от родителей.  


Источник: http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/kakovy-osobennosti-detej-rannego-vozrasta.php

Источник: http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/kakovy-osobennosti-detej-rannego-vozrasta.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности развития и воспитания детей раннего возраста"

Особенности  развития и воспитания детей раннего возраста....

Беседа с родителями«Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»

Беседа с родителями«Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»...

Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»

Раннее детство — это особый период, когда наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладыв...

Статья "Особенности развития и воспитания детей раннего возраста от 1,5 до 2 лет"

В возрасте 1,5-2 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся ли...

«Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»

Важно создать условия, в которых они принимают активное участие в процессе обучения. Недопустимо ограничение свободы передвижения вовремя занятий. Психические особенности возраста не позволят малышам ...