ТРИЗ в развитие речи дошкольников
методическая разработка
Данные материалы представляют собой презентацию и текст к ней по данной теме.Может быть использованна для ознакомления родителей и коллег с данной темой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст к презентации | 18.31 КБ |
triz_e1962.pptx | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Очевидно, что необходим поиск средств взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Слайд 2.
Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – Теорию Решения Изобретательных Задач.
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
ТРИЗ технологию так же называют РТВ (развитие творческого воображения). Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Слайд 3.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
• - активизации познавательной деятельности детей;
• - созданию мотивационных установок на проявление творчества;
• - созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
• -повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.
Хотелось бы поделиться опытом использования приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Известно, что в понятие «речь» мы включаем такие компоненты как звукопроизношение, грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, развитие словаря и т. д, связную речь.
Слайд 4.
Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:
• Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
• Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
• Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
• Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
• Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Слайд 5.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
• Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
• Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
• На первом этапе ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч - как можно использовать предмет?
• Следующий этап – это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо - плохо».
• Далее следует этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
• На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
• Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.
• На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь педагог только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагогам дошкольного учреждения нужно начинать свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Слайд 6
В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.
В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения. Воспитатель показывает картинку с изображением елочки. Педагог просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме) Ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети старшего дошкольного возраста с интересом могут играть в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание.
Слайд 7.
В работе по ТРИЗ - технологиям по развитию речи используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них:
«Поиск аналогов» — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма, заяц (скачет, шина (из резины) и т. д.
«Противоположности» — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — огонь (холодный — горячий, уголь – мел (белый — черный, металл – пух (легкий — тяжелый, и т. п.
«Хорошо – плохо»— берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф — мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется…
«Мозговой штурм» - Постановка изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.)
«Да–Нет»
Игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет». Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: «да», «нет», «и да, и нет», «это не существенно», «об этом нет информации».
И т. д., пока слово не будет угадано.
«Подбери слова»
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т. д.
Слайд 8.
Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой.
• - «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
• - «Коллаж из сказок.» Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. (творческая совместная работа детей и воспитателя.
• - «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.
• - «Спасательные ситуации в сказках».
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
ТРИЗ технология очень интересна и увлекательна - стоит только поближе с ней познакомиться.
Слайд 9.
На экране представлена используемая литература
Слайд 10.
Благодарим за внимание
Использованная литература:
1. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. Москва, 2004.
2. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М. : Вента-граф, 2005.
3. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Катринка без запинки /методика рассказа по картине/. - Спб. : Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.
4. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка, 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИЗ – Теория Решения Изобретательных Задач ТРИЗ технологию так же называют РТВ (развитие творческого воображения) Девиз - «Творчество во всем!».
Использование ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию мотивационных установок на проявление творчества; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами
Принципы при использовании ТРИЗ Принцип свободы выбора Принцип открытости Принцип деятельности Принцип обратной связи Принцип идеальности
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Этапы использования ТРИЗ: Поиск «Тайна двойного» Разрешение противоречий Изобретательство Решение задуманного Выход из ситуации
Использование ТРИЗ согласно возрастной группе детей В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения
Методы и технологии ТРИЗ «Поиск аналогов» «Противоположности» «Хорошо – плохо» «Мозговой штурм» «Да–Нет» « Подбери слова»
Приемы ТРИЗ при работе со сказкой «Сказка наизнанку» «Коллаж из сказок» «Знакомые герои в новых обстоятельствах» «Спасательные ситуации в сказках»
Используемая литература: 1.Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева , Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004. 2.Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005. 3.Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки /методика рассказа по картине/. - Спб .: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995. 4.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников.
Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.Важно, чтобы совр...
Мастер-класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...
Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников
Опыт работы по данной теме....
Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).
Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....
Мастер -Класс " Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников"
Мастер класс Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»Провела воспитатель :Николаева Л.БЗадачи: распространение педагогического опыта.Цели:...
Выступление на педагогическом совете ДОУ по теме "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников"
Цель: познакомить педагогов ДОУ с элементами технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников....