"Сказкотерапия - методика исцеления души" август 2021 год
консультация (младшая группа)

Старкова Марина Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_1.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия – методика исцеления души»                            

Как метод сказкотерапия появилась в конце шестидесятых годов XX века, она использовалась психологами с целью коррекции патологических состояний. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение. Методика в мягкой форме помогает осознать проблему, а при систематическом применении — находить нужное решение серьезных задач.                                                                                                    Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.  Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В этом смысле противоположностью сказки является басня. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.             «В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.                Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья.                           В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.                                                                                                Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.                                                                                                         Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Достоинство сказок:

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
  • Неопределенность места действия главного героя.
  • Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
  • Победа Добра. Психологическая защищенность.
  • Наличие Тайны и Волшебства.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность. Сказку можно использовать в работе в таких ситуациях, в которых, на первый взгляд, психолог бессилен.  А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия. Занятие по методике работы со сказкой из цикла «Зимние чудеса».

В настоящее время в педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия твор...

Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста: сказкотерапия.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитиюличности ребёнка связывается возможность обновления и качественног...

Методика сказкотерапии в ДОУ

Почему в условиях современного мира, где родители вынуждены уделять работе слишком много времени в ущерб воспитанию детей нам может помочь сказкотерапия?...

Сказкотерапия – эффективная психологическая методика работы с ребенком

Сказкотерапия помогает развивать дошкольника, мягко воздействуя на его эмоциональное состояние. Как педагог-психолог я использую его в своей работе, для коррекционно-развивающей работы с психоло...

Мастер-класс:«Методика сказкотерапии для профилактики и коррекции личностных проблем дошкольников с использованием карт В.Я. Проппа»

laquo;Методика  сказкотерапии для профилактики и коррекции личностных проблем дошкольников с использованием карт В.Я. Проппа»....

Методика сказкотерапии, предложенная О.А. Шороховой

Развитие личности дошкольника, по мнению автора, происходит в гармонии и согласовании с успешным овладением грамотной и связной речью. Работа по ее системе ведется по нескольким направлениям, кот...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством методики сказкотерапии на занятиях по хореографии

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития  творческих способностей ребенка. Она воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциона...