Мастер-класс для родителей «Развиваем речь ребёнка в условиях семьи»
методическая разработка

Туркова Елена Владимировна

Мастер-класс для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Развиваем речь ребёнка в условиях семьи»

План проведения:

1. Развитие речи в условиях семьи.

2. Показ артикуляционной гимнастики.

3. Показ дыхательной гимнастики.

4. Пальчиковые игры, как важное составляющее в развитии речи.

5. Речевые игры.

6. Проговаривание чистоговорок и скороговорок.

7. Советы и рекомендации родителям.

Цель:

Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологиями, этапами работы.

2. Показать на практике методы и приёмы по развитию речи.

3. Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей.

Родители сидят по – турецки в кругу на паласе.

Воспитатель:

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития.

Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени, так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле).

Правильно поступают те взрослые – не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры и т. д., – которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребёнком. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию его любознательности.

Всё внимание и неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, главное говорить медленно, ясно и громко.

В процессе общения, взрослым необходимо помогать ребёнку, овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причём, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шести – семилетнему возрасту, ребёнок уже будет располагать солидным словарным запасом (порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка.

Для того чтобы речь наших детей была правильной, с чистым звукопроизношением, необходимо уделять этому особое значение.

Выпускник детского сада должен многое знать и уметь, без правильно сформированной речи это будет очень трудно для ребёнка.

Можно ли помочь в становлении грамотной, свободной речи? Конечно! И сделать это могут не только педагоги и специалисты детского сада, имеющие специальное образование, но и будет очень здорово, если и родители не останутся в стороне, особенно в старшей и подготовительной группах детского сада, т. к. речь станет основой успешной учёбы в школе.

Таким образом, для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения, – разговор и рассказ, игра, чтение книг, сказки. Необходимо включать в общение с детьми и артикуляционную гимнастику для лучшего развития речевого аппарата, и пальчиковые игры, и словесные игры. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.

Уважаемые родители! Дети обожают игры, чудеса, загадывание и проговаривание. Они с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребёнка!

Обычно дошколята очень любят гримасничать, издавать различные звуки звукоподражания, надувать щёки… Взрослые делают им замечания. А дети, сами этого не зная, занимаются самостоятельно развитием речи! Это вовсе не баловство, а самое настоящее занятие по развитию губных и языковых мышц.

Сегодня я вам предлагаю побыть в роли детей и поиграть! Это весело и полезно!

Артикуляционная (речевая) гимнастика.

Это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц речевого аппарата, развитие их силы и подвижности. У ребёнка органы артикуляции

(губы, зубы, язык) развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке речевых мышц.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом, ребёнок должен видеть, что язык делает. Проводить гимнастику надо ежедневно - 2 раза в день – в утренние часы и пред дневным сном 5-7 минут. Каждое упражнение выполняется 5- 8 раз.

«Бегемотик»: открываем рот как можно шире (словно бегемотик просит еды, потом медленно закрываем.

«Заборчик»: улыбаемся, как можно сильнее растягивая губы. Зубы при этом остаются сомкнутыми.

«Чистим зубки»: улыбаемся, открываем рот, а затем чистим зубы кончиком языка переднюю, обратную сторону, верхний, нижний ряд.

«Играем на дудочке»: вытягиваем губы сильно вперёд, как можно дальше, зубы должны быть сомкнуты.

«Лошадка»: вытягиваем губы, приоткрываем рот, процокаем "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

«Орешки»: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

«Качели»:улыбнуться, открыть рот, поднимаем кончик языка за верхние зубы, опускаем за нижние зубы.

«Часики»: улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Дыхательная гимнастика

Воздушный футбол

Берём мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Рисунок на окне

Ребёнок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Снегопад (Листопад)

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты или бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки», «листочки» на ладонь и сдувать их.

Сдувание одуванчиков.

Развивать мелкую моторику необходимо прежде всего для того, что совсем скоро наши дошкольники станут школьниками и им предстоит взять в руки ручки и красиво и правильно вывести первые буквы, аккуратно вырезать и приклеить картинку. Для развития – необходимо постоянно ребёнку давать делать что-то своими руками. Это могут быть и собирание пазлов, и выкладывание узоров из счетных палочек, бусинок, камешков. Лепка из пластилина и игры с живым песком. Не бойтесь детям давать в руки ножницы. (Конечно под вашим бдительным присмотром)

Пальчиковые игры.

«Моя семья».

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папочка

Этот пальчик мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

«Помощники».

Раз, два, три, четыре,

(попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики, по одном, на каждое название посуды)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали.

(снова загибают пальчики)

Так мы маме помогали.

(ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши).

Кукольный театр.

Развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют игры с использованием кукольного театра. Детей очень увлекает процесс, когда их пальчики превращаются в определенных героев, с которыми можно разыграть сказку. Кукольный театр может быть не только куплен в магазине, его можно изготовить самостоятельно из разнообразного материала.

Детям,посещающим детский сад необходимо овладеть навыками самообслуживания: застегивание пуговиц, замков, заклёпок, завязывание шнурков, бантиков. Все это также способствует развитию мелкой моторики. Поэтому необходимо всему этого ребёнка обучать дома.

Отдельное слово хочется сказать об играх с мячом. Мячи могут быть самые разнообразные.

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.

Массажный мяч Су – джок.

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Игры с мячом, направленные на расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Речевые игры или словесные игры.

«Новое слово».

Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.

«Ласковое слово».

Предложите ребёнку превратить слова так,как в примере: дом – домик, стол -столик, заяц - зайчик, книга - книжечка, лиса — лисичка.

«Кто больше».

В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному.Например: Лето - теплое, солнечное, дождливое, ласковое, жаркое.

Также можно поставить задачу придумать к существительному глаголы: река-течет, бежит, журчит, бурлит.

«Отгадай».

Ребёнокдолжен отгадать предмет по названию его частей:

кабина, кузов, руль, колёса, фары — машина.

Чистоговорки

У Сени и Сани сом с усами.

Са-са-са: в клетке спит лиса.

Су-су-су: смотрим на лису.

Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.

Се-се-се: знаем сказку о лисе.

Скороговорки

Жутко жуку жить на суку.

У ужа ужата, у ежа – ежата.

Уважаемые родители,помните: если ребёнок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки и трудно проговариваемые слова.

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на  закрепление  звуков, развитие  мелкой моторики для коррекции речи....

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи»

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи»Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и прави...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка в домашних условиях»

Родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания ребёнка, даже если его речь развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам. Обогащение пассивного и активного словаря ...

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи»

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи»Цель:Познакомить родителей со способами развития речи детей раннего возраста в условиях семьи.Задачи:1.Показать н...

Мастер - класс "Играем пальчиками и развиваем речь"

Цель мастер - класса  состоит в ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие  мелкой моторики для развития речи ребенка....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

активизация творческого потенциала педагогов ДОО для использования игровых методик в образовательном процессе....

15.02.2023г Мастер-класс для педагогов "Играя,развиваем речь"

Речь формируется в деятельности, а так как игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления....