Консультация
консультация

Квасова Зиля Халиловна
Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста
________________________________________
Цель: выявить возможности развития речи детей раннего возраста при регулярном проведении работы по развитию мелкой моторики руки.
Объект: развитие речи детей раннего возраста.
Предмет: развитие мелкой моторики руки детей раннего возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности развития речи детей раннего возраста.
2. Рассмотреть приемы работы с детьми раннего возраста, способствующие развитию мелких движений руки.
I. Развитие речи детей раннего возраста.
1.1. Особенности развития речи детей раннего возраста.
Освоение родного языка является важнейшим достижением преддошкольника.
Словарь ребенка особенно быстро растет после года, когда он, научившись ходить, встречается все с большим количеством предметов. Этому способствует и постоянное, очень разнообразное по форме общение ребенка со взрослыми.
Постепенно ребенок узнает, что при помощи речи можно общаться с окружающими. Конечно, малыш еще не может сам сделать обобщающий вывод, но он к нему приходит на практике. Испытывая все большую и большую потребность в таком общении, дети понемногу начинают добиваться ответа на свой вопрос, а иногда даже исправлять его.
Большую часть слов у детей до двух лет составляют имена существительные. К трем годам значительно увеличивается число глаголов. Это объясняется тем, что ребенок сам стал выполнять множество действий. Появляются местоимения, наречия и предлоги, однако прилагательные дети этого возраста употребляют очень редко. Это говорит о том, что воспитатели уделяют мало внимания ознакомлению детей с признаками предметов. Между тем стоит в беседах с детьми при рассматривании картинок спрашивать: “ Какой мяч?”, “Какая чашечка?”, “Где большой грибок?”, “Где красные туфельки?”, и т.д., чтобы дети сами начали обращать внимание на цвет, величину и на другие качества предметов. В этих случаях словарь ребенка начинает обогащаться прилагательными.
На третьем году жизни у детей заметно возрастает интерес к слову. Это обнаруживается не только в этих вопросах, но и в том, что они начинают играть словами, меняют их и выдумывают новые слова, которых нет в речи взрослых.
Сначала дети говорят короткими предложениями, состоящими из двух, затем из трех слов.
Постепенно фразы становятся длиннее и составляют также из отдельных слов, которые, однако, еще никак не согласуются друг с другом.
На третьем году жизни происходит дальнейшее накопление слов и ребенок становиться способным уже к более тонкому различению речевых форм и строит предложения грамматически все более правильно.
Интересы ребенка расширяются, его привлекают животные и птицы, транспорт и другие машины, игрушки и одежда. Но больше всего его привлекают люди, их действия, настроение, желания. Все предметы ребенок обозначает словами, уже не только понимает обращенную к нему речь, но и сам начинает говорить все больше и все чаще.
В речи трехлетних детей уже отражается понимание ими того, о чем они говорят, их отношение, оценка, их желание, их ожидания и недоумения. Речь приобретает элементарную выразительность.
Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны, поэтому первые обобщения.
В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понимал рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить.
Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь ребенка (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращения ко взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года состоят из 2 – 3 слов. Это чаще всего субъект и его действие (“Мама идет”), действие и объект действия (“Дай булку”, “Хочу конфету”) или действие и место действия (“Книга там”). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: “Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?” и т.д.
Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться при помощи речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, детьми. Что говорится им в таких случаях? В основном практическое действие ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослыми деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны и дети не всегда отвечают друг другу.
1.2. Основные направления работы с детьми, способствующие развитию речи.
В методике обучения родному языку в детском саду приняты 2 основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.
Как ведущая форма выступает обучение на занятиях. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передать ребенку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, сформировать важнейшие умения и навыки.
Речь ребенка формируется в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. Но если в этот момент взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Инициативная речь ребенка, частота и содержательность обращений к взрослым обусловлена тем, как часто и по каким поводам обращается к малышу воспитатель. Детей следует учить обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т.п.
Осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течение всего дня, педагог должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.
Приведем несколько приемов, направленных на развитие речи, которые можно использовать с детьми от 1 до 3 лет. Все они основаны на включение речи в деятельность ребенка, в его общение со взрослым и в восприятие разнообразных впечатлений.
Совместное рассматривание предметов.
Взрослый и ребенок наблюдают за чем-либо. При этом взрослый выразительно описывает все, что видит малыш. Рассматривание предметов важно сочетать с активными действиями ребенка, чтобы слово связывалось с предметом и с действием. Нужно, чтобы ребенок имел возможность проявить свою активность – выполнить простые движения, произнести знакомые и мало знакомые слова. Всякие проявления активности и интереса к предмету нужно обязательно поддерживать и поощрять.
Чтение потешек.
Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок, потешку, сказку (“Ладушки”, “Репка” и пр.). Когда текст уже хорошо знаком детям, можно делать в конце каждой строки паузы, чтобы побуждать ребенка к произнесению недостающих слов. Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок подсказывает взрослому нужное слово.
Знакомство с новым словом.
Новое слово, обозначающее действие, вводится в сочетании со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект действия. Этот прием усиливает интерес к слову и закрепляет определенные словосочетания. Прием необходимо сопровождать рассматриванием соответствующих картинок или действий с игрушками, чтобы новое слово не было оторвано от своего значения.
Рассматривание картинок.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает картинку, на которой изображены знакомые персонажи и ситуации. Взрослый задает вопросы по содержанию и добивается ответа от детей (помогает, направляет).
Поручения, требующие ответа-действия.
Взрослый просит что-то найти, принести или показать. Сложность этого поручения зависит от развития речи ребенка, как пассивной, так и активной: поручение должно быть понятно и доступно в то же время требовать сосредоточенности и не выполняться механически. Желательно, чтобы малыш сам повторил, что ему нужно принести, а когда выполнил поручение, сказал, что он принес. Нужно учитывать желание ребенка, а не заставлять его.
Спектакль игрушки.
Ребенку или нескольким детям сразу показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание этих сценок должно быть простым и узнаваемым. Показ должен сопровождаться знакомыми для малышей словами, вызывать отношение детей к игрушке. Сразу после сценки можно спросить малышей, что они видели.
Требования к занятиям:
они должны быть интересны для

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста

Цель: выявить возможности развития речи детей раннего возраста при регулярном проведении работы по развитию мелкой моторики руки.

Объект: развитие речи детей раннего возраста.

Предмет: развитие мелкой моторики руки детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности развития речи детей раннего возраста.
  2. Рассмотреть приемы работы с детьми раннего возраста, способствующие развитию мелких движений руки.

I. Развитие речи детей раннего возраста.

1.1. Особенности развития речи детей раннего возраста.

Освоение родного языка является важнейшим достижением преддошкольника.

Словарь ребенка особенно быстро растет после года, когда он, научившись ходить, встречается все с большим количеством предметов. Этому способствует и постоянное, очень разнообразное по форме общение ребенка со взрослыми.

Постепенно ребенок узнает, что при помощи речи можно общаться с окружающими. Конечно, малыш еще не может сам сделать обобщающий вывод, но он к нему приходит на практике. Испытывая все большую и большую потребность в таком общении, дети понемногу начинают добиваться ответа на свой вопрос, а иногда даже исправлять его.

Большую часть слов у детей до двух лет составляют имена существительные. К трем годам значительно увеличивается число глаголов. Это объясняется тем, что ребенок сам стал выполнять множество действий. Появляются местоимения, наречия и предлоги, однако прилагательные дети этого возраста употребляют очень редко. Это говорит о том, что воспитатели уделяют мало внимания ознакомлению детей с признаками предметов. Между тем стоит в беседах с детьми при рассматривании картинок спрашивать: “ Какой мяч?”, “Какая чашечка?”, “Где большой грибок?”, “Где красные туфельки?”, и т.д., чтобы дети сами начали обращать внимание на цвет, величину и на другие качества предметов. В этих случаях словарь ребенка начинает обогащаться прилагательными.

На третьем году жизни у детей заметно возрастает интерес к слову. Это обнаруживается не только в этих вопросах, но и в том, что они начинают играть словами, меняют их и выдумывают новые слова, которых нет в речи взрослых.

Сначала дети говорят короткими предложениями, состоящими из двух, затем из трех слов.

Постепенно фразы становятся длиннее и составляют также из отдельных слов, которые, однако, еще никак не согласуются друг с другом.

На третьем году жизни происходит дальнейшее накопление слов и ребенок становиться способным уже к более тонкому различению речевых форм и строит предложения грамматически все более правильно.

Интересы ребенка расширяются, его привлекают животные и птицы, транспорт и другие машины, игрушки и одежда. Но больше всего его привлекают люди, их действия, настроение, желания. Все предметы ребенок обозначает словами, уже не только понимает обращенную к нему речь, но и сам начинает говорить все больше и все чаще.

В речи трехлетних детей уже отражается понимание ими того, о чем они говорят, их отношение, оценка, их желание, их ожидания и недоумения. Речь приобретает элементарную выразительность.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны, поэтому первые обобщения.

В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понимал рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь ребенка (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращения ко взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года состоят из 2 – 3 слов. Это чаще всего субъект и его действие (“Мама идет”), действие и объект действия (“Дай булку”, “Хочу конфету”) или действие и место действия (“Книга там”). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: “Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?” и т.д.

Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться при помощи речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, детьми. Что говорится им в таких случаях? В основном практическое действие ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослыми деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны и дети не всегда отвечают друг другу.

1.2. Основные направления работы с детьми, способствующие развитию речи.

В методике обучения родному языку в детском саду приняты 2 основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

Как ведущая форма выступает обучение на занятиях. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передать ребенку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, сформировать важнейшие умения и навыки.

Речь ребенка формируется в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. Но если в этот момент взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Инициативная речь ребенка, частота и содержательность обращений к взрослым обусловлена тем, как часто и по каким поводам обращается к малышу воспитатель. Детей следует учить обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т.п.

Осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течение всего дня, педагог должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.

Приведем несколько приемов, направленных на развитие речи, которые можно использовать с детьми от 1 до 3 лет. Все они основаны на включение речи в деятельность ребенка, в его общение со взрослым и в восприятие разнообразных впечатлений.

Совместное рассматривание предметов.

Взрослый и ребенок наблюдают за чем-либо. При этом взрослый выразительно описывает все, что видит малыш. Рассматривание предметов важно сочетать с активными действиями ребенка, чтобы слово связывалось с предметом и с действием. Нужно, чтобы ребенок имел возможность проявить свою активность – выполнить простые движения, произнести знакомые и мало знакомые слова. Всякие проявления активности и интереса к предмету нужно обязательно поддерживать и поощрять.

Чтение потешек.

Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок, потешку, сказку (“Ладушки”, “Репка” и пр.). Когда текст уже хорошо знаком детям, можно делать в конце каждой строки паузы, чтобы побуждать ребенка к произнесению недостающих слов. Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок подсказывает взрослому нужное слово.

Знакомство с новым словом.

Новое слово, обозначающее действие, вводится в сочетании со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект действия. Этот прием усиливает интерес к слову и закрепляет определенные словосочетания. Прием необходимо сопровождать рассматриванием соответствующих картинок или действий с игрушками, чтобы новое слово не было оторвано от своего значения.

Рассматривание картинок.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает картинку, на которой изображены знакомые персонажи и ситуации. Взрослый задает вопросы по содержанию и добивается ответа от детей (помогает, направляет).

Поручения, требующие ответа-действия.

Взрослый просит что-то найти, принести или показать. Сложность этого поручения зависит от развития речи ребенка, как пассивной, так и активной: поручение должно быть понятно и доступно в то же время требовать сосредоточенности и не выполняться механически. Желательно, чтобы малыш сам повторил, что ему нужно принести, а когда выполнил поручение, сказал, что он принес. Нужно учитывать желание ребенка, а не заставлять его.

Спектакль игрушки.

Ребенку или нескольким детям сразу показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание этих сценок должно быть простым и узнаваемым. Показ должен сопровождаться знакомыми для малышей словами, вызывать отношение детей к игрушке. Сразу после сценки можно спросить малышей, что они видели.

Требования к занятиям:

  • они должны быть интересны для малышей и доставлять им радость. Заставлять ребенка делать то, что он не хочет и не может, - недопустимо;
  • все приемы по развитию речи должны быть включены в собственную деятельность малыша, в его интересы. Слова не должны быть пустым звуком, а должны обязательно опираться на конкретные впечатления. Пассивное повторение слов не приведет к развитию активной речи;
  • все приемы должны быть индивидуально адресованы. Даже если занятие проводится сразу с несколькими детьми, вы должны быть уверенны, что каждый ребенок смотрит на вас и сосредоточен на том, что вы говорите и показываете;
  • занятие должно быть очень коротким – не более 3 -5 мин. Дольше этого времени ребенок от 1 до 3 лет не может удерживать свое внимание на чем-то одном. Лучше повторять одни и те же приемы в разное время и в разных ситуациях, чтобы дети сразу узнавали их и понимали, что от них требуется.

Таким образом, видно, что работа над развитием речи малышей достаточно обширна, происходит в течение всего дня и вовремя разных видов деятельности.

II. Влияние развития мелких движений рук на развитие речи детей раннего возраста.

2.1. Пальчиковая гимнастика – как один из способов развития моторики руки.

Ребенок слышит человеческую речь постоянно. Взрослый не только обращается с ней к малышу, но и разговаривает в его присутствие; к тому же звучащая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Но далеко не всегда малыш слышит и различает речевые звуки. Слышимая речь оказывает положительное влияние на развитие собственной речи только в том случае, если она включена в общение с человеком.

Особое внимание обратите на совершаемые во время прослушивания мелкие движения руки. Становление речи тесно связанно с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движение имеют сходную физиологическую основу. Иногда для того, чтобы определить, владеет ли ребенок речью, достаточно попросить его показать пальчик, еще один и пр. Если он выполняет эту простую просьбу, первое активное слово в его голосовом репертуаре наверняка есть.

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей “Сороки-белобоки” и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза рогатая” и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работа В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, Что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

2.2. Лепка – как способ развития мелкой моторики руки.

Значение овладения детьми третьего года жизни элементами изобразительной деятельности велико. Деятельность с глиной, красками, карандашами и бумагой – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей, способствует проявлению умственной и речевой активности.

Формирование у детей навыков изобразительной деятельности в первой младшей группе заключается, во-первых, в обучении действиям, специфичным для рисунка и лепки, во-вторых, в направлении внимания и усилий на создание графического и пластического образа. Даже элементарная деятельность с изобразительными материалами должна быть направлена на отражение действительности в доступных детям образах. Формирование навыков и умений в процессе этой работы должно подчиняться созданию изобразительного образа и воспитанию интереса к изобразительной деятельности.

Занятие лепкой с детьми раннего возраста можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах (2 – 4 человека). Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Для удобства использования в практической работе представленных ниже занятий мы приводим в описании некоторых из них примерный текст беседы взрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки. Этот вариант можно взять за основу и в дальнейшем развивать диалог с детьми с учетом их интересов, возросших возможностей, в зависимости от конкретной ситуации.

Меры предосторожности

Следите за соблюдением “мер безопасности” - не позволяйте малышам разбрасывать тесто, брать пластилин в рот, размазывать их по полу, одежде и игрушкам. Для этого необходимо организовать место для занятия: поставьте стол там, где нет коврового покрытия, застелите его пленкой. На занятиях лепкой будьте всегда рядом с детьми. После занятия уберите пластилин в недоступное для них место.

2.3. Рисование – как способ развития мелкой моторики руки.

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая, как родители, старшие братья, сестры действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется характерное для двухлетних детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослого.

В начале учебного года занятия изобразительной деятельностью проводятся не со всей группой одновременно, а по подгруппам. Делается это для того, чтобы педагог мог увидеть действия каждого ребенка, каждому помочь, каждого направить. Когда ребенок только начинает учиться рисовать, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками.

Занятия с подгруппами позволяют воспитателю уделить внимание каждому ребенку: поправить позу, добиться правильного использования материала, помочь, если что-то не удается. Это особенно важно на начальном этапе овладения рисованием.

При проведении занятий в первой младшей группе нельзя предъявлять всем одинаковые требования. Главное – воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание испробовать свои силы, привить навыки определенного поведения в процессе занятия и обращения с материалами.

Для рисования детям надо овладеть действиями руки с карандашом. Однако наблюдение за детьми раннего возраста показывают, что именно в это время они начинают овладевать действиями с ложкой при еде, пользоваться палочкой для доставания предмета. И хотя в начале руки слабы и не слушаются, ребенок приспосабливает свои движения к захватыванию пищи ложкой, несмотря на то, что это связанно с известными трудностями, а взять пищу прямо руками легче.

Овладение карандашом и кистью также удается детям не сразу. Вначале движения руки с карандашом, как с любым другим орудием, которым малыш только начинает пользоваться, неумелый: ребенок или слишком зажимает карандаш в руке, и рука становиться очень напряженной, теряет свободу, или почти не держит его, не умея зажать в пальцах, и карандаш вываливается из рук. Но постепенно движения эти становятся увереннее.

Рисование карандашами требует освоения целого ряда технических навыков: надо научиться правильно брать карандаш (тремя пальцами), держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Также как и правильной позе, приемам пользования карандашом надо учить с первых же занятий.

Часто бывает, что воспитатель, показав, как держать карандаш, не замечает, что некоторые держат его “щепотью”, двумя пальцами, кулаком или в левой руке. Если на неправленые способы не обратить внимание сразу, ребёнок к ним привыкает и позже с трудом усваивает правильные. Нельзя при этом ограничиваться одними словесными замечаниями: “Аня, возьми карандаш правильно!”. Сам ребенок, не имея еще опыта действий с карандашом, не знает, что нужно делать. Ему надо показать это практически, взяв его руку в свою и положив пальчики как следует. В процессе занятия надо также все время обращать внимание на то, как дети держат карандаш, и поправлять его по мере надобности.

Заключение.

Таким образом, видно, что проводимая работа в детском саду, направленная на развитие речи малышей очень разнообразна и широко представлена. Развитие речи детей раннего возраста есть одно из наиболее важных направлений наряду с укреплением здоровья. Потому что только при овладении родным языком ребенком можно говорить о дальнейшем развитии других видов деятельности, в которые так или иначе все равно включена речь. Как говорилось в работе, развитие речи малышей происходит во время всего дня, которое ребенок находится в детском саду. И на мой взгляд тесно связано с развитием мелких движений руки ребенка, об этом говорили многие педагоги, начиная с Марии Мантесори. Проводимая работа в этом направлении подтверждает сказанное, дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые сказки, стихи, потешки.

Поэтому будет продолжена дальнейшая работа по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....