Играем пальчиками и развиваем речь
консультация

Черских Галина Михайловна

Одним из показателей и условий хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений. Предлагаются специальные комплексы с текстовым сопровождением для развития мелкой моторики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

                         Играем пальчиками и  развиваем речь

     Ум ребенка находится на кончиках его пальцев                                                                                                                                                                             В.А.Сухомлинский

      Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, создавали все необходимое для жизни…

   Одним из показателей и условий хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть мелкой пальцевой моторики.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

      Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Для развития мелкой моторики маленьких пальчиков нужна работа. Что-то мять, рвать, перебирать, трогать предметы разной формы, текстуры, консистенции…

         Это дает возможность воспитателям  пофантазировать на данную тему: рвать и мять бумагу, тесто, завинчивать и развинчивать пробки на пластиковых бутылках, перебирать пуговицы, крупу, камешки, складывать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, завязывать и развязывать узелки, разрезать листы бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывать знакомые геометрические фигуры и несложные предметы (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него, лепить из пластилина, выкладывать фигурки из спичек или палочек, играть с песочком…

Детям  нравится массаж пальчиков, пальчиковые игры со стихотворным текстом

     Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

     По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.                                  

      Пальчиковые игры  и упражнения  дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение. Они должны проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

Рекомендации для проведения упражнений:

  1. после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы

      (потрясти кистями рук);

           2) пальцы лучше нагружать равномерно;

Предлагаем вам комплексы  упражнений пальчиковой гимнастики

Сжимание – разжимание кулачков. Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Напряжение – расслабление пальцев. Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.

Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко – накрепко сожмем.

Потягивание.  Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди. Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.

Мы рисуем бегемота.

Кто желает поработать?

Каждый палец рвется в бой

И кивает головой

Упражнение для кончиков пальцев. Дети постукивают по столу подушечками пальцев одновременно.

Пальцы в гости приходили,

Тук, тук, тук – стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:

Думали, там страшный зверь.

Вращение пальцами. Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.

Палец указательный

Умный и внимательный.

Занят делом постоянно.

Он – помощник капитана.

Покачивание пальцами. Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец вверх и качают им во всех направлениях.

Посмотрите, что за пальчик!

Ловко прыгает, как зайчик.

На бревно и на пенек

Скок да прыг и прыг да скок!

Выгибание прямых пальцев. Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью.

Репа здесь у нас растет.

Открывай пошире рот.

Нужно рот сильней открыть,

Чтобы репу проглотить.

Разные движения пальцами. Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.

Пара ножниц есть у нас,

Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный.

Растягивание. Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.

Тренируются весь день

И бороться им не лень.

Вот какие молодцы,

Настоящие борцы!

Вращение пальцев с упором. Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.

Если пальчик пожалеть,

Пальчик может ослабеть.

Мы болезней ждать не будем,

Безымянным пальцем крутим.

Упражнения для запястья. Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

Мы ладони сложим вместе,

Словно их слепили тестом.

Начинаем опускать.

Только, чур, не разжимать!

Касание подушечками пальцев соответствующей ладони. Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.

Средний палец – старший брат,

Он помочь братишкам рад.

Засучивши рукава,

Начал он колоть дрова.

Массаж пальцев. Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.

Долго – долго суп варился,

Котелок наш закоптился.

Будем мы его тереть,

Чтобы начал он блестеть.

Упражнение для ладоней. Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.

Руки вытянем вперед,

А потом свои ладошки

Развернем наоборот

И похлопаем немножко

Потягивание пальцев одной руки другой рукой. Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.

Самый маленький из пальцев

Хочет вырасти чуть – чуть.

Надо, братцы, постараться

И мизинчик потянуть.

Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки. Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.

За столом сидит Антошка

И в стакане крутит ложкой.

А зачем же, отвечай?

Просто он мешает чай.

Упражнение для подушечек пальцев. Дети ставят на стол подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на него, перенося на них часть своего веса.

Пальцы в стол мы упираем,

Потихоньку нажимаем.

Если же сильней нажмем,

Дырку мы в столе проткнем.

Растягивание пальцев. Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край стола и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.

Средний палец – самый длинный

разогнул свою он спину,

В полный вытянулся рост –

Будет через речку мост.

Составление из пальцев различных фигур. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел.

     Если проводить пальчиковую гимнастику под музыку, то она превращается в пальчиковые танцы. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то это уже пальчиковый театр. Согласитесь есть место для  фантазии. Развитие мелкой моторики является еще подготовкой к школе, в частности к письму. Если специально не упражнять руку ребенка, то дети и в 6 лет с трудом будут выполнять графические упражнения.

           Во время игр с детьми поощряйте их творческую активность, пусть они сами придумывают какие-нибудь упражнения. И обязательно хвалите  за успехи, но не забывайте при этом следить за  настроением и физическим состоянием малышей.

Список использованной литературы:

1.Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

 – М.: Астрель, 2006 г.

2.Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика  – М. Астрель, 2004 г.

3.Поваляева. М.А. “Справочник логопеда” Р. на Д. – 2003 г.

4.Цвынтарный  В. “Играем пальчиками и развиваем речь” СПб.: Лань, 1996 г.

5.Рыжанкова Е.Н. “Пальцы развиваем, буквы составляем” М.: Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Играем пальчиками и развиваем речь"

Подолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речь , способствуя её развитию : мелкую моторику рук , память , мышление , оптико-пространственное восприятие , воображение ....

"Играем пальчиками и развиваем речь". Консультация для родителей.

Упражнения, которые приводятся в этой статье, можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.)...

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Мастер-класс для повышения  компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях....

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Занятие развивает у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию. Развивает мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение. Закре...

Конспект занятия по развитию речи "Играем пальчиками и развиваем речь"

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей слушать сказку, понимать её содержание. Коррекционно-развивающие зазадачи.: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием р...

Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...