Как выбирать ребенку сказки, чтобы не навредить
консультация
Как выбирать ребенку сказки, чтобы не навредить
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как выбирать ребенку сказки, чтобы не навредить | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Как выбирать ребенку сказки, чтобы не навредить.
Специалисты подтверждают: малыш, увлеченный сказками, приспособлен к миру лучше, чем тот, который сказки не любит и в чудеса не верит. Но сюжеты такие разные, финалы тоже. Как же сделать правильный выбор?
Сказка была всегда
А кто, собственно, первый сочинил сказки? Чтобы ответить на этот вопрос, пожалуй, нужно знать, как появился наш мир, ведь предшественник фольклорной сказки, по мнению некоторых ученых, миф — сказание о мире, человеке, о происхождении всего сущего. А миф — он миф и есть, поэтому пока точного ответа нет…
Про сказки же известно наверняка, что многие их сюжеты возникли не только до появления письменности, но и до возникновения современных европейских языков, поэтому изначально сказка — жанр устного народного творчества. Схожесть же сюжетов сказок разных народов мира объясняется общим «прародителем» сказок, сюжетом, переходящим от одного народа к другому. Но как у сказок американских индейцев и русских народных сказок возникли общие сюжеты, когда эти народы никогда не пересекались на пути своего развития? Эту загадку ученым разгадать пока тоже, увы, не удалось.
Современные сюжеты
Российский рынок детских художественных книг уникален в том смысле, что классическая литература у нас играет более важную роль в структуре детского чтения, чем за рубежом. Наиболее популярными по-прежнему остаются сказки Пушкина, братьев Гримм, Перро, Андерсена, Чуковского и, конечно, русские народные. Однако и среди современных детских писателей уже появились авторы, ставшие в один ряд с классиками по популярности среди читателей. Сказочные истории Андрея Усачева «Умная собачка Соня», «Дедморозовка», «Приключения Дракоши» уже давно лидируют в рейтингах продаж. В России сейчас много молодых современных сказочников, чьи имена еще не столь популярны среди читателей, но издатели уже обратили на них свое внимание. Это, например, Анастасия Орлова, Анна Никольская, Валерий Роньшин, Станислав Востоков, Майя Лазаренская и другие.
Все будет… плохо?
Несмотря на то что мир меняется очень быстро, сказке в нем пока место есть. Более того, психологи убеждены, что такой жанр, как сказка, для современных детей просто необходим. Дело в том, что ребенок существует сегодня в атмосфере тотального негативного социального внушения. Оно присутствует всюду, и многие дети живут с ожиданием плохого будущего, программируя себя именно на такой поворот событий.
Внушение происходит в детском саду, когда малыша пугают, что, если он не будет прилежно заниматься, его не возьмут в школу. Затем в школе, внушая, что плохая учеба — прямая дорога в дворники. А дома родители подливают масла в огонь: «Давай-давай, а то не станешь успешным!» И, стоит ребенку получить плохую оценку, его уверенность в себе мгновенно падает, он начинает себя ругать, сомневаться в своих силах, думать о том, что из него действительно ничего хорошего не выйдет. А когда человек боится плохого, оно у него, как правило, и случается.
Современные сказочники
В отличие от фольклорной сказки у литературной сказки есть автор, текст ее изначально имеет письменную форму. В то же время писатели-сказочники часто черпают вдохновение в фольклоре. Хорошую авторскую детскую сказку отличают уникальный волшебный мир, оригинальные персонажи и литературный язык, способный увлечь и вовлечь маленького читателя. И если говорить о сказках современных писателей из разных стран, то все они имеют свою уникальную специфику. И российские тоже. Отличия связаны с тем, что сюжеты современных литературных сказок включают в себя реалии современного окружающего мира. Например, в сказке А. Никольской «Потерялся Новый год» мама главной героини Маруси смотрит 31 декабря фильм «Ирония судьбы». Эта деталь сразу создает новогоднее настроение именно у российского читателя.
Полезный урок
Что же в такой ситуации прессинга дает сказка? Вспомним историю про двух лягушек, одна из которых отчаялась и утонула в молоке, а вторая, пытаясь выплыть, сбила лапками сметану и спаслась. Сказочный финал — вот что так важно в сказке! Он дает позитивный настрой, необходимый для развития маленького человека. Кроме того, в любой сказке всегда есть испытания и есть помощники, которые помогают их преодолевать. А для ребенка очень важно знать, что его ждут не только трудности, но и друзья, которые помогут. Сказка подскажет и как принимать такую помощь — этому тоже нужно учиться.
Сказка поменяет отношение к трудностям — чтобы они не воспринимались каждый раз как катастрофа и финал всему, а как обучение, как необходимый и даже полезный этап. Малыш понимает: после трудностей я стану сильнее. Как в сказке! А еще сказки помогают актуализировать собственные ресурсы ребенка. Например, сказка о Гадком утенке, которая учит, что, для того чтобы преодолеть трудности, необходимо не только изменить обстоятельства, но и поменяться самому.Сказки, помимо прочего, дают информацию об истории и обычаях разных народов, и своего в первую очередь. Принято считать, что в сказках собрана народная мудрость, соответственно, читая сказки, ребенок получает доступ к Быль или сказка?
Детские рассказы и сказки — в чем, собственно, разница? Может быть, интересных историй про сверстников, которые вполне могли бы случиться, на самом деле достаточно — там же с ребенком тоже много чего происходит? Зачем читать про чудеса, которых в жизни не бывает? Еще одна важная особенность сказки состоит в том, что она больше воздействует на правое полушарие нашего мозга, то есть актуализирует творческую сторону человека. А быль — на левую. Актуализация же только левого полушария, отвечающего за логику, — еще одна, кроме негативного социального программирования, беда современного мира. Даже наша школьная программа рассчитана на левополушарных детей, поэтому, условно говоря, если у человека до школы левое полушарие работало на 50%, после ее окончания оно будет работать на 70%. А правое?..
Между тем развитие правого полушария жизненно необходимо, ведь оно отвечает за адаптивные способности организма, за его здоровье, за способность пережить стресс. Можно прямо сказать, что, если ребенка с детства совсем лишить сказки, правое полушарие у него разовьется хуже и, с большой вероятностью, он вырастет болеющим и неустойчивым к стрессу. Мнение о зависимости хороших адаптивных способностей от развития правого полушария разделяют и врачи.
Сказки и коммуникабельность
Развитие эмоционального интеллекта также происходит именно с помощью отвечающего за эмоции правого полушария. Маленький любитель сказок и общается лучше — и со сверстниками, и со старшими. Он умеет входить в разные роли, ставить себя на место другого человека, способен сам придумывать игры и легко вступать в игры других детей.
Адаптированный вариант
Что касается адаптированных и неадаптированных сказок, то стоит развеять один грандиозный читательский миф. Широко распространена идея о том, что адаптированный текст — это плохо, а неадаптированный, первоисточник — хорошо. Так вот, если речь идет о народных сказках, то понятия неадаптированная сказка в широком смысле этого слова не существует вообще. Ведь сказка — это произведение устного народного творчества, сюжет ее передавался из уст в уста, видоизменялся от рассказчика к рассказчику, от села к селу, от края к краю, обрастал новыми деталями и грамматическими, лексическими особенностями. Даже А.Н. Афанасьев, литературовед и собиратель русского фольклора, в некотором смысле адаптировал русские народные сказки, записывая их со слов рассказчиков с учетом литературных норм русского языка. Тем не менее, некоторые сказки из его сборника воспринимаются как чересчур жестокие. Поэтому сказки для детей, конечно же, специально адаптируют. А наиболее популярные в детской литературе адаптации русских народных сказок принадлежат О.И. Капице и А.Н. Толстому.
Happy end
Детям любого возраста не стоит читать неадаптированные страшные сказки и сказки с плохим концом. Такие сказки ведь тоже действуют на правое полушарие, и еще как. Вот вам и чистый гипноз, негативное программирование! Пользу принесут только сказки со счастливым концом, где добро побеждает зло.
Как выбрать сказку?
- Лучше всего начинать знакомство со сказок о животных. Не стоит совсем маленьким читать сказки с драматическим концом, про Колобка, например. Или можно читать, переделывая конец в хороший. Реальный финал жизни Колобка ребенку лучше узнать года в 4–5. И, если в драматичных местах сказки ребенок сильно переживает, плачет, это прекрасно. Значит, он воспринимает сказку так, как надо, всей душой.
- Детям постарше подойдут волшебные сказки типа «Золушки», «Красавицы и Чудовища», «Кота в сапогах» и т. п. А позже любители сказок могут наслаждаться авторскими сказками, например, Андерсена. Или тем же «Гарри Поттером». Чем не сказка? Настоящая сказка!
- Неодушевленные персонажи, столь популярные в сказках для самых маленьких, действуют в них неспроста. Ребенок обладает магическим мышлением. Он правда верит в сказку! И во всех сказочных персонажей: и в Деда Мороза, и в Колобка, и в говорящих лису и волка, потому что для детей весь мир живой. Кроме того, психологи знают, что ребенку, как это ни странно, легче соотнести себя с волшебным или неодушевленным предметом, чем с обычным персонажем — мальчиком Ваней или девочкой Леной. Например, в терапевтических сказках, если и есть герой ребенок, внешность его не описывается. Именно для того, чтобы маленький слушатель мог легче примерить его образ на себя.
- Читайте и слушайте обзоры новинок в рекомендательных онлайн-сервисах детской литературы, таких как Папмамбук и Библиогид. Обзоры там составляют настоящие профессионалы, библиотекари, педагоги, психологи, а также сами дети и подростки.
- Изучайте отзывы на крупных книжных порталах, таких как LiveLib и BookMix.
- Чаще обращайтесь за рекомендациями к сотрудникам детских библиотек. Они раньше всех узнают о главных событиях в детской литературе и новых книгах, которые обязательно стоит прочесть своему ребенку.
Еще один плюс сказки — это общение, происходящее в момент чтения между взрослым и ребенком. Сопереживание — ключ к лучшему пониманию между людьми. Когда начинать такое чтение-общение, зависит от речевого развития малыша, а по его уровню дети сильно разнятся. В среднем это возраст 2–2,5 года, когда у ребенка появляется понимание придаточных предложений, когда о себе он начинает говорить «я».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как закалять ребёнка,чтобы не навредить его здоровью"
Лето - прекрасная пора для начала закаливания детского организма...
Как закалять ребёнка, чтобы не навредить его здоровью
Лето - прекрасная пора для начала закаливания детского организма.Закаливание – это определённые процедуры, при помощи которых можно укрепить здоровье....
«Как закалять ребёнка, чтобы не навредить его здоровью»
Закаливание – это определённые процедуры, при помощи которых можно укрепить здоровье....
Рекомендации родителям о том, как прочесть ребенку сказку, чтобы она стала средством его развития
Составляем для родителей правила прочтения (рассказывания) сказки детям: выразительно, эмоционально, по возможности наизусть (небольшие произведения, особенно в младшем возрасте), при чтении следить з...
Статья "С какого возраста и какие мультфильмы показывать дошкольникам, чтобы не навредить их психическому и речевому развитию"
Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до...
Степень запретов и ограничений. Установление границ в жизни ребенка, чтобы не навредить, а помочь развитию, задать верное направление.
Рано или поздно перед любым взрослым, заботящимся о ребенке, встает вопрос: ограничивать ли ребенка? Или лучше быть демократичным родителем, который разрешает все? На сколько часто нужно запрещать или...
Советы для родителей «Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?»
В материале представлены советы психолога Юлии Гиппенрейтер, которые помогут родителям в воспитании своим малышей....