Организация наблюдений во время прогулок и отдыха на природе в летний период.
консультация
Роль и значение наблюдения, как метода познания, определяется особенностями детского восприятия и мышления. Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит, прежде всего, в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, природы и социума. Основными инструментами, способами восприятия являются манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами - представления (образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение в практической и познавательной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_nablyudeniy.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация наблюдений во время
прогулок и отдыха в летний период.
Роль и значение наблюдения, как метода познания, определяется особенностями детского восприятия и мышления. Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит, прежде всего, в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, природы и социума. Основными инструментами, способами восприятия являются манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами - представления (образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение в практической и познавательной деятельности детей.
Наблюдением нередко называют родственные ему виды деятельности - созерцание, рассматривание, экспериментирование. Для того чтобы правильно организовать каждый из них, нужно четко понимать общие и различающиеся моменты в их содержании и назначении, знать возможности использования на разных возрастных этапах.
Созерцание, рассматривание и наблюдение построены на визуальном контакте ребенка с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования, изменения свойств. Каждый из данных видов деятельности связан с эмоционально-эстетической сферой детей. Но если для созерцания пробуждение эмоционального отклика и эстетических впечатлений является основной, а чаще, единственной задачей, то организация рассматривания и наблюдения преследует и другие цели.
Рассматривание обычно организуется как вариант познавательной деятельности детей раннего возраста и младших дошкольников. Его цель - выявить характерные особенности внешнего строения растений, грибов, животных, устройство предметов рукотворного мира. Можно рассматривать реальные объекты, их модели и изображения. Организуя рассматривание, педагог с использованием различных приемов привлекает внимание детей к определенным существам, предметам, вызывает познавательный интерес, называет их и помогает запомнить, обогащает представления о них.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. В образовательном процессе наблюдение позволяет решать и другие задачи: развитие у дошкольников наблюдательности, познавательных потребностей, начальное освоение данного метода научного познания, приобретение первичного опыта изучения с его помощью различных объектов.
Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал рассматривания. С помощью наблюдения можно выявить не только характерные черты внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, изменения объекта со временем и т.д. Но это утверждение справедливо только в том случае, если имеет место правильная организация наблюдения, соответствующая логике использования наблюдения как метода познавательно-исследовательской деятельности, имеющего определенную структуру:
- Цель. Как у всех видов деятельности и форм их организации, у наблюдения должна быть цель. Оптимальным является возникновение цели из познавательных потребностей детей, а не навязывание задач наблюдения педагогом. Роль взрослого состоит в том, чтобы актуализировать эти потребности, помочь четко сформулировать на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что-либо, стремление понять суть явления, найти объяснение возникает у детей уже в ходе наблюдения.
- Мотив. Дети дошкольного возраста любознательны, но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий вопрос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия педагога (или персонажа), подражание старшим детям, взрослым и т.д. Наблюдения могут являться органичной частью трудовых действий, экспериментирования, прогулки, экскурсии.
Как отмечалось выше, мотивами включения в познавательно-исследовательскую деятельность могут также являться наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью (его прикладной характер), интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи.
- План. В старшем дошкольном возрасте воспитателю необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения учебной задачи. В подготовительной к школе группе он составляется с учетом необходимости правил безопасного для человека и природы поведения.
- Осуществление наблюдения. Особенности данного этапа связаны с тем, какая разновидность наблюдения организуется (см. ниже).
- Подведение итогов. Главным результатом наблюдения становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное детьми открытие, так и возможности его дальнейшего применения в познании, в труде, в повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения, педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление, охарактеризовать в принятых понятиях и, возможно, задаться новыми вопросами.
Между рассматриванием и наблюдением, как методом научного познания, существует множество промежуточных вариантов - видов наблюдения, применяемых в педагогическом процессе детского сада.
Распознающее наблюдение используется для формирования у детей представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявления их особенностей, признаков, качеств, характерных действий. Это относительно кратковременное наблюдение, позволяющее как бы сделать фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.
Длительное наблюдение проводится с целью выявления особенностей роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить происходящие изменения, организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа фиксируются результаты: выполняются рисунки, схемы, создаются модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие перемены, на основе последовательности рисунков составить рассказ.
Длительные наблюдения способствуют развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Передавая в речи результаты наблюдения, дети учатся правильно использовать речевые конструкции сравнения, глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, активизируются названия природных объектов, их частей.
Сравнительное наблюдение. Данный вид наблюдения обладает общими чертами с распознающим и длительным наблюдением. В поле зрения детей оказывается два-три объекта, которые необходимо сравнить. Как и при организации распознающего наблюдения, может иметь место единичное обращение. Например, выявление различий в поведении разных насекомых в дождь. Может быть организовано длительное наблюдение с целью сравнения, например, особенностей развития аналогичных растений в разных условиях, темпов развития разных растений и т.д.
Дедуктивное наблюдение. Обладая достаточным опытом осуществления наблюдений, знаниями о растениях и животных, взаимосвязях в природе, умением выявлять причинно-следственные связи, старшие дошкольники под руководством педагога могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий. Например, определить по следам, какое животное их оставило, как оно передвигалось, в какую сторону. Или по виду определенных растений (одуванчика, ели) узнать, будет ли в ближайшее время дождь.
Наблюдение изнутри. Отличительной особенностью данной разновидности наблюдений является позиция наблюдателя, который является участником наблюдаемых событий, социальных явлений.
Возможны различные формы организации наблюдения: при использовании раздаточного материала работа может проводиться фронтально. В ходе прогулок, экскурсий наблюдение чаще организуется с подгруппами воспитанников. В ходе организации выполнения трудовых поручений в уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или парами. Вне зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, числа изучаемых объектов, необходимо ставить познавательные задачи перед каждым ребенком. Важно, чтобы все дети имели возможность совершить собственное открытие, проявить себя, получить некий образовательный результат.
Специфика организации наблюдения в разных возрастных группах определяется особенностями психических процессов, уровнем развития познавательной деятельности. Так, младшие дошкольники готовы рассматривать яркий, движущийся объект, ими руководит интерес к жизнедеятельности животных. В этот период наблюдение еще не может осознанно использоваться ребенком как способ познания. Его основные задачи - формирование у детей познавательного интереса, воспитание эмпатии к живым существам, предоставление возможности пообщаться с животными, проявить свои эмоции, чувства, отношение, рассказать о своих впечатлениях. Также необходимо формировать у воспитанников представления о том, как можно проявлять свои чувства, какое поведение недопустимо по отношению к животным.
Четырехлетние дети уже могут по итогам рассматривания или распознающего наблюдения ответить на вопросы педагога, назвать характерные признаки и действия объекта наблюдения, сравнить два объекта. После наблюдения целесообразно продумать формы работы, позволяющие, с одной стороны, систематизировать и (или) выразить полученные впечатления (рисование, чтение книги о данном животном, беседа), с другой - стабилизировать эмоциональное состояние детей.
Воспитанники средней группы обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе, мире предметов, способны воспринимать их в деталях. Дети пятого года жизни учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем, способны сконцентрировать внимание на любом объекте, распределить его между двумя объектами, на элементарном уровне с опорой на вопросы педагога сравнить их. К пяти годам могут быть организованы длительные наблюдения, формирующие представления о развитии животных и растений, особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в природе. Активно осуществляется опора на личный опыт детей.
В средней группе важны не только впечатления детей, но и собственно познавательные результаты наблюдений. Дошкольники 4-5 лет могут с опорой на систематизирующие вопросы педагога передать основные итоги в речи. Акцент делается на выборе наиболее точных понятий для обозначения признаков и действий объекта наблюдения, на речевых конструкциях, передающих результаты сравнения объектов, на выделении признаков различия и сходства.
В старшей группе дети способны не только принимать поставленную взрослым задачу наблюдения, но и самостоятельно ставить ее, намечать элементарный план наблюдения и следовать ему. С большой долей самостоятельности старшие дошкольники выбирают и используют известные им методы наблюдения, подводят итоги.
Появляется способность рассматривать объект не отдельно, а в системе его связей с окружающим миром: местом и средой обитания, его приспособлением к окружающей среде. Большое внимание необходимо уделять формированию умений устанавливать связи между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Задачей педагога становится помощь детям в случае затруднений вопросами, идеями, обеспечение полноты и точности восприятия изучаемых объектов и явлений, подведение воспитанников к самостоятельным выводам, организация применения полученных знаний, умений, опыта в различных видах деятельности (трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной и т.д.).
Наблюдения в подготовительной к школе группе должны отвечать стремлению детей седьмого года жизни к обобщению. Основными задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщенных понятий, подведение детей к пониманию определенных закономерностей, существующих в природе, в обществе, воспитание самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, развитие мотивации познавательной деятельности.
Педагогу необходимо выбрать материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности. Изучение отобранного содержания должно осуществляться детьми самостоятельно в соответствии с общей структурой исследовательской деятельности: формулировка цели, составление плана, его реализация, подведение итогов наблюдения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте наблюдение используется как адаптированный научный метод познания. Важно отметить, что постановка достаточно серьезных познавательных задач не должна исключать живого общения детей с природой, получения в процессе наблюдения эстетических впечатлений. Эффекты, характерные для младшего возраста у детей 6-7 лет должны дополняться радостью от совершенных открытий, любования не только красотой, но и мудростью природы.
Примеры наблюдений,
организуемых в летний оздоровительный период
Летние явления природы
Дождь
Распознающее наблюдение
«Грибной дождь».
Учить детей характеризовать данное явление, помочь выделить его особенности.
Обогащать словарный запас, знакомить с произведениями художественной литературы и фольклора о дожде.
Сравнительное наблюдение
«Грибной дождь и ливень».
Учить детей характеризовать наблюдаемое состояние погоды, сравнивать различные явления.
Формировать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, передавать в речи результаты наблюдения.
Рассматривание
«Природа после дождя».
Учить детей характеризовать объекты рукотворного мира, живой и неживой природы в связи с определенным явлением природы.
Обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, познавательный интерес.
Дедуктивное наблюдение
«Будет ли дождь?».
Учить детей применять свои знания о приметах, связанных с дождем, выявлять соответствующие явления, делать вывод, проверять предположение.
Учить использовать в речи конструкции предположения, сравнения, противопоставления.
Гроза
Распознающее наблюдение
«Гроза».
Учить детей выявлять особенности данного явления, познакомить с элементарными правилами безопасного поведения в грозу.
Учить называть отдельные явления (гром, молния), видеть их взаимосвязь.
Дедуктивное наблюдение
«Приближается ли гроза?».
Познакомить детей с методом поиска ответа на данный вопрос (подсчитывается и сравнивается время между вспышкой молнии и ударом грома), учить фиксировать и сравнивать результаты измерений, делать и проверять вывод.
Радуга | |
Распознающее наблюдение «Радуга». Учить детей зарисовывать наблюдаемое явление, правильно воспроизводить порядок цветов. Формировать элементарные представления о взаимосвязи различных явлений. Учить передавать результаты наблюдения, впечатления в речи. | Сравнительное наблюдение «Форма радуги». Предложить детям рассмотреть радугу на небе и радугу, полученную при помощи лампы, зеркала и прозрачной емкости с водой. Подвести детей к выводу о том, что радуга имеет форму круга, часть которого (дугу) мы видим с Земли. |
Ветер | |
Распознающее наблюдение «Куда дует ветер». Учить детей обнаруживать данное явление природы, руководствуясь собственными ощущениями, наблюдением за движением облаков, ветвей деревьев. Формировать умение выявлять при помощи вертушек направление и силу ветра. Познакомить с правилами выбора одежды в ветреную погоду. | Сравнительное наблюдение «Направление и сила ветра». Учить детей использовать различные приспособления для выявления данных характеристик ветра, сравнивать полученные в разные дни результаты. Учить фиксировать итоги работы при помощи символов, «читать» символьные записи, рассказывать о проделанной работе. |
Рассматривание «Ветер и растения». Обратить внимание детей на ветви деревьев и кустарников, сломанные ветром, учить различать ветви разных растений. Формировать трудовые умения, необходимые для подвязывания сломанных ветвей. Обогащать словарный запас. | Дедуктивное наблюдение «Направление ветра и дождь». Обратить внимание детей на то, что направление ветра, определяемое по движению облаков, и направление, видимое по движению ветвей деревьев (вертушек) могут не совпадать. Учить выявлять связь этого факта с выпадением осадков. |
Рост и развитие растений | |
Серия распознающих наблюдений «Что растет на огороде (в поле, на клумбе в парке и т.д.)». Учить детей различать и называть растения, соотносить их с определенным растительным сообществом, характеризовать особенности строения. Формировать элементарные представления об уходе за культурными растениями, о содержании трудовых операций; о взаимосвязи в природе. | Серия длительных наблюдений «Развитие растений». Учить детей осуществлять наблюдение в процессе ухода за растениями, выявлять происходящие с ними изменения, фиксировать их при помощи рисунков. Формировать представления о жизненных циклах растений, о факторах, необходимых для их развития, о труде людей по уходу за культурными растениями. |
Рассматривание «Цветочные часы». Учить детей различать и называть декоративные растения, описывать их внешний вид, характеризовать состояние венчика цветка. Обогащать словарный запас понятиями, связанными со строением и жизнедеятельностью растений. | Длительное наблюдение «Цветочньи часы». Предложить детям наблюдать за растениями в течение дня, помочь выявить механизм работы цветочных часов. Учить различными способами фиксировать результаты наблюдений, рассказывать об их ходе, делать выводы. |
Растительные сообщества | |
Луг | |
Распознающее наблюдение «Луг в июле». Учить детей различать природные сообщества, познакомить с их обитателями. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе. Обогащать словарный запас. | Длительное наблюдение «Луг». Дополнять и уточнять представления детей об обитателях луга, об изменении растительного покрова в течение лета. Учить выявлять причинно-следственные связи между различными явлениями природы. |
Поле | |
Распознающее наблюдение «Поле в августе». Формировать у детей представления о развитии зерновых культур, об их пользе, учить различать их. Знакомить с трудом людей по выращиванию зерновых культур, воспитывать уважение к труду. Обогащать словарный запас. | Длительное наблюдение «Поле». Учить детей фиксировать результаты наблюдения, сравнивать их с явлениями, наблюдаемыми в уголке экспериментирования. Систематизировать представления о развитии злаковых культур, о труде по их выращиванию. |
Парк | |
Распознающее наблюдение «Признаки приближения осени». Знакомить детей с правилами безопасного для человека и природы поведения в парке, учить различать и называть обитателей парка. Обратить внимание детей на явления, характерные для конца лета, пояснить суть происходящих изменений. Развивать наблюдательность, связную речь. | Цлительное наблюдение «Парк». Развивать у детей способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, выявлять изменения, происходящие с растениями. Знакомить детей с трудовыми операциями по уходу за растениями парка, с их назначением. Поддерживать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе. |
Жизнедеятельность животных в летний период | |
Муравейник | |
Рассматривание «Муравьи у муравейника». Учить детей отличать муравьев от других насекомых, познакомить со строением муравья. Учить соблюдать правила безопасного поведения в ходе наблюдения. Предложить ответить на вопросы по результатам наблюдения за деятельностью муравьев, рассказать детям о том, как распределены обязанности между насекомыми в муравейнике | Длительное наблюдение «Жизнь муравейника». Предложить детям найти ответы на ряд вопросов (Что и для чего несут в муравейник муравьи? Когда закрыты входы в муравейник? И др.). Учить выявлять закономерности, находить объяснение наблюдаемому. Развивать связную речь, наблюдательность, логическое мышление, способность анализировать. |
Пчелы, шмели | |
Сравнительное наблюдение «Пчелы и шмели». Учить детей отличать пчел и шмелей от других насекомых, выявлять черты сходства и различия в их внешнем виде, действиях. Учить детей соблюдать правила безопасности в ходе наблюдения. Учить выявлять (находить) растения- медоносы, формировать представления о свойствах и пользе меда. | Дедуктивное наблюдение «Пчелы и цветы». Предложить детям выявить, какие растения выбирают пчелы, выделить особенности строения их венчика. Формировать умение выявлять зависимость строения и выполняемой функции. Обратить внимание на знакомые детям из книг и видеопрезентаций особенности поведения пчел. |
Серия распознающих наблюдений «Насекомые» (стрекозы, бабочки, жуки, кузнечики). Учить детей различать наиболее часто встречающихся насекомых, с опорой на вопросы педагога рассказывать об их внешнем строении, действиях, сравнивать их между собой. | Сравнительное наблюдение «Пауки и насекомые». Помочь детям выявить черты сходства и различия данных представителей типа членистоногие, познакомиться с особенностями жизнедеятельности пауков. Формировать начальные представления о чертах приспособленности к среде обитания. |
Птицы | |
Распознающее наблюдение «Птичьи хлопоты». Учить различать птиц, живущих рядом с человеком по внешнему виду, по голосу. Обратить внимание детей на действия птиц, учить называть их, понимать назначение. Учить строго соблюдать правила наблюдения за птицами в период гнездования. | Дедуктивное наблюдение «Чем питаются птицы». Учить детей в ходе наблюдения находить ответы на вопросы о жизнедеятельности птиц, узнавать пернатых друзей по голосу, следам. Учить организовывать свою деятельность с учетом правил наблюдения за птицами в период гнездования. |
Труд людей в природе | |
Серия распознающих наблюдений «Ухаживаем за растениями». Учить детей в ходе выполнения трудовых операций наблюдать за растениями. Знакомить с различными действиями по уходу за растениями, их назначением, обогащать представления о труде людей. | Серия длительных наблюдений изнутри «Выращивание декоративных растений» (овощных культур, злаков и т.д.). Учить детей понимать назначение отдельных трудовых операций, оценивать качество их выполнения, личный вклад общее дело. |
Лето на улицах города | |
Распознающее наблюдение «Летняя одежда». Учить детей различать и называть предметы летней одежды, понимать их назначение. Обогащать словарный запас, развивать наблюдательность. | Сравнительное наблюдение «Погода одежда». Учить детей выявлять связь выбора одежды и погодных условий. Формировать осознанное отношение к своему здоровью. |
Серия распознающих наблюдений «Кто во что играет?». Учить детей по результатам наблюдения делать вывод о том, во что играют их сверстники, старшие дошкольники, каковы правила игры. Знакомить с образцами культурного и безопасного для себя и окружающих людей поведения. Обогащать игровой, коммуникативный и социальный опыт. | Серия дедуктивных наблюдений и наблюдений изнутри «Что будет, если...». Учить детей анализировать наблюдаемые ситуации, выявлять степень соответствия действий людей (своих действий) культурным нормам, правилам безопасного поведения. Активизировать оценочную лексику, формировать умение рассказывать о чувствах, эмоциях. |
Первые приметы осени | |
Серия распознающих наблюдений «Приметы осени». Обратить внимание детей на определенные изменения в природе, познакомить с характерными признаками приближения осени. Обогащать словарный запас, учить отвечать на вопросы по результатам наблюдения. | Серия сравнительных наблюдений «Скоро осень». Учить детей выявлять изменения окраски листьев, травы температуры, длины дня и др., обратить внимание на особенности жизнедеятельности животных. Учить различными способами фиксировать результаты наблюдений, рассказывать о них. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период.
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период....
Оздоровительный эффект прогулок с детьми на природе в летний период
Летнее время – самое благоприятное для укрепления здоровья детей....
«Организация работы по воспитанию безопасного поведения детей на природе» в летний период
Творческий отчёт «Организация работы по воспитанию безопасного поведения детей на природе» в летний период....
Организация наблюдений во время прогулок и методика проведений наблюдений.
Организация наблюдений во время прогулок и методика проведений наблюдений....
«Оздоровительный эффект прогулок с детьми на природе в летний период»
Данный материал будет полезен при оформлении стендовой информации педагогам дошкольной организации...
Летние солнечные дни-прекрасное время отдыха на свежем воздухе с детьми. Как весело, а главное- безопасно провести время - "Секреты безопасного отдыха на природе".
quot;Секреты безопасного отдыха на природе"...
Консультация для родителей «Оздоровительный эффект прогулок с детьми на природе в летний период»
Отдых летом. Летние прогулки...