Для чего ребенку нужны игрушки? Н. Чанчикова
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
Консультация для родителей (психолого-педагогическое просвещение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_chego_rebenku_nuzhny_igrushki_n.v.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего ребенку нужны игрушки? Н. Чанчикова, педагог-психолог
Нередко взрослые даже не задумываются о том, какие игрушки они выбирают и покупают своему ребенку. Пример из жизни: молодая мама, держа на руках малолетнюю девочку, подходит к прилавку с игрушками. Ребенок тянет ручку к рядом стоящей игрушке – воинственной черепашке-ниндзя. Мама спрашивает девочку: «Тебе купить?» Чувствуется, что мама, пытаясь угодить сиюминутному желанию ребенка, явно настроена на покупку. Продавец поддерживает в решении маму, расхваливая товар. Я подхожу ближе к прилавку и замечаю другую, более подходящую для маленького ребенка, игрушку – зеленую лягушку, умеющую прыгать. Рекомендую маме. Продавец, видя замешательство мамы, начинает демонстрировать возможности игрушечной лягушки. Ребенок смеется. И мама делает выбор в пользу подвижной игрушки. Но так происходит далеко не всегда.
А ведь для ребенка игрушка – это «проводник» в будущее, в окружающий мир, который малыш постепенно осваивает. Недаром в народе говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Какие у ребенка игрушки, игры, такова и его будущность. Именно игрушка влияет не только на формирование представлений ребенка об окружающем мире, но и на его характер и дальнейшую жизнь.
Еще пример из практики: на консультацию пришла семья с ребенком 4,5 лет. Родители жалуются на агрессивное поведение мальчика. Беседую с ребенком, спрашиваю, в какие игры он любит играть, играет ли он с детьми в семью. Ребенок с вызовом отвечает: «Что я, девчонка что ли, в семью играть? Смотрите, какой у меня револьвер! Как у папы! У него много оружия!». Позже из беседы с мамой мальчика выясняю, что папа – заядлый коллекционер оружия, и поощряет «мужские» игры ребенка. Задаю маме простой вопрос: «Кто в реальной взрослой жизни пользуется оружием?» Мама перечисляет: «Военные, полицейские, разведчики… бандиты…» Возникает пауза. Мама озадачена. «И кем же Вы хотите видеть своего ребенка в будущем?» - спрашиваю. Конечно же, родители осознали истоки агрессии у ребенка, и семья внесла соответствующие коррективы в подход к воспитанию мальчика, в том числе к подбору игрушек и содержанию его игр.
При выборе игрушек родителям необходимо учитывать их возрастную направленность. Важно также понимать, что для ребенка главное - не количество игрушек, а их разнообразие для развития сюжета интересной и увлекательной игры с ними. Поэтому родителям следует не только познакомить ребенка с игрушкой, но и обучить правильному обращению с ней, направить игровые действия ребенка, помочь организовать совместную игру, заинтересовав ребёнка сюжетом.
Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы образные игрушки, которые участвуют в его психическом развитии: дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми детьми машинки, солдатики и куклы.
В процессе игры с игрушкой (например, куклой) ребенок передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. Именно в этом игровом процессе у ребенка формируются нравственные качества: любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию. Эти игрушки малыши обнимают, ласкают и даже спят с ними в обнимку.
У детей среднего дошкольного возраста проявляется особый интерес к предметам - атрибутам: фартукам, халатам, шапочкам, бусам. В этот период ребенку нужны игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для игры в путешествие на корабле, построенном из детских стульчиков, капитану важно иметь фуражку, бинокль, подзорную трубу. Врачу нужен халат, стол для приёма, палочки-градусники, шприц, а в качестве пациентов - большие куклы, сверстники или родители.
Игры и игрушки связаны друг с другом. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра порой требует для себя и новую игрушку. Не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные взрослыми или самими детьми. Многие дети используют в игре кроме игрушек и другие предметы-заместители. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда и т.д. Использование в игре таких предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. Значительно обогащает игру дошкольников и использование игрушек-самоделок, в том числе из природного, бросового материала.
Значение игрушек в жизни ребенка трудно переоценить, поскольку именно игра (предметная, а затем и сюжетная) – основная деятельность дошкольника и как самостоятельная детская деятельность она формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, способствуя освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает как своеобразный эталон тех предметов, с которыми надлежит познакомиться ребенку: узнать их назначение, освоить различные действия с ними.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые масштабные сюжетные игры, не заменит ребёнку партнеров по игре.
Именно сюжетная игра ребенка в коллективе сверстников способствует его полноценному личностному развитию (усвоению правил взаимодействия, выстраиванию взаимоотношений с другими детьми на основе сотрудничества и общности интересов и др.). В совместной игре с игрушками ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть различные формы поведения. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым.
Таким образом, игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения, помогающее ребенку освоиться в мире взрослых; воспитывать любовь и уважение к труду, любознательность, наблюдательность, художественный вкус; побуждать ребенка к творчеству.
Известный педагог К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. В то же время это и особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать.
Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным психолого-педагогическим и художественным требованиям.
Требования к игрушкам:
- они должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;
- должны быть безопасными и гигиеничными;
- должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении; расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;
- должны содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;
- могут иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;
- должны способствовать развитию познавательных интересов, активизации общения,
приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;
пробуждать творческое воображение, изобретательность.
Игрушка вредна, если она:
- искажает восприятие окружающей действительности;
- провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
- вызывает страх или тревогу;
- отличается грубым натурализмом;
- унижает человеческое достоинство;
- вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для чего ребенку нужны друзья?
В дружбе, как и в любви, есть тайна. Легче объяснить ее на примерах, чем докопаться до скрытых механизмов зарождения....
Для чего ребенку нужны друзья?
В дружбе, как и в любви, есть тайна. Легче объяснить ее на примерах, чем докопаться до скрытых механизмов зарождения....
Статья: ТАЙНА ДЕТСКОЙ ДРУЖБЫ Или Для чего ребенку нужны друзья.
В дружбе, как и в любви, есть тайна. Легче объяснить ее на примерах, чем докопаться до скрытых механизмов зарождения....
Для чего ребенку нужны друзья.
Материал для родителей. Как помочь ребенку адаптироваться в социуме и найти друзей....
Для чего ребенку нужно петь?
Рассуждение о пользе пения....
Консультация для родителей (законных представителей) «Для чего ребенку нужна сказка? И как ее читать?»
Консультация для родителей (законных представителей) о важности правильно приподнести сказки детям....
Для чего ребенку нужны друзья?
В дружбе, как и в любви, есть тайна. Легче объяснить ее на примерах, чем докопаться до скрытых механизмов зарождения.Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявл...