Для чего ребенку нужны игрушки? Н. Чанчикова
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Чанчикова Нина Владимировна

Консультация для родителей (психолого-педагогическое просвещение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_chego_rebenku_nuzhny_igrushki_n.v.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего ребенку нужны игрушки?         Н. Чанчикова, педагог-психолог

Нередко  взрослые  даже не задумываются о том, какие игрушки они выбирают и  покупают  своему ребенку. Пример из жизни: молодая мама, держа на руках малолетнюю девочку, подходит к прилавку с игрушками. Ребенок тянет ручку к рядом стоящей игрушке – воинственной черепашке-ниндзя. Мама спрашивает девочку: «Тебе купить?» Чувствуется, что мама, пытаясь угодить сиюминутному желанию ребенка,  явно настроена на покупку. Продавец поддерживает в решении маму, расхваливая товар. Я подхожу ближе к прилавку и замечаю другую, более подходящую для маленького ребенка, игрушку – зеленую лягушку, умеющую прыгать. Рекомендую маме.  Продавец, видя замешательство мамы, начинает демонстрировать возможности игрушечной лягушки. Ребенок смеется. И мама делает выбор в пользу подвижной игрушки. Но так происходит далеко не всегда.

А ведь  для ребенка  игрушка – это «проводник» в будущее, в окружающий мир, который малыш постепенно осваивает.    Недаром в  народе говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Какие у ребенка игрушки, игры, такова и его будущность. Именно игрушка влияет не только  на формирование представлений ребенка  об окружающем мире, но и на его характер и дальнейшую жизнь.  

Еще пример из практики: на консультацию пришла семья с ребенком 4,5 лет.  Родители жалуются на агрессивное поведение мальчика. Беседую с ребенком, спрашиваю, в какие игры он любит играть, играет ли он с детьми в семью. Ребенок с вызовом отвечает: «Что я, девчонка что ли, в семью играть? Смотрите, какой у меня револьвер! Как у папы! У него много оружия!». Позже из беседы с мамой мальчика выясняю, что папа – заядлый коллекционер  оружия, и   поощряет «мужские» игры ребенка. Задаю маме простой вопрос: «Кто в реальной взрослой жизни пользуется  оружием?» Мама перечисляет: «Военные, полицейские, разведчики… бандиты…» Возникает пауза. Мама озадачена.  «И  кем же Вы хотите  видеть своего ребенка в будущем?»  - спрашиваю. Конечно же, родители осознали  истоки агрессии у ребенка, и семья внесла соответствующие коррективы в подход к воспитанию мальчика, в том числе к подбору игрушек и содержанию  его игр.

При выборе игрушек родителям необходимо учитывать их возрастную направленность.  Важно также понимать, что для ребенка главное - не количество игрушек, а их разнообразие для развития сюжета интересной и увлекательной игры с ними.   Поэтому   родителям следует  не только познакомить ребенка с игрушкой, но  и обучить  правильному обращению с ней,  направить игровые действия ребенка, помочь организовать совместную игру, заинтересовав ребёнка  сюжетом.  

Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы  образные игрушки, которые участвуют в его психическом развитии: дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми детьми машинки, солдатики и куклы.

В процессе игры с игрушкой (например, куклой) ребенок  передает ей  свой нравственный и эмоциональный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его.  Именно в этом игровом процессе у ребенка формируются нравственные качества: любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию. Эти игрушки малыши обнимают, ласкают и даже спят с ними в обнимку.

У детей среднего дошкольного возраста проявляется особый интерес к предметам - атрибутам: фартукам, халатам,  шапочкам, бусам. В этот период ребенку нужны игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для игры в путешествие на корабле, построенном из детских стульчиков, капитану   важно иметь фуражку, бинокль, подзорную трубу. Врачу  нужен  халат, стол для приёма, палочки-градусники, шприц, а в качестве пациентов   -  большие куклы, сверстники или родители.

Игры и игрушки связаны друг с другом. Игрушка может вызывать к жизни  игру, а игра порой  требует для себя и новую игрушку. Не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные взрослыми или самими детьми.   Многие дети используют в игре кроме игрушек  и  другие предметы-заместители. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда и т.д. Использование в игре таких предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. Значительно обогащает игру дошкольников и использование  игрушек-самоделок, в том числе из природного, бросового материала.

Значение игрушек в жизни ребенка трудно переоценить, поскольку именно игра (предметная, а затем и сюжетная) – основная деятельность дошкольника и  как самостоятельная детская деятельность она формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, способствуя освоению им опыта человеческой деятельности.  Игрушка в данном случае выступает как своеобразный эталон тех предметов, с которыми надлежит познакомиться ребенку: узнать их назначение, освоить различные действия с ними.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые масштабные сюжетные игры, не заменит ребёнку партнеров по игре.

Именно сюжетная  игра ребенка в коллективе сверстников способствует его полноценному личностному развитию (усвоению правил взаимодействия, выстраиванию взаимоотношений   с другими детьми на основе сотрудничества и общности  интересов и др.). В совместной игре с  игрушками ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть различные формы поведения. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым.

Таким образом, игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения, помогающее ребенку освоиться в мире взрослых; воспитывать  любовь и уважение к труду, любознательность, наблюдательность, художественный вкус;  побуждать ребенка к творчеству.

Известный педагог К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. В то же время  это и особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать.

Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным психолого-педагогическим и художественным требованиям.

Требования к игрушкам:        

 - они должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

- должны быть безопасными и гигиеничными;

- должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении; расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

- должны содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

- могут иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

- должны способствовать развитию познавательных интересов, активизации общения,

приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

пробуждать творческое воображение, изобретательность.

 Игрушка вредна, если она:

- искажает восприятие окружающей действительности;

- провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

- вызывает страх или тревогу;

- отличается грубым натурализмом;

- унижает человеческое достоинство;

- вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего ребенку нужны друзья?

В дружбе, как и в любви, есть тайна. Легче объяснить ее на примерах, чем докопаться до скрытых механизмов зарождения....

Для чего ребенку нужны друзья?

В дружбе, как и в любви, есть тайна. Легче объяснить ее на примерах, чем докопаться до скрытых механизмов зарождения....

Статья: ТАЙНА ДЕТСКОЙ ДРУЖБЫ Или Для чего ребенку нужны друзья.

В дружбе, как и в любви, есть тайна. Легче объяснить ее на примерах, чем докопаться до скрытых механизмов зарождения....

Для чего ребенку нужны друзья.

Материал для родителей. Как помочь ребенку адаптироваться в социуме и найти друзей....

Для чего ребенку нужно петь?

Рассуждение о пользе  пения....

Консультация для родителей (законных представителей) «Для чего ребенку нужна сказка? И как ее читать?»

Консультация для родителей (законных представителей) о важности правильно приподнести сказки детям....

Для чего ребенку нужны друзья?

В дружбе, как и в любви, есть тайна. Легче объяснить ее на примерах, чем докопаться до скрытых механизмов зарождения.Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявл...