"Готов к школе"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Обычно, когда говорят о готовности ребенка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе.
Специалисты Психологического института Российской Академии образования разработали специальные тесты, с помощью которых родители могут самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_k_shkole.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВ К ШКОЛЕ ?
Обычно, когда говорят о готовности ребенка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе.
Специалисты Психологического института Российской Академии образования разработали специальные тесты, с помощью которых родители могут самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе.
Желание учиться
Сочините ребенку небольшую сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по - своему объясняет своё желание учиться. Например, один говорит: « Я хожу в школу, потому что мама меня заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил».
Второй: « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился».
Третий: « Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».
Четвёртый: « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».
Пятый: « Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».
А теперь спросите своего малыша: « Как ты считаешь, почему надо ходить в школу?» Если он настроен исключительно на игру и среди его соображений нет ни одного учебно – познавательного мотива, вряд ли ребёнок психологически готов получать знания за школьной партой.
Развитие речи
Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению.
Попросите малыша пересказать короткий ( не более 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма или комикса из
Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию ( начало, середина, конец ),значит, ему нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ – чтение книг в слух. Читайте ребёнку сказки или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша, как прошёл его день, что интересное он видел
Фонематический слух
* Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребёнка – услышать и назвать это другое слово.
Например, взрослый говорит (проговаривая 1 слово в секунду) :
Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос,голос.
Коса, коса, коза, роса…
*Загадайте малышу загадку: «Что случится, если имя «Любочка» потеряет букву «Л»? А если слог «Лю»?
Если ребёнок слышит и называет «лишние» слова без труда делит слово на части, значит, с фонематическим слухом у него всё в порядке. Если же ошибается, ему нужно обязательно тренировать слух логопедическими упражнениями. В противном случае у него
могут возникнуть проблемы при обучении родному языку (в частности с орфографией).
Словесно – логическое мышление
*Попросите ребёнка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «У Антона сегодня отличное настроение, потому что…», Прошёл дождь, поэтому…»
*В игре «Четвёртый лишний» ребёнку предлагают ряды из 4-х слов.
В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например: стол, стул, диван, окно.
брюки, рубашка, юбка, мальчик.
*Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребёнка сформированы основы словесно – логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например:
«день – ночь, лето - …(зима)»; «Часы – время, градусник - …(температура)»; «Глаз – зрение, ухо - …(слух)».
Словесно – логическое мышление начинает развиваться к 6 – 7 годам.
И если при выполнении вышеперечисленных игр – заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально. Если больше, то необходимо заняться тренировкой. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в обучении. В частности при совершении любых логических действий ( анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Сборники упражнений по развитию этого вида мышления можно найти в книжных магазинах.
Уровень самоконтроля
Сыграйте с ребёнком в игру ««да» и «нет» не говорить», ««чёрное» и «белое» не называть». Задавайте ему простые вопросы: «ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженное?».Он должен отвечать не говоря слов «да» и «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10-и.
Если малыш отвечает без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учёбы. «Неуспешные» школьники, Даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определённой последовательности выполнить ряд умственных операций, и им постоянно требуется помощь взрослого.
Тренировка способности к самоконтролю происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр по правилам». Например, предложите ребёнку: «Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши».
Варианты: нельзя повторять названия животных, имена девочек, и т. п.
Когда ребёнок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием 2-х правил.
Например: нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих округлую форму(или зелёный цвет и т. д.), надо отмечать их двумя хлопками.
Мелкая моторика (работа мелких мышц руки)
*Попросите ребёнка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и наклеить на лист бумаги.
*На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из
геометрических фигур, и попросите малыша повторить его.
Обратите внимание , как ребенок владеет карандашом,
ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает
узор, вырезает геометрические фигуры. Если ему
трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие
мышцы его рук нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дело в том, в головном мозгу человека
центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук,
расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, массажа рук, лепки из пластилина, мы тем самым активизируем
отделы мозга, отвечающие за развитие речи.
Данные тесты носят рекомендательный характер . В любом случае решение остается за вами. Но если у вашего ребенка неразвиты вышеперечисленные навыки, то к школе но пока не готов.Учиться ему сейчас будет трудно,да и вам требовать от него хороших результатов- тоже. Кроме того, есть риск, что столкнувшись с трудностями, ребенок может вообще утратить интерес к учебе. Особенно это касается мальчишек. Ведь по всем психофизическим законам они созревают гораздо позже, чем девочки, и хуже адаптируются в условиях дисциплинарной школьной среды. Поэтому, если есть возможность, запишите ребенка в группу развивающего обучения или подготовки к школе, чтобы на будущий год у него была возможность спокойно и радостно войти в новый для себя мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы психолога для родителей , дети которых готовятся к школе.
Полезные советы для родителей дети которых идут в школу...
Сценарий праздника на День Знаний Незнайка готовится к школе
День знаний - Праздник для детей...
Семинар практикум для родителей «Я готов к школе?»
Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте...
советы для родителей , дети которых готовятся к школе.
1.Старайтесь постепенно режим дня вашего ребёнка,соотнести с режимом дня дошкольника.2.Обращайте внимание на то как ваш ребёнок понимает словесные инструкции и требования,которые должны быть доброжела...
Давайте вместе готовиться к школе
Комплекс дидактических игр и упражнений для готовности ребенка к школьному обучению...
Модель итогового занятия в подготовительной к школе группе по математическому развитию. Тема:" Наф - Наф готовится к школе".
Модель итогового занятия в подготовительной группе по математическому развитию. Тема:" Наф Наф готовится к школе"...
Консультация для родителей «Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?»
Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района Консультация для родителей «Во сколько лет отд...