Причины страха неудачи у ребенка
консультация
Предварительный просмотр:
Причины страха неудачи у ребенка
Страх делать ошибки или страх неудачи может возникнуть как результат слишком критичного отношения взрослых к ребенку, или, наоборот, слишком равнодушного отношения.
Такой страх бывает у детей, родители которых слишком тревожны и не позволяют ребенку действовать самостоятельно.
Еще один вариант воспитания, формирующий такой страх – это «родители знают лучше». Слишком авторитарный стиль воспитания и гиперопека приводят к формированию страха совершить ошибку.
Ребенок верит в наше совершенство! Но для него самого подобная вера таит немало трудностей: от неуверенности и самобичевания до откровенного бунта. В целом причина страха неудачи у ребенка заключается в боязни несоответствия требованиям «звезды», боязнь разочаровать, ошибиться и, как следствие, неспособность воспринимать неудачу как неизбежный атрибут человеческой жизни.
Родители для детей являются «звездами», волшебниками. Кто из нас не мечтал стать большим? О, эта взрослая жизнь! Каким ореолом романтики, а главное, могущества была она овеяна, когда мы смотрели на нее через призму своих детских возможностей. К тому же взгляд снизу вверх изначально не предполагает равноправия. Только восхищение и некоторую беспомощность. Взрослые все могут, они всесильны, сами могут купить себе мороженое и конфеты, знают, как спросить у чужой тети время, могут распутать любой узел, знают, где водятся пираньи и откуда берутся дети. Наверняка у каждого будет собственный список «чудес». И если детское восхищение сдобрено родительским перфекционизмом, даже в легкой форме наши дети окажутся в очень сложной и тревожной ситуации.
Давайте сначала исследуем наше — родительское — отношение к идеальности. Как говорится, яблоко от яблони…
Бывают такие случаи, когда вы просто не в силах понять, как у таких замечательных родителей, которые все знают и понимают, может быть такой несчастный ребенок! Как разобраться, что же здесь не так, на что опираться и куда двигаться?
Осуждая детей за неудачи, вы активизируете действие собственных установок, впитанных в детстве. Послания могут быть как словесными — в виде фраз, так и эмоциональными — в виде реакции на поступок.
Как родителям реагировать на неудачи ребенка?
Обратите внимание на свое отношение к идеальности, на то, как оно проявляется, насколько тяжело вам принимать неидеальные произведения своей деятельности.
Теперь отследите, каким образом вы передаете собственные установки своему ребенку (фразы, мимика, возгласы, жесты, крик, вздох…).
Следующий важный шаг на пути того, как справиться с неудачами ребенка, состоит в том, чтобы признать собственные ошибки в общении с ребенком.
Простите собственное несовершенство. Если вы сможете простить себя, сможете легче принять и неровные крючки в прописях, и разбитый стакан.
Найдите то, что у вас получается хорошо, за что вас любит ребенок.
К сожалению, одним чтением тут эффекта не достигнуть. Все равно что рассказывать о вкусе диковинного плода, не дав его попробовать.
Первое и основное, что мы можем сделать для наших детей на пути конструктивного отношения к неудаче, — развеять миф об идеальности взрослых: чаще говорите о своих ошибках, о своих переживаниях по этому поводу.
Но будьте осторожны, не впадите в другую крайность! Не перегружайте психику ребенка излишне эмоциональным рассказом или поведением. Пусть дети остаются всего лишь детьми — им по статусу не положено справляться с эмоциями взрослых.
Советы психолога:
- Родители олицетворяют собой для ребенка стабильность мира, поэтому оберегайте детей от родительских истерик!
- Обратите внимание на то, какими фразами вы насыщаете ваше с ребенком пространство.
- Фраз вроде: «Ошибаются только глупые, ленивые или слабаки», «Все, за что ты берешься, должно быть идеально, иначе просто не берись за это», «Если ты ошибаешься, я тебя не люблю» — постарайтесь не произносить. Такие проявления нашего родительского перфекционизма очень сильно бьют по нашим детям.
- Многие мамы и папы вздохнут с облегчением: «Ну! Слов таких мы своим детям точно не говорим». И это правда. Но… последите за собой. Иногда бывает, что слова говорятся правильные, а вот реакция папы и мамы — на детские промахи, да и свои собственные несоответствует.
- Научитесь спокойно реагировать на мелкие бытовые неудачи ребенка: разлитое молоко, потерянную варежку, падение в грязь.
- Потренируйтесь заранее, заготовьте фразы и в нужный момент просто посочувствуйте малышу. Не говорите о том, что аккуратные дети молоко не разливают, что внимательные не теряют варежки и не падают в лужи. Спросите лучше, не нужно ли переменить рубашку, не замерзла ли у него ручка без варежки, не ударился ли он когда падал. Акцентируйте внимание не на самой неудаче ребенка, а на том, как исправить ситуацию: молоко вытереть, варежку поискать, связать или найти новую пару, грязную куртку постирать, разбитые коленки смазать зеленкой. Особенно полезно подключать к наведению порядка самого ребенка, учитывая, конечно, его возрастные возможности.
- Донесите до ребенка то, что вы его любите, даже неправильного (невнимательного, забывчивого, неловкого…).
- Говорите ему о своей любви просто так, без контекста плохой — хороший. Запаситесь фразами: «Мне так с тобой хорошо», «Здорово, что ты есть!».
- Хвалите любые действия ребенка, которыми он сможет вас превзойти. Особенно важной является похвала от родителя того же пола, что и ребенок.
Эдипов комплекс — так называются конкурентные отношения между сыном и отцом. Такие же отношения между дочкой и мамой называются комплексом Электры. Конкуренция возникает, когда ребенку примерно пять-шесть лет. Если не разбираться во всех подводных течениях бессознательного и сексуальной энергии, верным и простым для понимания останется одно: девочка входит в женский мир, а мальчик, соответственно, в
мужской. Естественным и ближайшим представителем своего пола для ребенка являются родители. Мальчик начинает соотносить себя с отцом, девочка с матерью и — куда же без этого — соревноваться!
Самое здоровое поведение родителей в этот период — уверенное и спокойное приглашение в свой мир, мужской или женский, поддержка в поиске себя и сохранение позиции старшего. При этом важно дать возможность посоревноваться и победить пару-тройку раз. Нередко взрослые не только не предоставляют возможности помериться силами, но и просто не допускают в отношения саму идею соревнования.
Сияющая от чистоты девочка с бантиками на голове и умытый румяный мальчик с аккуратным пробором — вот идеальное представление о ребенке, бытующее в основной родительской массе. Эти милые образы для рождественских открыток не имеют, к сожалению, ничего общего с запросами детства и детской психики. Грустно, что на создание таких чудо-деток родители тратят немало сил и нервов, как своих, так и ребенка.
С года до трех ведущей деятельностью у малышей является предметно-манипулятивная. А значит, жесткое ограничение действий, связанных с предметными экспериментами (переливание, пересыпание, продавливание, разбрасывание, ковыряние, заталкивание, расстегивание, разрывание, пропускание сквозь пальцы и т. д.), ведет к ограничению в развитии.
Какое отношение все это имеет к нашим страхам неудачам? Самое прямое. Стремление взять мокрую и грязную палочку в 2 годика по интенсивности и важности равно стремлению вывести ровную палочку в тетрадке. Постоянно ругая ребенка за неаккуратность в дошкольном возрасте, мы получаем аккуратного, но тревожного школьника.
Результатом выполненного упражнения или рисунка должна быть не его правильность, а хорошая самооценка вашего будущего школьника.
Не настаивайте на исправлении, если ребенка устраивает его произведение.
Умение принять свою несовершенную работу очень важно и равноценно принятию себя, а ваше спокойное созерцание этого равносильно посланию: «Я тебя люблю, даже если ты неправильный».
И не забывайте читать детям сказки. Цель сказок — снизить страх неудачи, сформировать отношение к промахам как к нормальному явлению жизни.
У кого-то может сложиться впечатление, что страх неудачи присущ только тревожным и чувствительным детям, но это не так. Излишний перфекционизм в поведении родителей и злоупотребление своим авторитетом действуют одинаково на детей с разными темпераментами. Различными могут быть лишь их защитные реакции: от страха начинать что-то новое — до желания во всем быть только первыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аутизм: проявление, причины, тактика поведения с ребенком
В материале раскрываются клинико-психологическая характеристика, прияины возниконовения аутизма у детей, а так же рекомендации психолого-педагогической поддержки детей с РДА....
Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.
Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....
Детские страхи. Как помочь ребенку.
консультация для родителей...
Что может нанести ребенку душевную травму и стать причиной страхов и фобий.
Что может нанести ребенку душевную травму и стать причиной страхов и фобий?Оказывается очень многие факторы, ситуации, которые взрослому человеку покажутся просто смешными.Для ребенка 0-1 года– ...
Утомление - одна из причин плохого поведения маленького ребенка
Поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей маленьких детей в возрасте до трех-пяти лет: "Почему малыш начинает плохо себя вести?" Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы...
Презентация "Причины страхов и работа с «тревожными» детьми".
Что такое страхи, их разновидность и способы преодоления тревожности у детей....