Достань рукой до уха! 8 способов определить готовность ребёнка к школе
консультация (старшая группа)
Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними – малыши, которые ещё не набегались. Есть и реальное опасение – если ребёнок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostan_rukoy_do_uha.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Достань рукой до уха! 8 способов определить готовность ребёнка к школе.
(консультация для родителей)
Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними – малыши, которые ещё не набегались. Есть и реальное опасение – если ребёнок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?
Учёба для первоклассника – это физическая нагрузка, и немалая. Да, хороший учитель будет делать на уроках физминутки, менять ритм обучения, но всё равно – ученику придётся сидеть по 4-5 часов за партой.
Как определить, готов ли ребёнок к школьным нагрузкам первого класса, рассказала кандидат биологических наук Екатерина Плышевская, педагог психолого-физиологической лаборатории Владимирского пединститута, которая занимается тестированием будущих первоклассников.
Итак, будущий школьник должен уметь:
- Показать зубы.
Количество постоянных зубов – признак физиологической зрелости ребёнка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6-8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребёнка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока.
- Достать правой рукой левое ухо.
Это «Филиппинский тест» - ребёнок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше – закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.
Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребёнка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому - отстаёт. Физически ребёнку только шесть, он ещё не созрел.
И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью – он начнёт болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В таких случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.
- Стоять на одной ноге.
Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперёд и закрыть глаза. К 7 годам ребёнок может так простоять 8-10 секунд, если меньше – это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе.
- Рисовать «дорожки», не заступая за края.
Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребёнка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других – это признак готовности руки к обучению к письму.
Любой ребёнок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма – более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребёнку не даются такие извилистые линии, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребёнок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.
- Считать в обратную сторону.
Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырёх – до 100, до 1000. Но это механическое действие, ребёнок ещё не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1.
Если ребёнок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит он готов к изучению математики. А более сложный уровень – если ребёнок может без подготовки посчитать через один: 10-8-6-4-2. Это позволяет надеяться, что ребёнок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности.
- Самостоятельно одеваться.
Пресловутые шнурки завязывать не обязательно – просто купите ребёнку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребёнок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф – пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.
- Есть вилкой.
Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. В школе ребёнок должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая. И если ребёнок не будет уметь, есть сам, он останется голодным.
- Следовать инструкциям учителя.
Школа – это социум. Ребёнок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.
«Достали учебники. Взяли ручки», - даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто посещал дошкольное учреждение. Проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.
К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребёнку, что правильно – только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.
Но и тут важно не переборщить: ребёнок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» - это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идём со мной» - ни в коем случае! ребёнок в 5-6 лет такие границы уже в состоянии усвоить.
Что же делать, если он ещё не готов? Чтобы определить, готов ли ребёнок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей.
Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребёнок не достаёт до уха, не получается «поза Ромберга» - значит, ребёнок просто ещё не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребёнку 2созреть», отложить поступление в школу на год.
Если не соответствует школьной норме только один признак – например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребёнок может долго и сосредоточено выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут – в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.
Если ребёнок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год – лучше это сделать. Вы не поверите. Как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учёба всегда даётся проще. Чем шестилетним, если речь не идёт о вундеркинде.
Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, - выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребёнка позже проявятся способности и интерес к серьёзным предметам, переведёте в другую школу.
В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребёнка желание учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как определить готовность ребёнка к школе
Консультация для родителей, воспитателей, педагогов....
Как определить готовность ребёнка к школе?
Признаки готовности ребёнка к школе...
Как определить готовность ребёнка к школе?
Составляющие готовности к школьному обучению...
8 способов определить готовность ребёнка к школе
В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними — малыши, котор...
Консультация для педагогов :" 5 способов, как определить готовность ребёнка к школе"
В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними &mda...
Способы определения готовности ребёнка к школе.
Как определить, готов ли ребенок к школьным нагрузкам первого класса, рассказала кандидат биологических наук Екатерина ПЛЫШЕВСКАЯ, педагог психолого-физиологической лаборатории Владимирского пединстит...
Способы определения готовности ребёнка к школе
Памятка об определении готовности ребёнка к школе....