Как определить готовность ребёнка к школе?
консультация (подготовительная группа) на тему

Составляющие готовности к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Как определить готовность ребенка к школе?

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.



Вывод:

Хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе:

- Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.

- Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

- Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Диагностическая методика представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.

1. Оценка базового опыта ребенка
• Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
• Был ли малыш в библиотеке?
• Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
• Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
• Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития
• Хорошо ли ребенок слышит?
• Хорошо ли он видит?
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
• Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
• Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития
• Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
• Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
• Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
• Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития
• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
• Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
• Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
• В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
• Четко ли ребенок выговаривает слова?
• Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться
• Включается ли ребенок в игру других детей?
• Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
• Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
• Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития
• Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
• Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
• Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
• Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
• Может ли ребенок рифмовать слова?
• Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
• Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?



Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?


Под руководством психолога Д.Б.Эльконина был проведен интересный эксперимент.

1   Перед ребенком - горка спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми были дети 5, 6 и 7 лет. Экспериментатор выходил, но наблюдал за детьми из другой комнаты через зеркало Гезелла.

Дети, которые готовятся к школе, скрупулезно выполняют эту работу и могут сидеть за этим занятием час.

Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать спички, а потом начинают что-то строить.

Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу.

2   Когда происходит насыщение, экспериментатор входит и просит поработать еще: "Давай договоримся, вот эту кучку спичек сделаем и все".

И более старший ребенок продолжал эту однотонную, бессмысленную работу, потому, что он договорился со взрослым.

Детям среднего дошкольного возраста экспериментатор говорил: "Я уйду, а Буратино останется". Поведение ребенка менялось: он посматривал на Буратино и делал все правильно. Если несколько раз осуществить это действие с Буратино, то и без него дети начинают подчиняться правилу.

Этот эксперимент показал, что за выполнением правил лежит система отношений ребенка со взрослым человеком. Постепенно ребенок привыкает выполнять необходимые правила поведения и обучения.


                Показатели развития детей 6 – 7 лет.

Социальное развитие:

  • умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
  • хорошо ориентируются в знакомой и незнакомой обстановке;
  • способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
  • стремятся быть первыми, хорошими, очень огорчаются при неудачах;
  • тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Организация деятельности:

  • способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия;
  • могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны;
  • способны сосредоточено, без отвлечения работать по инструкции 10 – 15 минут;
  • способны, в общем, оценивать качество своей работы, дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются;
  • способны самостоятельно исправлять ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Речевое развитие:

  • способны правильно произносить все звуки родного языка;
  • способны к простейшему звуковому анализу слов;
  • обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
  • грамматически правильно строят предложения;
  • умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам;
  • свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
  • способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
  • способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Интеллектуальное развитие:

  • способны к систематизации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;
  • проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;
  • с удовольствием воспринимают любую новую информацию;
  • имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте и жизни.

Развитие внимания:

  • способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10 – 15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

Развитие памяти и объема внимания:

  • количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1 – 2);
  • преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;
  • способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения);
  • способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка);
  • не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта , вида деятельности и т.п. на другой.

Развитие мышления:

  • наиболее характерно и эффективно наглядно – образное и действенно – образное мышление;
  • доступна логическая форма мышления.

Зрительно – пространственное восприятие:

  • способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над – под, на – за, перед – возле, сверху – внизу, справа – слева и т.п.);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как определить готовность ребёнка к школе

Консультация для родителей, воспитателей, педагогов....

Как определить готовность ребёнка к обучению в школе.

Данный материал будет полезен для родителей детей старшего дошкольного возраста. С помощью тестов родители самостоятельно могут определить готовность своего ребёнка к обучению в школе....

Как определить готовность ребёнка к обучению в школе.

Кончается дошкольное детство вашего ребёнка. Каждый родитель думает о том, как можно лучше подготовить его к обучению в школе. Самое главное в этот период - быть активным, сообразительным, раскрепощён...

Как определить готовность ребёнка к школе?

Признаки готовности ребёнка к школе...

8 способов определить готовность ребёнка к школе

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними — малыши, котор...

Консультация для педагогов :" 5 способов, как определить готовность ребёнка к школе"

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними &mda...

Достань рукой до уха! 8 способов определить готовность ребёнка к школе

 Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними – малыши, которые ещё не набегались. Есть и реальное опасение – ...