Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков
консультация
Упражнения, необходимые для правильного произношения звуков Л, Ль, Р, Рь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy_dlya_sonornyh_zvukov.docx | 531.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для сонорных звуков
Для звуков Л, Ль
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить [И]. Удержать под счет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
«Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).
Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
«Пароход гудит»
Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
Для звуков Р, Рь
К выше описанному комплексу упражнений добавляются следующие:
«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
«Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
«Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).
Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.
«Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).
Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.
«Комар»
Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков"
В буклете представлен комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для сонорных звуков с описание по выполнению....
Комплексы артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (Л, Ль, Р, Рь).
В статье имеется описание артикуляционных упражнений для подготовки речевого аппарата к постановке сонорных звуков....
Комплекса артикуляционной гимнастики для сонорных звуков
Комплекса артикуляционной гимнастики (для сонорных звуков)...
Консультация для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков"
Консультация для родителей по выполнению артикуляционных упражнений для сонорных звуков ....
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков с биоэнергопластикой и элементами нейрогимнастики.
Данный комплекс проводится с использованием массажных колючих мячиков и мягких маленьких мячиков по размеру ладони ребенка....
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (л, ль)
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых дв...
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (р, рь)
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков....