«Детское экспериментирование, как способ познания окружающего мира»
консультация (средняя группа)

Пыцкая Евгения Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperemntirovanie_kak_sposob_poznaniya_okr.mira_.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детское экспериментирование, как способ

познания окружающего мира»

                   

«Умей открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще, и еще раз возвратиться к тому , что он узнал…»

В. А. Сухомлинский.

Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге. Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!

 - Откуда берется снег?

- Почему в дырках ничего нет?

- Почему птица летает, а змея ползает?

- Откуда приходит дождь?

     Эти вопросы, так же, как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена. Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.

Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

– развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

– развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;

– умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;

– создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Следуйте совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»

– Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

– Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

– Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно помогать ему в этом своим участием.

На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри вам откроется мир чудесных превращений! Покажите ему, как словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина(он продается в аптеке под названием »пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды- раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту –раствор снова обесцветится.

Производит впечатление на детей и такой простой опыт: добавьте в  питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно  быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте  уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца  начнет пениться и вскипать  большими пузырями(осторожно, не наклоняться!). Это можно показать на опыте «Вулкан».

Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.

Материал: сода 1 чайная ложка, 3 ст. ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона, в которую будем вставлять пробирку. Насыпьте 1 чайную соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно перемешайте. Добавьте 5 капель моющей жидкости и 3 капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте. Вставьте конус в пробирку. Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.

А выращивать кристаллы пробовали? Это совсем несложно, но займет несколько дней .Приготовьте перенасыщенный раствор соли(такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем проволоку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.

Вы, наверно, играли с ребенком в пираты или разбойников? А что главное для пиратов? Правильно, найти клад .А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где уместно использовать секретное послание, де указано место расположения клада. Сделать такое письмо можно двумя способами: Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо , можно подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

Очень простой опыт, но тоже интересный: «Яйцо утонет или всплывет?»

Материал: 2 яйца, сваренных в крутую, 4 ст. л. соли, 2 стакана воды. Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет. В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду- оно держится на поверхности Если вод соленная, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых  используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша  наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались  в доступности для ребенка и не попали в пищу. Успехов Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Консультация для родителей «Детское экспериментирование, как способ познания окружающего мира»

laquo;Умей открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще,...

Консультация для родителей «Детское экспериментирование, как способ познания окружающего мира»

Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, друг...

Детское экспериментирование как способ познания окружающего мира

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образ...