Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать?"
консультация (средняя группа)

Книга способна сделать детский мир интересным и подарить радость от волшебных и необычайны открытий, объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ns.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Как хорошо уметь читать?"

На сегодняшний день все больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но бывают случаи, когда родители замечают, что ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинает отказываться от чтения или выполняет с большой неохотой. А некоторым дошкольникам навык чтения никак не даётся. Как помочь ребёнку легко научиться читать и затем не отбить у него охоту? 

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Желательно, чтобы книга вошла в мир ребёнка как можно раньше, с целью - обогащения детского мира. Книга способна сделать детский мир интересным и подарить радость от волшебных и необычайных открытий, объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
            Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные звуки в слове. Именно к пяти годам созревают зоны мозга, которые отвечают за фонетическое восприятие речи. А чтение – это сложный процесс, когда мы сначала анализируем слово, а затем, опираясь на графическое изображение звуков, которые мы слышим, собираем его вновь. Поэтому, когда мы начинаем учить ребёнка читать слоги, наш маленький ученик никак не может сообразить, как сливаются согласный и гласный звуки. Это происходит потому, что без специальной подготовки он воспринимает слог как единое целое и не может разложить его на составляющие. Даже с детьми, легко обучающимися чтению, крайне важно проводить работу над звуковой стороной речи. Иначе у детей в дальнейшем возникнут трудности при письме. Дошкольный возраст – самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. И если правильно пройти с детьми этот подготовительный этап, то можно выиграть сразу же несколько плюсов:
- У детей лучше разовьётся фонематический слух, т.е. умение слышать в потоке нашей речи звуки;
-  На этой основе дошкольник плавно перейдёт к чтению;
-  В будущем имеется большая вероятность грамотного письма;
-  Ребёнок будет больше проявлять интерес к русскому языку, а через него к чтению настоящей литературы.
          Первые игры со звуками хорошо проводить в семье, когда ребёнку уже 3,5 – 4 года.
          Вот несколько игр на выделение в словах гласных звуков. Их дети начинают выделять довольно рано. Наиболее легкие в определении звуки А, У, О, И. Написание их дети тоже, как правило, запоминают рано. А затем можно приступать и к согласным.

Игра № 1 «Кто ведущий?»
Рассмотрите текст в любой книге с достаточно крупным шрифтом. Обратите внимание на то, что слова похожи на построившиеся в колонны спортсменов или на вагончики поезда, где первая буква как бы является ведущей. В каждом слове свой ведущий. Предложите ребёнку отгадать эти буквы в словах, которые вы будете называть. Звуки надо обязательно интонировать: выделять голосом и протягивать. Вырежьте квадратики с буквами А, У, О, И и предложите ребёнку подставлять ведущий звук в окошечки. Гласный должен слышаться ясно или стоять под ударением. Избегайте слов типа огурец, овечка, где в безударной позиции слышится звук А.

Игра №2 «Звук Ш»

Прочитайте ребёнку короткое стихотворение, где часто слышится этот звук. При чтении его интонационно выделяем:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Задайте ребёнку вопрос: «Какой звук ты чаще всего слышишь в стишке? – А теперь скажи, как шипит змея - ш-ш-ш – А как шумят листья звуком «Ш». После этого предложите ребёнку принести игрушки, в названии которых слышится этот звук.
В течение нескольких дней подряд вы подбираете и читаете детям с нужным интонационным выделением потешки, песенки, стишки, загадки, поговорки и т.п.

Игра №3 «Придумай слова со звуком»

Дети должны придумывать по правилам: слова с твёрдым согласным звуком, к примеру «Р» (рыбка, рак, топор…), а затем слова с мягким согласным звуком (якорь, репка, море…).
Не забудьте и о том, что в правилах есть исключения: звуки «Ж, Ш» всегда твердые, а звук «Ч» - всегда мягкий.
Важно разнообразить игры.
         Только играя, используя разнообразный речевой, азбучный материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, можно добиться идеального варианта в семье – чтения без принуждения.

          Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей

"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....

Консультация для родителей "Как хорошо уметь писать"

консультация будет полезна родителям будущих первоклассников, а также пегагогам ДОУ....

Консультация для родителей «Как хорошо уметь читать!»

Некоторые родители полагают, что если ребенка научить читать в раннем детстве, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение......

Консультация для родителей дошкольников "Как хорошо уметь читать!"

Консультация для родителей по подготовке детей  к чтению...

Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать"

Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинае...