Мастер-класс. «Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей 4-5 лет».
методическая разработка (средняя группа)

Горшкова Татьяна Михайловна

«Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

(с использованием квест-технологии)

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для родителей26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

 «Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей 4-5 лет».

 Горшкова Татьяна Михайловна.
Мастер-класс «Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

«Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

(с использованием квест-технологии)

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Форма проведения мастер-класса: Квест-игра

ЦЕЛЬ: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию и практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест-технологии, повысить уровень профессионализма педагогов ДОУ в области использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей дошкольного возраста (по образовательным областям ФГОС ДО)

Задачи:

• познакомить родителей с методами, приёмами и правилами взаимодействия с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений средствами квест-технологии;

• содействовать ознакомлению родителей с новой формой организации взаимодействия с детьми в процессе организованной квест-игры;

•передавать опыт путем прямого и комментированного показа, методов, приемов и форм педагогической деятельности в образовательных областях;

• осуществить поиск педагогических идей по организации этого;

• проанализировать эффективность работы;

• развивать творческий потенциал родителей;

• вовлечь родителей в организацию “квест-игры” с детьми и взрослыми;

• углубить знания родителей о квест-играх, алгоритме создания многофункционального и многоуровневого пособия и его назначением в разных образовательных областях;

• создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса

между собой.

Материалы и оборудование:

-мультимедийная презентация;

-стикеры - геометрические фигуры разных цветов;

-свиток новшеств «ФГОС ДО»;

-очки, креативные;

-клубок шерстяных ниток;

-разрезные геометрические фигуры (9 кругов);

-макет лэпбука;

-дидактические игры для лэпбука;

- два разноса;

-аудиозаписи для музыкальных пауз;

-анкеты для участников мастер-класса;

-буклет об опыте работы;

-цветные карандаши.

План мастер-класса:

1. Приветствие и презентация инновационного педагогического опыта

педагога-мастера по теме мастер-класса.

2. Квест-игра «МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС»

3. Рефлексия

4. Анкетирование участников мастер-класса.

Ход мастер-класса:

1. Приветствие и презентация воспитателя.

-Здравствуйте те, кто сегодня с улыбкой проснулся!

    -Здравствуйте те, кто способен с интересом творить!

-Здравствуйте, уважаемые родители!

«Вхождение в тему»-мультимедийная презентация-

(демонстрация с комментариями педагога-мастера)

Педагог-мастер: Сегодня я приветствую вас на моем мастер-классе и приглашаю принять участие в квест-игре «Математика вокруг нас».

При нашем дальнейшем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице«Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Пусть эти слова и нам станут волшебным мостиком по дороге в страну знаний о новых современных формах развития элементарных математических представлений у детей. Эти формы можно применять при организации всех видов деятельности детей и взрослых в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

В игре мы с вами будем совершенствовать навыки взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.

Перед вами на разносах – стикеры, которые помогут нам с вами общаться. Зелёный стикер с надписью: «ДА», жёлтый – с надписью: «НЕ ЗНАЮ»«МОЖЕТ БЫТЬ»«ИНОГДА», красный стикер – с надписью: «НЕТ». Подумайте и ответьте с помощью стикеров на вопросы (после поднятия стикеров, ведущий комментирует полученные данные):

• Знакомы ли вы с игровым оборудованием, направленным на развитие элементарных математических представлений?

• Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?

• Знаете ли вы задачи, которые нам необходимо решить с помощью современных педтехнологий и средств развивающей среды?

• Желаете ли вы повысить свои теоретические знания использования пособий, направленных на всестороннее развитие и, конкретно, развитие элементарных математических представлений у дошкольников?

• Желаете ли вы получить навыки использования инновационных технологий и пособий, направленных на развитие элементарных математических представлений?

Спасибо, уважаемые родители, я очень рада, что на последний вопрос были подняты все стикеры зелёного цвета.

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

Вот мне и хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

2. Основная часть

Воспитатель:

Задача насытить познавательную, интеллектуальную деятельность проблемными ситуациями, творческими задачами, разнообразить игровыми упражнениями, обеспечить наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования и т. п. Решению этих задач способствует использование дидактических игр логико-математического содержания в работе с дошкольниками. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

В настоящее время происходят перемены, мы находимся на переходном

Сегодня я вам покажу, как можно использовать квест-технологию, квест-игру в работе с детьми.

Цель и задачи мастер-класса вы видите на экране.

Обратите внимание на содержание-комментарии моей презентации

(Демонстрация презентации «Квест-технология в практике педагога ДОУ»)

Педагог-мастер: Слово «Квест» - сравнительно новое для нашей дошкольной аудитории. Дословно с английского языка – это «поиск». Все, кто изучал английский язык, помнят слово «question», что значит «вопрос», а «quest» - это поиск, разыскиваемый предмет.

В настоящее время разновидностей квестов много, их устраивают на

улицах города, в парках, заброшенных зданиях, кафе, специально

оборудованных комнатах, в которых запирают игроков, и они должны найти способ, чтобы выбраться оттуда за определённое время. Есть даже

международная сеть квестов, объединяющая любителей разных игр, например, «Форт Боярд».

В России «живые» квесты стали популярными в 2010г.

В настоящее время квесты стали популярны в среде дошкольников.

Квест – интерактивная игровая форма обучения, которая позволяет детям

полностью погрузиться в её содержание.

Главная особенность квеста – есть некая цель, дойти до которой можно,

последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. 

Задачи могут быть самыми разными:

исследовательскими, творческими, познавательными, интеллектуальными. В игре задействованы одновременно и интеллект участников, их эмоциональные, творческие и физические способности.

Сегодня я предлагаю Вам поучаствовать в квесте и отправиться на

поиски путей решения проблемы насыщения развивающей предметно-пространственной среды для активного, самостоятельного, инициативного и любознательного ребёнка.

Наградой для всех участников игры станет получение знаний, которые

родители могут применить на практике.

Наше с вами путешествие в мир познания, в мир математики, которая пронизывает весь мир вокруг нас. А в помощь возьмем чудо-чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. А это очки дивные-креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.

Воспитатель одевает очки, берёт в руки клубочек и открывает свиток.

И мы начнем со сказочной истории

«Сказки про ФГОС».

Прочитаю я вам сказку дивную –

Не очень короткую,

Не очень длинную,

А такую как от меня до вас!

Коллеги, мне помогайте –

Сказку разыграйте.

Есть у сказки подсказки.

А будет сказка о ФГОС.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был воспитатель. долго

работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Воспитатель был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

Как-то раз, сидел воспитатель под деревом мудрости, наслаждался звуками

природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем

расположении духа. Думал-думал Воспитатель, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и

увлекательнее. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен

(звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС ДО.

Стандарт написан, всем на диво.

Всё в нём гладко и красиво.

Но как его осуществить?

Забыли толком объяснить.

От неожиданности вскочил воспитатель, а ФГОС говорит:

-Иди туда, не зная куда, и сделай так не зная, как.

Испугался воспитатель обрушившимся переменам, растерялся, плечами

пожимает в недоумении, а ФГОС успокаивает:

- Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Дерзай, новое в работу с детьми внедряй!

воспитатель:

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

Педагоги не унывают,

Новые идеи в детском саду внедряют.

Вот так воспитатели живут-поживают,

Нигде горя не знают, рабочие программы составляют.

И отправились они посмотреть, что же их ожидает…

воспитатель:

Предлагаю вам, родители, определиться и решить, кто со мною дальше будет решать проблему-новшество-насыщение развивающей предметной среды инновационными пособиями и играми.

Будем следовать нашему волшебному свитку, который составил нам ФГОС. Чтобы одной мне не заблудиться, мне нужна дружная команда.

ПРИЁМ «Разрезнные фигуры»: приглашаются 9 участников

(по количеству конвертов – заданий в лэпбуке).

воспитатель: Я прошу у вас активного участия, заинтересованной поддержки и помощи в реализации новшеств.

Для проведения квест-игры необходима большая подготовительная работа со стороны родителей и необходимо подготовить интересные пособия и атрибуты. Я хочу вам представить многофункциональное пособие, с которым можно организовать различные виды деятельности детей и взрослых, обогатить предметно-развивающую среду группы.

ИГРА «Да-нет»

воспитатель: Сейчас я хочу вам предложить вспомнить, что все мы родом из детства и немножечко поиграть. Здесь у меня скрыт некий предмет (закрытый лэпбук тканью)

Я предлагаю вам с помощью игры ДА-НЕТ угадать, что здесь. Напомню вам правила игры: вы можете задавать мне различные вопросы, на которые я буду отвечать: да, нет или несущественно.

Участники задают вопросы воспитателю.

      (загадка о книге)

Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешком,

Не человек, а с разумом.

Участники предлагают свои отгадки

Воспитатель:

Правильно, но у нас с вами не просто книга, а настоящая чудо-

книга. А для того, чтобы отправиться в путешествие пообразовательным областям нам необходима многоуровневая, интерактивная, наколенная книга и называется она ЛЭПБУК. И называется он «Математика вокруг нас». Но у нас только шаблон-макет для такой чудо-книги, для лэпбука.

Что же она из себя представляет?

Демонстрация слайдов презентации о лэпбуках.

Педагог-мастер: Была поставлена проблема – найти и обогатить развивающую среду интересными интерактивными пособиями.

Вам, уважаемые коллеги, задание: имея шаблон лэпбука, давайте вместе его наполним развивающими, дидактическими, интересными играми. Рассмотрите разделы лэпбука, заготовленного родителями детей моей группы и выберете соответствующие материалы, выложенные на разносе.

Участники подходят к столу с лэпбуком и разносом с заготовками материалов для него и обсуждают свой выбор, демонстрируя материал.

Музыкальная разминка с аудиторией.

воспитатель: Пока наши увлеченные участники превращают обложку чудо-книги в наполненный познавательно-художественный шедевр. Я предлагаю вам не скучать, не вставая со стульев, потанцевать, чтоб наших милых дам не смущать (танец с аудиторией сидя на стуле: движения головы, плеч, рук, ног под ритмичную музыку). Восстановим дыхание и создадим общий ритм. Молодцы!

воспитатель: Родители, помещая материал в соответствующие разделы лэпбука, назовите, пожалуйста образовательную область, в которой ребенок реализует свой интерес, играя с этим конкретным материалом

Участники помещают их в соответствующие разделы, карманы, конверты

лэпбука, называют задачи образовательной области.

воспитатель: Вот мы с вами прошли весь маршрут по всем образовательным областям, который указан в свитке ФГОС, используя всего лишь одно интерактивное пособие: чудо-книгу -

Лэпбук «Математика вокруг нас».

Итак, я хочу повторить слова, с которых начала свой мастер – класс

Математика – наука Хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно, без нее нам жизнь сложна.

3. Рефлексия.

Обращение к участникам команды:

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения

взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая

информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться

зависит от их    потребностей и интересов, то помашите рукой.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!

Спасибо, вы все с честью выдержали испытание, решили в игре проблему насыщения развивающей среды группы по ФГОС – создали интерактивное, многофункциональное, многоуровневое пособие- чудо-книгу ЛЭПБУК «Математика вокруг нас»

Обращение к аудитории:

С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

• Был ли полезен для Вас мастер-класс

 и материалы, представленные мною?

• Узнали ли Вы что-то новое?

• Приобрели ли новые навыки?

• Вам было комфортно в ходе проведения встречи?

4. Анкетирование.

воспитатель: Заполните, пожалуйста, анкеты, предложенные вам в начале нашей встречи.

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.

Упражнение «Дружественная ладошка».

Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Участникам раздаются листки бумаги.

Предлагаю: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. Выполнение задания родителями.

- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Настоящее воспитание — это не только счастливый ребенок, но и счастливый воспитатель. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит количество прекрасных мгновений вашей жизни.

Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви,

Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните

В него много юмора и

добавьте, как можно больше веры, все это хорошенько

перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам

жизни и предлагайте своим детям, каждому, кто

встретится вам на Пути.

Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и оптимизма!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»

Педагогом представлен материал по использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в рамках ФГОС при формировании ритмической деятельности детей дошкольного возраста»

Мастер – класс«Использование современных образовательных технологий в рамках ФГОС при формировании ритмической деятельности детей дошкольного возраста»...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

Мастер-класс "Использование современных компьютерных технологий при обучении детей шахматам"

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Задачи:1. Показать элементы применения ИКТ в процессе шахматной деятельности.2.Трансляция педагогического опыта по обучению дошкольник...

Мастер -класс «Использование сюжетных здоровьесберегающих технологий для детей младшего дошкольного возраста.»

СЦЕНЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА: «Использование  сюжетных здоровьесберегающих технологий для детей младшего дошкольного возраста.» для педагогов....