Как приучать детей к опрятности и аккуратности
консультация (средняя группа)
Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос аккуратным: содержал в порядке одежду, убирал на место свои игрушки и вещи, бережно относился к чужим. Но как же трудно бывает этого добиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_priuchat_detey_k_opryatnosti_i_akkuratnosti.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Как приучать детей к опрятности и аккуратности» в средней группе.
Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос аккуратным: содержал в порядке одежду, убирал на место свои игрушки и вещи, бережно относился к чужим. Но как же трудно бывает этого добиться.
Среди подростков одной из московских школ провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-б-х классов ответили отрицательно. При этом ребята выразили недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел. Среди учащихся старших классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше. Этот опрос показал, что с возрастом угасает желание детей помогать старшим, брать на себя обязанности, если сами взрослые не способствуют этому. Порой упрёки, адресуемые детям в том, что они ленивы и неаккуратны, - запоздалы и несправедливы. Эти качества в них мы порождаем сами.
Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой.
Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:
- безалаберность,
- необязательность,
- непунктуальность,
- небрежность.
Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники.
Прививать ребёнку навыки чистоты нужно с первых дней его жизни - малыш воспринимает естественной для себя ту среду, в которой живёт. Если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне переполнена грязной посудой, если мама ходит в грязном халате, а мокрые штанишки малыша сушит на батарее вместо того, чтобы постирать их, - бесполезно объяснять подросшему ребёнку, что одежда должна быть чистой, а игрушки нужно убирать на место. Ведь дети стремятся во всём подражать взрослым. Поэтому первое правило, которое следует соблюдать родителям, - будьте сами аккуратны и опрятны.
Как только у ребёнка появляются первые попытки делать что-то самостоятельно, начинайте приучать его к порядку. Как правило, это происходит в конце первого - начале второго года жизни. Стремление к самостоятельности становится особенно выраженным, когда ребёнок начинает ходить и у него появляется возможность не только наблюдать за действиями взрослых, но и участвовать в них. В два года он гордо заявляет о своём праве на самостоятельность хорошо известной всем родителям фразой "Я сам"
Нужно помнить о двух опасностях, которые подстерегают родителей в деле воспитания культурных навыков.
Первая - не предъявлять ребёнку непосильные требования, и вторая - не делать слишком долго за малыша то, что он может сделать сам.
К двум годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: сравнительно аккуратно пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться. У него появляется желание помогать взрослым. К этому возрасту основные навыки опрятности уже могут быть сформированы, но пока ещё не закреплены. Ребёнок может, заигравшись, забыть вовремя попроситься в туалет, испачкаться во время прогулки. Следует помнить, что смысл культурного поведения для него ещё не ясен. Особенность его психического развития такова, что многое он делает не столько из-за понимания цели того или иного действия или поступка, сколько для взрослого, который предъявляет ему какие-то требования или даёт поручения. Пока он лишь копирует внешний рисунок действия взрослого, а результата не замечает.
Терапевтическая сказка о микробах.
Замечательным воспитательным средством, "приучает" нерях к мылу и воде, являются терапевтические сказки. Вы можете придумать их вместе с ребенком. Например, это могут быть приключения микроба, который жил на немытых руках у одного мальчика.
Гигиена - целая наука. Наука эта практическая. И наша задача - дать детям как можно раньше азы гигиенического воспитания, элементарные навыки по уходу за своим телом. Грязные ногти, нечесаные волосы - первые признаки нечистоплотности. А с неряхами, конечно, не очень-то любят общаться. Нужно также объяснить ребенку, что грязная кожа и одежда могут причинить вред его здоровью.
Если ребенка трудно затянуть в ванну, он с криками моет голову или отказывается мыть руки, попробуйте провести разъяснительную, а заодно и просветительскую работу. Расскажите вашему малышу, что такое «грязь» и почему кожу необходимо удерживать в чистоте. Это может звучать примерно так: «Кожа защищает нас от многих болезней, если ее содержать в чистоте. Когда ты бегаешь, играешь, прыгаешь, тебе становится жарко. И на твоей коже появляются капельки пота. Если его не смывать, то пот соединяется с тонким слоем жира на твоей коже (или кожным салом). Поверхность твоего тела становится хорошим убежищем для. бактерий и микробов, их там просто множество! Некоторые из них - настоящие «злодеи» и наносят вред твоему организму. Они обожают грязь! Как их можно победить? А помнишь сказку Мойдодыр?»Можете использовать энциклопедии о теле человека или вместе с ребенком рисовать микробов.
Что бы сформировать привычку у детей быть опрятными и аккуратными , помогут следующие советы:
Дети 2-4 лет
Малыши в 2-3 года начинает активно «копировать» действия взрослых. Именно в этот период родителям следует всерьез задуматься над тем, как приучить ребенка к аккуратности и как сформировать у него привычки личной гигиены. Можно начать с уборки игрушек за собой и письменных принадлежностей после развивающих занятий, научить аккуратно складывать свои вещи. Задача родителей — объяснять и показывать правильный порядок действий. Особенно сложные для ребенка задачи можно превращать в интересную игру.
Дети 5-8 лет
В идеале ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен уже сам убирать за собой вещи и заботиться о личной гигиене. Важно объяснить ребенку, что порядок в комнате поможет сосредоточиться на домашних заданиях, что в убранной комнате приятнее находиться, можно приглашать гостей.
Как приучить ребенка к чистоте? Уже сейчас можно привлекать малыша к посильной помощи в быту. Важно, чтобы ему было комфортно выполнять поставленные задачи. Собственное рабочее место, шкафы и коробки для детских игрушек, одежды и школьных принадлежностей — ребенку должно быть удобно следить за порядком.
Дети 9-14 лет
Ранний подростковый период характеризуется становлением собственного «Я» ребенка. Часто дети воспринимают стремление родителей к их совершенствованию как попытку подавления индивидуальности. Возможно, с помощью «рабочего» беспорядка в комнате ребенок пытается донести до родителей, что «это МОЙ стол, не трогайте!».
Что делать если уже в сознательном возрасте ребенок растет грязнулей? Важно без скандалов и затяжных конфликтов оговорить границы дозволенного. Что приемлемо в доме, а что — нет. Личная гигиена, застеленная кровать, опрятный внешний вид, отсутствие завалов на столе — обязательные пункты для выполнения. Все остальное можно оставить на усмотрение ребенка.
Воспитывая у детей опрятность и аккуратность, избегайте педантизма и мелочного контроля над малышом. Он любознателен, ему всё интересно - и бить ладошкой по воде, наблюдая, как во все стороны летят брызги, и лепить «куличики» из песка, и раскрашивать акварельными красками свои ручки или стол. Не запрещайте маленькому ребёнку радоваться своим открытиям. Если вы не хотите, чтобы он испачкал новый костюмчик или промочил ноги, бегая по лужам, наденьте ему фартучек или резиновые сапожки. Подберите для него «рабочую одежду» и приучайте надевать её на время игр, связанных с возможностью запачкаться. Не возводите опрятность в абсолют, не ставьте в зависимость от неё эмоциональное и познавательное развитие ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как приучать детей к опрятности и аккуратности
Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос аккуратным: содержал в порядке одежду, убирал на место свои игрушки и вещи, бережно относился к чужим. Но как же трудно бывает этого добиться....
Как приучать детей к опрятности и аккуратности.
Некоторые дети страдают хронической неаккуратностью. приучить их в опрятности в одежде, внешнем виде довольно сложно. Родители бросают на борьбу с этим "злом" все силы и нервы. Это...
Консультация для родителей" Как приучать детей к опрятности и аккуратности"
Консультация для родителей" Как приучать детей к опрятности и аккуратности"...
Консультация для родителей "Как приучать детей к опрятности и аккуратности"
Консультация для родителей "Как приучать детей к опрятности и аккуратности"...
Консультация для родителей Как приучать детей к опрятности и аккуратности.
Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос аккуратным: содержал в порядке одежду, убирал на место свои игрушки и вещи, бережно относился к чужим. Но как же трудно бывает этого добиться....
Консультация для родителей "Как приучать детей к опрятности и аккуратности"
Прививать ребёнку навыки чистоты нужно с первых дней его жизни - малыш воспринимает естественной для себя ту среду, в которой живёт....
Как приучать детей к опрятности и аккуратности.
Консультация для родителей «Как приучать детей к опрятности и аккуратности» в средней группе.Прививать ребёнку навыки чистоты нужно с первых дней его жизни - малыш воспринимает естественно...