Консультация для родителей Как приучать детей к опрятности и аккуратности.
консультация (младшая группа)

Тихонова Светлана Владимировна

Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос аккуратным: содержал в порядке одежду, убирал на место свои игрушки и вещи, бережно относился к чужим. Но как же трудно бывает этого добиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как приучать детей к опрятности и аккуратности.

Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос аккуратным: содержал в порядке одежду, убирал на место свои игрушки и вещи, бережно относился к чужим. Но как же трудно бывает этого добиться.

Маленькие дети очень активны и хотят делать то, что делают взрослые. Ранний возраст - самое благодарное время для того, чтобы не перевоспитывать, а воспитывать ребёнка. Нужно помнить о двух опасностях, которые подстерегают родителей в деле воспитания культурных навыков. Первая - не предъявлять ребёнку непосильные требования, и вторая - не делать слишком долго за малыша то, что он может сделать сам. К двум годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: сравнительно аккуратно пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться. У него появляется желание помогать взрослым. К этому возрасту основные навыки опрятности уже могут быть сформированы, но пока ещё не закреплены. Ребёнок может, заигравшись, забыть вовремя попроситься в туалет, испачкаться во время прогулки. Следует помнить, что смысл культурного поведения для него ещё не ясен. Особенность его психического развития такова, что многое он делает не столько из - за понимания цели того или иного действия или поступка, сколько для взрослого, который предъявляет ему какие - то требования или даёт поручения. Пока он лишь копирует внешний рисунок действия взрослого, а результата не замечает.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ 3 - 4 ЛЕТКИ.

 Понимание цели того или иного действия складывается к концу раннего возраста. 3-4 год - это период интенсивного развития самостоятельности. Дети с удовольствием выполняют некоторые поручения взрослых, поливают цветы, убирают на место игрушки. В этом возрасте развивается способность к взаимопониманию, сочувствию, взаимопомощи. Ребёнок начинает понимать слово «труд» - помогая маме отнести на кухню посуду, он объясняет: «Я трудюсь».

К трём годам ребёнок может с небольшой помощью одеваться и раздеваться, развязывать и завязывать шнурки, расстёгивать и застегивать пуговицы, несложные пряжки на обуви, знает порядок в одевании и раздевании. Совершенствуются его гигиенические навыки: под контролем взрослых он умеет мыть руки, вытирать их полотенцем, знает, как пользоваться носовым платочком, салфеткой, расчёской, зубной щёткой. К этому возрасту у детей закрепляется навык опрятности в отношении пользования горшком, хотя, заигравшись, малыш может и не заметить испачканных штанишек.

Чистота рук! Если ребенок все время забывает мыть руки после улицы и перед едой, повесьте сигнальную таблицу на двери ванной: «Внимание! Внимание! Всем, кто помыл руки, объявляется благодарность и приз - вкусный обед ». Если ребенок еще не умеет читать, нарисуйте воззвание в картинках, в виде ребуса ». Прибегайте к внешним средствам воздействия на ребенка, а не прямых указаний типа: А ну-ка марш мыть руки! Проверено многими родителями и работает практически безотказно! 

Носовой платок. Приучайте малыша пользоваться носовым платком. Носовой платок должна всегда лежать в кармане у ребенка, особенно, если он ведет «светский образ жизни», то есть ходит в детский сад или школу сад или в школу. Что нужно рассказать детям о носовом платке? Во-первых, это средство личной гигиены, так же, как и зубная щетка, расческа. Делиться им с другом не стоит. Носовой платок нужно менять ежедневно, а не таскать ее по полгода в кармане. При чихании или кашле нужно обязательно прикрывать рот платком, чтобы не заразить своими микробами окружающих. Носовые платки из ткани можно заменить бумажными, особенно во время болезни. Глаза, рот, царапины нужно вытирать только свежим, неиспользованным платком! Через платок можно подцепить не только вирусную инфекцию, но еще и герпес, стоматит, конъюнктивит. 

НЕОБХОДИМЫЕ ПРАВИЛА

•Все культурные навыки ребёнок осваивает только в совместной деятельности с взрослым. Взрослый объясняет малышу, зачем нужно соблюдать порядок, задаёт образцы правильных действий, помогает выполнить их, даёт им оценку.

•Воспитывая у малыша навыки гигиены, объясняйте и показывайте ему последовательность действий. Например, обучая его аккуратно мыть руки, предложите закатать рукава рубашечки, самому намочить руки в воде, намылить их мылом, затем смыть мыло, закрыть кран. Старайтесь, чтобы ваше объяснение было понятно и интересно малышу.

Учите его следить за своим внешним видом, правильно вести себя за столом. Помогите ему пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.

•Приучайте ухаживать за своими вещами: вешать одежду на вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку.

•Постарайтесь сделать так, чтобы в семье соблюдалось постоянство требований в отношении правил поведения. Ребёнок не научится быть аккуратным, если папа требует от него убирать игрушки на место, а мама позволяет их разбрасывать.

•Воспитывайте у своего чада эстетическое отношение к порядку, чистоте: побуждайте его радоваться при виде чистой, красивой одежды, аккуратной прически окружающих и самого ребёнка. Обращайте его внимание на опрятность других детей во время прогулки, на картинках в книжках. Прививайте малышу чувство брезгливости от грязной одежды, грязных рук, непричёсанных волос, побуждайте обращаться к взрослому за помощью с тем, чтобы устранить неприятные моменты.

•Знакомьте с делами взрослых. Пусть он видит, как мама стирает и гладит бельё, чистит одежду, как папа чинит кран и аккуратно убирает на место инструменты. Предложите малышу помочь вам. Пусть он постирает рядом с вами носовой платочек, вытрет полотенцем блюдце, поставит на стол хлебницу. Похвалите его за помощь, подчеркните сходство с взрослыми. Прививайте ребёнку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.

•Учите сочувствовать близким, заботиться о них. Предложите малышу помочь бабушке убрать со стола посуду, вытереть стол, полить цветы, убрать на место одежду.

•Помните, что удовольствие делать что-то вместе с вами - самая высокая награда для малыша.

•Не забывайте хвалить малыша за его самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

•Ругать ребёнка за неопрятность можно только в том случае, если он что-то сделал намеренно: назло взрослому разбил чашку, перевернул тарелку или порвал книжку и пр. При этом ни в коем случае не оскорбляйте его, порицание должно относиться только к конкретному проступку. Никогда не говорите: «Я тебя не люблю» или «Ты плохой мальчик». Лучше сказать так: «Ты нарочно разбил чашку, и это очень плохо. Жалко, что теперь у нас не будет такой красивой посуды». После нескольких подобных случаев ребёнок поймет последствия плохого поступка.

•Прививая детям, навыки опрятности и аккуратности, старайтесь почаще использовать игровые приёмы. Например, играя с малышом в такие сюжетные игры, как «Кормление куклы», «Купание куклы», «Уход за бельём», «Парикмахерская», «Гости», можно в интересной для ребёнка форме обыграть многие бытовые действия и правила поведения. В ходе сюжетных игр можно приучать детей бережно обращаться с игрушками, ухаживать за ними.

•Приучать ребёнка убирать на место игрушки лучше с помощью игровых приёмов.

Например, наводя вместе с ребёнком порядок в игровом уголке перед сном, обыграйте это событие, разговаривая с игрушками: «Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку в свой домик. Вот как красиво, ровно стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора, давай мы положим тебя в кроватку, укроем одеяльцем, а собачку - под кроватку, пусть она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас. А вы, машинки, поезжайте в гараж».

И последнее. Воспитывая у детей опрятность и аккуратность, избегайте педантизма и мелочного контроля над малышом. Он любознателен, ему всё интересно - и бить ладошкой по воде, наблюдая, как во все стороны летят брызги, и лепить «куличики» из песка, и раскрашивать акварельными красками свои ручки или стол. Не запрещайте маленькому ребёнку радоваться своим открытиям. Если вы не хотите, чтобы он испачкал новый костюмчик или промочил ноги, бегая по лужам, наденьте ему фартучек или резиновые сапожки. Подберите для него «рабочую одежду» и приучайте надевать её на время игр, связанных с возможностью запачкаться. Не возводите опрятность в абсолют, не ставьте в зависимость от неё эмоциональное и познавательное развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей" Как приучать детей к опрятности и аккуратности"

Консультация для родителей" Как приучать детей к опрятности и аккуратности"...

Консультация для родителей "Как приучать детей к опрятности и аккуратности"

Консультация для родителей "Как приучать детей к опрятности и аккуратности"...

Консультация для родителей "Как приучать детей к опрятности и аккуратности"

Прививать ребёнку навыки чистоты нужно с первых дней его жизни - малыш воспринимает естественной для себя ту среду, в которой живёт....

Консультация для родителей «Как приучать детей к опрятности и аккуратности» в средней группе.

Консультация для родителей «Как приучать детей к опрятности и аккуратности» в средней группе.Прививать ребёнку навыки чистоты нужно с первых дней его жизни - малыш воспринимает естественно...

Консультация для родителей "Как приучить детей к опрятности и аккуратности"

Консультация для родителей на тему "Как приучить детей к  опрятности и аккуратности "...

Консультация для родителей «Как приучать детей к опрятности и аккуратности» в средней группе.

Прививать ребёнку навыки чистоты нужно с первых дней его жизни - малыш воспринимает естественной для себя ту среду, в которой живёт.Если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне...