Удивительный мир камней
консультация (старшая группа)
Познакомить детей с природным материалом камень, со свойствоми камней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формировать умение определять свойства и качества камня. | 45.1 КБ |
kollektsiya_udivitelnyy_mir_kamnya.docx | 611.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Что мы знаем о камнях»
Отгадайте загадку:
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
В.Мирясова
Педагог. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка (Дети слушают). Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы) Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели?
Дети. На берегу моря много камушков, море красивое…
Педагог. Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края? (Красивые, разного цвета)
Почему они такие? Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можно сказать про речные камни? Какие они? (Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами).
Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы) Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый). Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево). А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает – не получается, предлагает двум-трем детям попробовать сделать то же). Давайте я еще раз попробую. Что получится? (Гвоздь гнется, но не вбивается.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?
Дети. Камень тверже дерева.
Педагог. В как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает). Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет). Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)
Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге.
Беседа «Нужен ли камень человеку?»
Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения). Я хочу познакомить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно посмотрите на него (показывает). Возьмите лупы и рассмотрите гранит. Гранит – это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного вида. В состав гранита входят три разных камня (показывает их): сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, изготавливают постаменты для памятников. Но есть гранита и соперник – это мрамор. Мрамор – тоже горная порода (показывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он? (Гладкий, блестящий, красивый)
Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает состав мрамора). Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (Ответы) Мрамор – главный отделочный материал. Самым ценным является белый мрамор (показывает его). Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро.
А сейчас давайте рассмотрим иллюстрации.
1 иллюстрация - памятник А.С.Пушкину. Кому установлен этот памятник? Правильно. А.С.Пушкину. Он находится в центре Москвы. Сделан из бронзы. Посмотрите, какой памятник красивый. А постамент для него выполнен из гранита.
2 иллюстрация – могила Неизвестного солдата в Александровском саду. Кому посвящен этот памятник? Да, солдатам, которые погибли, защищая нашу Родину. И этот памятник украшен мрамором.
3 иллюстрация – Красная площадь. Что вы видите на этой иллюстрации? Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камни.
Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро, входов в здания, украшения постаментов памятников. Еще есть драгоценные камни. Издавна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Рассматриваем альбом с фотографиями. Что вам понравилось? Какие украшения есть у вас дома? Дома вместе с родителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены.
Беседа «Драгоценные камни»
Цель: Познакомить детей с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.
Показ иллюстрации коллекции камней
Чтение отрывка из сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка»
Музыкальное сопровождение «Рассвет над Москвой – рекой» М. Мусоргского
Сюрпризный момент подарок от Хозяйки Медной горы.
Воспитатель рассказывает о том, что есть ещё волшебные камни.
Воспитатель напоминает детям о камнях, принесённых из пещеры. Предлагает их рассмотреть и потрогать, обратить внимание на цвет и форму камней. Какие они – гладкие или шершавые? Предлагает рассмотреть разные камешки. В древности люди делали из таких камней амулеты: считалось, что это защитит их от бед и болезней. Люди давно научились делать из этих камней ювелирные изделия.
Дети трогают камни, определяют какие они на ощупь – гладкие или шершавые? Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней и украшений.
Камни очень красивы, долговечны, необычно блестят.
Наши предки наделяли камни сверхъестественной силой. Первобытные люди изображали на них магические знаки. Они считали, что такой камень защищал человека, лечил его, помогал в трудных ситуациях.
Позже появились люди - ювелиры. Они из камней делали украшения – серьги, бусы, кольца, браслеты. Камень считался не только украшением, но и талисманом, приносящим удачу, счастье.
Воспитатель напоминает детям о том, что в Алтайском крае есть завод по обработке декоративного камня, изделия этого завода выставлены в музеях страны.
Воспитатель читает отрывок из сказки, звучит музыка:
«Есть, у нас дорогая тятина памятка – малахитова шкатулка. Вот где каменья! Век бы на них глядела. … Танюшка побегала много-мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги навесила… А камни-то ровно ещё краше стали. Так и горят разными огоньками, и светло от них, как при солнышке».
Обращает внимание детей на то, что шкатулка открылась.
Воспитатель и дети рассматривают, что лежит в шкатулке.
Воспитатель раздаёт детям подарок от Хозяйки Медной горы – по цветному камешку.
НОД «Удивительные камни»
Цель:
Оборудование:
Шкатулка с камнями, Карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, гвоздик, монетка, стакан с водой, мел, лимон), канат, кукла “Хозяйка медной горы”, оформленная выставка камней, конфеты “Морские камушки”.
Ход занятия:
Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
– Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).
– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).
(На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа, под цифрой 3 квадрат).
– Может, её кто-то потерял? (оглядывается).
– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).
(Воспитатель помещает карту на мольберт)
– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1).
– Посмотрите, где находится шкатулка? Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю).
– Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая)
– Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей)
– Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)
– Что это? (камни)
– Для чего нужны камни? (ответы детей)
– Где можно обнаружить камни? ( на улице, в горах, в море, на даче…).
– Возьмите каждый по одному камню.
– Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.
– Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).
– Как называется место, где их можно увидеть это оборудование? (лаборатория).
– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)
– Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)
– Я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.
(Дети идут по канату на полу).
– Мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Я предлагаю вам быть учеными. Положите камень на разнос к камням, которые там лежат.
– Сегодня вы исследуете свойства камней.
– Посмотрите, на доске висит схема, которая подскажет, в какой последовательности эксперименты вы будете проводить. Все знаки вам уже знакомы.
– Расскажи (имя ребенка) что мы сегодня должны узнать о камнях?
(Ребенок выходит к доске и рассказывает по схеме).
– У вас на столах лежат таблицы. В ней вы будете отмечать результаты проведённого опыта, обозначая их знаками “плюс” или “ минус”.
– Итак, приступаем к выполнению первого опыта, выберите один камень и обследуйте его. (Беседа с детьми индивидуально: Какой камень на ощупь – гладкий или шершавый? Занесите результаты в таблицу).
– Скажите, какой камень на ощупь? (Ответы 2-х детей).
– Приступайте ко второму опыту. Что можно сказать о цвете камней? (Они разноцветные) Занесите результаты увиденного в таблицу.
– Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой.
(Дети рассматривают, воспитатель индивидуально спрашивает: Что ты увидел на камне? Занеси в таблицу).
– Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая камни под лупой?
(1-2 ответа ребенка).
– Уважаемые ученные приглашаю вас подойти ко мне. Что вы знаете о камнях, как они появляются?
– Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
– Пройдите за рабочие места, продолжим работу, проверим камень на твердость.
– Поцарапайте камень ногтем, если на камне появилась царапина, поставьте в таблице знак “плюс”. Попробуйте поцарапать камень монетой, гвоздем. (Индивидуально: какой камень у тебя? Поставь в таблице знак).
– Что можно сказать о камне, какой он? (ответ ребенка)
– Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:
“Белый камушек растаял
На доске следы оставил”
– О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.
– Найдите среди камней мел и покажите его мне.
– Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).
– Скажите, какой он по твердости. Попробуйте провести по нему гвоздем.
– Что можно сказать о меле? (мел мягкий)
– Значит, камни бывают и мягкие и твердые.
– Возьмите камень и опустите его в воду. Что происходит? Отметьте в таблице результаты наблюдения.
– Вот вы заполнили всю таблицу. Получили результаты исследования.
– Подойдите к карте. Какое следующее задание?
(На карте нарисован конверт)
– Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка)
– Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано?(нужно выложить)
(Собирают портрет хозяйки медной горы).
– Кто это? Что вы о ней знаете?
Появляется хозяйка медной горы.
– Здравствуйте, ребята. Вы побывали в моей лаборатории. И я вижу, что вы проводили опыты с камнями. Что же вы узнали?
– Настя расскажи Хозяйке медной горы, что мы сегодня узнали о камнях.
– Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают и драгоценными. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Я приглашаю вас на выставку камней. Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли очень красиво!
– Для того чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я дарю вам эту книгу. Когда прочтете книгу, соберите музей разных камней в своей группе, пригласите гостей и расскажите им об удивительном мире камней. А эта кукла станет хозяйкой в вашем музее. ( кукла в костюме Хозяйки медной горы).
– Карту я возьму с собой, еще в другой детский сад схожу, чтобы детей познакомить со свойствами камня. (снимает карту с доски). До свидания, очень рада нашему знакомству (уходит).
– Скажите, что нового вы узнали сегодня?
– Я довольна вашей работой, а книгу мы обязательно прочтем и музей камней соберем.
НОД«Простые и ценные камни в природе»
Цель: Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.) Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Расширять словарный запас.
Материалы к занятию:
- набор речных и морских камней
- кусочки мрамора и гранита
- сосуд с водой, лупа, салфетки (на каждого ребёнка)
-иллюстрации: могила неизвестного солдата, станция московского метро, набережная Москвы-реки, Красная площадь
-коллекция различных камней
-аудиозапись «шум волн»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: ребята, сегодня получила посылку, но открыть её сможем только тогда ,когда отгадаем загадку.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто поможет предмет по приметам узнать?
Дети: камень
Воспитатель: давайте о камнях и побеседуем
Опыт: (камень, кусочек дерева, молоток, гвоздь, сосуд с водой)
-твёрдость, прочность (пытаемся вбить гвоздь)
-плавучесть (опускаем в сосуд с водой)
ИГРА: «морские камешки»
Звучит «шум волн», дети превращаются в «морские камешки»
Воспитатель: посмотрите на них и расскажите, какие они?
(форма, цвет, какая у них поверхность, какие края: гладкие, овальные, круглые, твёрдые, холодные, красивые, разного цвета)
-Как вы думаете, почему они такие?
Дети: (варианты ответов)
Воспитатель: ребята, предлагаю подняться в горы.
(иллюстрации: горы, скалы, вулкан, вулканическая лава)
В результате остывания и затвердевания вулканической лавы за тысячи лет образуются горные породы (горные камни)
- и сейчас хочу познакомить вас с одним интересным камнем. (дети садятся за столы)
Внимательно посмотрите на него. Это камень- ГРАНИТ.
Дети: рассматривают через лупу, высказываются.
Воспитатель: гранит-это горная порода. Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. В состав гранита вошли три камня (сверкающий кварц, тёмная слюда, цветной полевой шпат)
Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный
Воспитатель: (показывает МРАМОР)
У гранита есть давний соперник – это мрамор.
Мрамор - тоже горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?
Дети: гладкий, блестящий, красивый
Мрамор для строителей - главный отделочный материал. Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции.
Воспитатель: как вы думаете, нужен ли камень человеку? Где?
(показывает иллюстрации)
Воспитатель: одни камни применяются в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. Но есть особые камни – поделочные, драгоценные. (Рассматривание коллекции)
-как вы думаете, где их используют?
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(камень)
Воспитатель: вы можете стать КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ и собрать свою коллекцию камней
НОД «Камни, которые подарило море».
Цель: познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг, известняк. Дать представление о жизни полипов, мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг, известняк. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать сенсорные ощущения детей, поддерживать интерес к опытнической работе. Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими, рассказать об использовании человеком. Расширять словарный запас.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
- Глобус.
- На каждого ребенка: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка.
- Коллекции: кораллов, жемчужин, ракушек, кусочки мела (достаточно для всех детей)
- Аудиозапись «Звуки моря», видеофильм «Духи моря»- отрывок о коралле
- Иллюстрации: коралловые рифы, коралловые рифы с их обитателями, жемчужина в раковине, залежи известняка.
- Выставка украшений из жемчуга и кораллов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:- Ребята, как называется планета, на которой мы живем? Дети: планета Земля - огромный каменистый шар
- Что такое глобус?
Дети: модель планеты Земля
- Что вы видите на глобусе?
Дети: моря, океаны, горы, леса, города…
- Мы с вами уже путешествовали по нашей планете. На прошлом занятии мы поднимались высоко в горы. Ребята, что мы там нашли?
Дети: камни, вспоминают какие, какими свойствами обладают, для чего они нужны…
- Сегодня я вас приглашаю отправиться к теплым морям и океанам (показ на глобусе: Красное море, Атлантический океан, Тихий…). Показать линию экватора, пояснить, что вдоль нее самые теплые места нашей планеты.
Аудиозапись «Звуки моря»
Воспитатель: Мы отправляемся в морское царство. Вы готовы. Закрывайте глаза и представляйте. Морской царь, что ты нам подаришь?
Показ коллекции кораллов. Раздать каждому ребенку. Ребята, кто знает, что это такое?
- Что вы о нем можете сказать? (цвет, форма, твердость, поверхность, на что похож…)
- Они очень разнообразные. Все это – разные виды кораллов, их насчитывается на земле около шести тысяч.
- Какие бы слова вы могли сказать своему кораллу?
Дети: Великолепный, прекрасный, сказочный, резной, белоснежный, узорчатый, причудливый, граненый, игольчатый, сверкающий).
Воспитатель:- Ребята, пойдемте в нашу «лабораторию», садитесь на свои места и еще раз с помощью лупы рассмотрите этот удивительный камень, а я расскажу вам, как рождаются кораллы.
- Если приглядеться к кораллу, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Вы нашли их? Кораллы создают живые, маленькие, морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Вместе они подстерегают добычу, вместе ее поедают, вместе отдыхают. Все кораллы - прожорливые ночные хищники. У полипов мягкое тело, поэтому они делают вокруг себя прочный скелет-домик. Когда полипы умирают, эти домики остаются и на них надстраиваются следующие домики. Так образуются коралловые рифы. Показ иллюстраций. Это место жизни множества морских обитателей. Они там прячутся, живут, питаются.
Некоторые морские существа едят кораллы - это морской еж, морская звезда (показ ).
Причудлив и красив собой подводный камень, не земной.
Неторопливо он растет, с годами рифы создает.
Он без садовника возник природы сказочный цветник.
Подводный мир он украшает, но кораблям ходить мешает.
Обычно корабли любые обходят цветники такие.
Ребята, у вас на столах стакан с водой – маленькое море, опустите туда свой коралл. Что произошло?
Дети: утонул, потому, что это камень.
Рассмотреть и повесить на выставку украшения из кораллов.
Физкультурная минутка: Танцуют под мелодию моря.
- Ребятки одевайте маски, ныряйте поглубже, поищите еще что - нибудь.
Находят большую раковину, слушают шум моря в ней.
Воспитатель: Посмотрите, какая у меня коллекция ракушек, какие они красивые и разнообразные. Ракушки есть очень крупные, а есть малюсенькие. Как вы думаете, что такое раковины, откуда они берутся? (обсуждение, рассказ).
- Ребята выберете себе одну раковину и проходите на свои места. Я вам расскажу про еще один удивительный камень, который нам тоже дарят мидии. Жемчуг- камень удивительной красоты находят в раковинах.(демонстрация, пополнение выставки украшений)
- Откуда берется в раковине жемчужина?
Давайте повнимательнее рассмотрим нашу ракушку, можно и через лупу. Потрогайте ее внутри, что вы можете сказать?
Дети: гладкая, скользкая, перламутровая.
- Как вы думаете для чего мидии нужен такой гладкий слой внутри? (обсуждение - чтобы быстро прятаться, для чего?)
- Что происходит, когда попадает в раковину песчинка? (обсуждение, рассказ, раздать жемчужины).
- Ребята бросьте в свое маленькое море жемчужину, что наблюдаете?
Воспитатель: С каким третьим камнем я вас сегодня познакомлю, вы сейчас отгадаете сами. Подойдите ко мне и внимательно послушайте загадку.
Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Опусти комочек в речку – утечет как молоко.
-Молодцы правильно догадались это мел. Возьмите по кусочку, рассмотрите, потрогайте, можно порисовать на доске. Что можете сказать про него?
Дети: белый, матовый, твердый, но помягче, чем другие камни, мажется, крошится, значит хрупкий.
Воспитатель: возвращаемся в «лабораторию»
- Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде?
Опустите его в свое маленькое море. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность, если потереть – распадается на крупинки вода мутнеет).
- Мел - это очищенный камень известняк (демонстрация). Известняк – это то, что отложилось на морском дне. Давайте вспомним, что мы нашли на морском дне? (ракушки, кораллы, водоросли, морской ил, скелеты морских обитателей). Все это спрессовалось, отвердело под слоем песка. Море отступило и в этих местах нашли залежи известняка. Мы можем точно сказать, что там, где залежи известняка, там когда то было море. Если вы после занятия внимательно рассмотрите известняк, то сможете увидеть много удивительного.
-Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.
-Сегодня мы узнали много интересного об удивительных камнях, которые нам подарило море, морские обитатели.
На этой неделе мы будим изучать наши коллекции. Я покажу вам очень интересный фильм про жизнь на коралловых рифах. Мы с вами их нарисуем ( выдувая воздух из трубочек на краску). Мы порисуем также мелками и оформим выставку наших работ.
Опыты
Может ли камень издавать звуки
Цель: формировать представления о свойствах камней.
Материалы: разнообразные камни.
Ход опыта.
Спроситьудетей,может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите разными камнями друг о друга. Похожи звуки, которые при этом получаются?
Вывод: камни издают звуки.
Разные камни издают звуки, непохожие друг на друга.
Меняют ли камни цвет?
Цель: формировать представления о свойствах камней.
Материалы: пустые емкости; лейки с водой; камни, салфетка.
Ход опыта.
Дети,как вы думаете, камни могут изменить цвет? Положите в емкость камни и полейте их водой. Затем потрогайте камни, вытащите ихиз воды, положите на салфетку. Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые и сухие. Какие из них красивее–мокрые или сухие?
Вывод: мокрые камни меняют цвет
Рисующие камни
Цель: формировать представления о свойствах камней.
Материалы: небольшой лист фанеры; мел; уголь.
Ход опыта:
Вспомнить с детьми, чем можно рисовать, например на асфальте.
Каким камнем лучше всего рисовать на листе фанеры: мелом или углем? (Дети рисуют)Чем рисовать лучше? Почему? Мелом рисовать лучше, потому, что он мягкий, а уголек твердый он царапает.
Прочный камешек
Цель: формировать представления о свойствах
камней.
Материалы: камешки разной плотности; молоток.
Ход опыта:
Попробуйте разбить камешки молотком. Какой камень легче разбить? Как вы думаете, почему? Как называется самый крепкий камень?
Как называется самый хрупкий камень?
Гранит самый прочный камень. Он прочнее мела. Какие из камней, которые мы рассматривали ранее, прочные, а какие менее прочные?
О каком свойстве камня мы сегодня узнали?
Как вода камень разрушает
Налить в стеклянную бутылку воды, плотно закрыть и поставить её в ёмкость, например в детское пластмассовое ведро. Если эксперимент проводится зимой, то вынести бутылку на мороз, если в тёплое время года, то поставить в морозильную камеру холодильника всю конструкцию, то есть и бутылку, и ёмкость. Через два часа продемонстрировать детям силу замёрзшей воды, которая разрывает бутылку на части. То же самое происходит и с камнем. Вода, попадающая в трещинки скалы, зимой замерзает и расширяет их. С каждым годом трещины становятся всё больше и больше, пока, наконец, от камня не отколется какой-нибудь кусок.
Почему камни бывают разноцветными
Материал: несколько цветных кусочков пластилина.
Предложить детям скатать каждый кусочек пластилина в шарик и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. При этом педагог говорит: «Проходило время… миллионы лет… каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…» С помощью стека дети разрезают пластилин и рассматривают полосатые срезы.
Игры и физминутки
«Гора и камешки».
Дети – камешки стоят все, вместе тесно прижавшись, друг к другу. (Звучит музыка).
«Жилы – была большая, гора. Гора считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. (Звучит музыка дождя и ветра). Вода проливалась на гору дождями и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот покатился один камешек (ребенок отходит от остальных), потом другой, третий (дети отходят). Начала гора уменьшаться, в конце концов, стала совсем не заметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору».
«Камень, ножницы, бумага»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции, мышление, умение доказывать свою правоту, соблюдать правила игры.
Ход игры: Эту игру можно использовать в качестве разминки. Дети делятся на две группы по два- три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например,открытые ладони – бумага, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) – ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!», услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее». Но зато камень может затупить ножницы и т. п. Выигрывает тот, чей предмет может «победить» все остальные.
«Что исчезло?»
Цель: развивать память, наблюдательность.
Материал: камни разных цветов и размеров.
Ход игры: Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камешек. Задача ребенка – определить, какой убран камень. Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.
«Найди свой камешек»
Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Материал: коллекция камней.
Ход игры: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.
«Что для чего»
Цель: продолжать детей знакомить с искусственными и природными камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.
Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п.), различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др.), горные породы и минералы и изделия из них: кристаллы кварца и кварцевые часы, графит и карандаши, медная руда и медная проволока, сера и спички и т. п. Воспитатель предлагает подобрать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов (одному камню может соответствовать одна или несколько картинок).
«Ящик ощущений»
Цель: развивать тактильную память, внимание.
Материал: ящик ощущений, разные камни.
Ход игры: 1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, в том числе один - два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри, и выбрать камни. Спросить у ребенка, по каким признакам определил, что это камень? Пусть скажет, что он чувствует, - какой предмет на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.).
2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни (их количество равно количеству детей). Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.
3- й вариант. Педагог описывает камень, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов, например: «Выбери, круглый, гладкий, маленький камешек». В этом случае камни в ящике ощущений должны хорошо отличаться друг от друга.
Дидактическая игра
«Про что я говорю» (с мячом)
Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.
Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь).
Он очень крепкий, с гладкими краями, тонет в воде (морской камень).
Его применяют для изготовления зубной пасты (мел).
Без этого минерала, любая пища будет невкусной (каменная соль).
Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной камень).
Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел).
Он белый (мел).
Он черный (уголь).
Его используют для строительства дорог (камень).
Он хорошее топливо (уголь).
Матовый и пачкает руки (мел).
Ей встречают дорогих гостей (солью).
Его основу составляют останки погибших растений (уголь).
Состоит из микроорганизмов и водорослей (мел).
Физминутка
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.
Физминутка
(иллюстрирует процесс разрушения горы)
Стоит гора-Старушка –
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора страдает.
И камешки теряет
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся
Камешки прочь
Дети поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках, обмахиваются кистями рук, встряхивают кистями рук. Прикладывают ладошки к щекам и качают головой.
Педагог касается нескольких человек, которые должны изобразить камешки при чтении следующих строк. Дети-камешки рассыпаются – разбегаются в стороны любым способом: кувыркаются или катятся «бревнышком»
Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны. Укатившиеся «камешки» продолжают чтение текста и движения с остальными, но уже на новом месте. В заключение участники игры говорят хором:
Раскатились камешки,
И с той самой поры
Ничего не осталось
От нашей горы!
Двумя руками показывают на опустевшее место.
Мини-викторина « Что мы узнали о камнях»
Первое каменное жилище человека (Пещера)
Как называлось время, когда люди жили в пещерах? (Каменный век)
Как называют округлые камни, обточенные водой? (Галька)
Как называют небольшие камни с острыми краями? (Щебень)
Как еще называют самые-самые мелкие камешки? (Песок)
Зачем животные глотают камни? Например, птицы (камни, перетирая пищу в желудке, помогают пищеварению) или крокодилы (благодаря камням, животные могут глубже нырять и удерживать равновесие в воде).
Кто ищет и изучает залежи камней в природе? (Геолог)
Как звали козлика из уральских сказов П.П. Бажова, который копытцем драгоценные камешки выбивал? (Серебряное копытце)
Из какого камня была сделана известная шкатулка в уральских сказах П.П. Бажова? (Малахит)
Рекомендация для родителей
«Расскажите детям о полезных ископаемых»
Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми"? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.
Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад.
Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь
Полезные ископаемые делятся на 3 группы:
горючие (нефть, газ, уголь);
рудные (из них получают металлы);
строительные (песок, камень, они применяются в строительстве).
Большое скопление полезных ископаемых в земле называют месторождением.
Задания:
Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и еще одно ценное "ископаемое" — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка. Все это полезные ископаемые.
Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле — о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горными породами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве. Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.
Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды и др.
Попробуйте с малышом создать собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит и т.п. по праву займут в ней достойное место.
Покажите ребенку картинки или предметы. Малыш должен догадаться, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета. Например,
Фотопленка – каменный уголь;
Конфета, сыр – нефть;
Краски, пластилин – глина;
Лампочки, стекло – песок;
Ложка, самолет – железная руда.
Детские стихи про камни.
А. Монт
Я по бережку морскому
похожу, похожу.
Я на камешки морские
погляжу, погляжу.
Погляжу, возьму с собой,
С моря синего — домой.
Белых камешков, штук пять,
Буду во дворе играть:
— Белый камень у меня, у меня
Говорите на меня, на меня!
Разноцветных? Тех побольше,
Лишь бы ярким был их цвет,
Для аквариумных рыбок —
С моря радужный привет!
Со сквозной дырою камень?
Этот ценный, просто клад.
Все исполнит, что желаешь,
Он волшебный, говорят!
Я по бережку хожу,
я на камешки гляжу —
Сколько радостных секретов
в камешках я нахожу!
А. Орлова
Камушек.
Посмотри, какой малыш –
Круглый гладенький голыш!
На щеках румянец,
На макушке глянец,
Подпоясан пояском,
На меня глядит глазком!
Ну а море, чуть дыша,
Нежно гладит малыша.
И. Шандра
По камням наискосок
Ловко прыгал ручеёк.
Ну а камни удивлялись:
Как он прыгает без ног?
В. Кулаев
У прибоя возле скал
Вовка камешки искал.
Каждый камешек хорош:
Вот на солнышко похож,
Этот с синей полосой,
Тот вот с красной полосой,
Вот на рыбку, на кота!
Лучший выбрать – маета!
Мама смотрит – Вовки нет!
На песочке только след:
Вовка с сумкою идёт,
Снова камешки несет!
Но куда всё это нам?
Их ведь много по углам!
Камни в город мы везём,
Саквояж несём вдвоём!
Е. Шендрик
Я этот камешек нашел на берегу,
Его вчера мне подарило море.
Теперь его для папы берегу, -
На нем слова, рисунки и узоры.
Из далека сюда он прилетел,
Осколок неба, космоса посланник.
Он мне ладонь, как солнца луч согрел, -
Чудесный камешек, межзвездный добрый странник.
С. Островский
Всё хохочет ручеёк
И не нахохочется.
Он по камушкам течёт,
А камушки щекочутся!
Медведь – камень.
японская сказка.
Жил когда-то в маленькой горной деревушке старик-дровосек. Родных у него не было, вот и хил он вдвоем со своей собакой. Вместе они в горы ходили хворост собирать, вместе потом его в город на продажу отвозили. Продадут — купят риса, тем и жили. Вот как- то раз поутру отправился дровосек в лес. Идет, по сторонам глядит, птичек слушает, а собака впереди бежит, хвостиком виляет. Вдруг видит старик: остановилась собака, уши подняла, а потом стремглав в заросли бросилась. — Эй, эй, подожди! Куда ты? — закричал дровосек. И за собакой в глубь леса побежал. Глядь: лежит у старого дерева медведь, стонет жалобно, а двинуться не может. Подошел старик ближе -, а медведь-то раненный: торчит из лапы острая стрела. — Вот бедняжка! — воскликнул старик. — Надо бы тебе помочь. Вынул он стрелу из медвежьей лапы, а кровь-то как хлынет. Подбежала тут собака и давай рану зализывать. Сорвал дровосек полынь, к ране приложил — полегчало медведю. — Ну вот и славно, — сказал старик. — Теперь ты, медведь, лежи тихонько и не двигайся, скоро боль твоя пройдет. На следующий день снова пришел дровосек со своей собакой медведя проведать. Стали они за ним ухаживать да подкармливать. Совсем скоро поправился медведь и стал старику во всем помогать. Погрузит, бывало, дровосек хворост на повозку, медведь ее по тропинке везет, а собака сзади толкает. Так они до города и шли. А в городе только, и разговоров, что о медведе, который повозку с хворостом привозит. Как увидят люди, что старик с горы спускается, мигом на улицу высыпают, товар у него купить спешат. Хорошо зажил старик со своими зверями. Вместе работают, вместе вечера коротают. Так несколько лет и прошло. А тут новая беда. Совсем стар старик стал, хвори его разные одолели. Случалось, что не было у него сил утром в горы идти. Решили соседи позвать лекаря из города, да поздно — помер дровосек. Стали люди думать, что теперь со стариковыми зверями делать. Многие их приютить хотели. Да только собака с медведем по-своему решили. Забрались они на вершину холма, сели у могилы дровосека и завыли. Как ни старались их в деревню забрать, ничего не получалось. Стали тогда им пищу на холм носить, а они и есть-то ничего не едят. Много прошло времени. Сдохла старикова собака. Остался медведь один-одинешенек. Но вот как-то раз пришли люди к могиле дровосека, смотрят — нет медведя. Стали его искать — найти не могут. Вдруг видят — лежит у самой дороги, что по холму вьется, большой камень, ну, точь-в-точь — медведь. Сказывают, что стал тот медведь-камень деревню охранять да крестьянам помогать. Бывало, везут они товар в город на продажу, а путь-то нелегкий — попробуй повозку на холм втащить, обязательно к медведю-камню подойдут, поклонятся. — Здравствуй, господин медведь, — скажут. — Как нынче твое здоровье? Загудит камень, будто с людьми здоровается. — Помоги нам, — попросят крестьяне. — Подними повозку на холм по крутой дорожке, очень тебя просим. Качнется камень вправо, качнется влево, глядь — повозка в гору сама поехала. Поблагодарят крестьяне медведя-камень, поклонятся ему низко и дальше пойдут. Говорят, камень тот по сей день на дороге лежит и в деревню ту только добрых людей пускает.
Предварительный просмотр:
МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»
Коллекция
«Удивительный мир камня»
Подготовили и провели:
Наумова Г.В.- воспитатель высшей категории
Давыдова Т.А.- воспитатель высшей категории
г. Бердск 2019 г.
Коллекция «Удивительный мир камня»
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
Цель: Познакомить детей с природным материалом камень,
со свойствами камней
Задачи:
Формировать умение определять свойства и качества камня.
Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека.
Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение.
План выполнения:
Консультации для родителей: «Игра камней»
Создание тематического альбома «Удивительный мир камня»
Экскурсия для детей группы №5
Беседы «Что мы знаем о камнях»
Эксперименты и опыты; «Может ли камень издавать звуки». «Меняют ли камни цвет», «Рисующие камни», «Прочный камень», «Как вода камень разрушает», « Поему камни бывают разноцветными»
Чтение стихов, сказок о камнях,физминутки.
П.П. Бажов «Серебряное копытце»,
П.П. «Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».
Японская сказка «Медведь и камень»
Игры с камнями: «Гора и камешек», «Камень, ножницы, бумага», »Что исчезло», « Найди свой камешек», «Что для чего»
Сюжетно-ролевые игры: "Геологи" (знакомство с профессией «геолог»)
Творческая мастерская (роспись камней).
Лепка камней из пластилина
Рисование карандашами, мелками на доске, бумаге «Украшения из камней»
Проведение с детьми викторины «Что мы знаем о камнях»
Литература
- Рыжова Н.А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
- Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
- Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;
- Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
- Энциклопедии
Консультация для родителей «Игра камней»
Выезжая с детьми в отпуск на море, побережье которого имеет много различных камней, родители порой не знают, как и какой игрой увлечь детей, Ведь совместные путешествия и походы, игры и развлечения с семьей сближают родителей и детей. Игры развивают у детей познавательную активность, интерес к миру природы, развивают творческие способности, фантазию, логическое мышление, тренируют память, оказывают положительное влияние на психику ребенка, развивают мелкую моторику рук, глазомер, усидчивость, терпение. Главное это общение с ребенком. Во время игр, занятий и развлечений с детьми вы обсуждаете то или иное действие, а это развивает речь.
1. Рассмотрите на берегу камни, обследуйте их тактильно. Дайте ребенку подержать морские камешки в руке. С ними можно поиграть в игру «Чудесный мешочек» Найти на ощупь, не заглядывая в мешочек камни большого, среднего и маленького размеров; неровный или гладкий камень.
2.Собрав камни разного размера можно сложить простую пирамидку. Это поможет ребенку формировать усидчивость, доводить начатое до конца. Ведь морские камни не всегда бывают ровными. Пирамидка должна быть устойчивой. И чем выше вы ее сложите, тем интереснее.
3. Осмотревшись вокруг, можно найти камни, напоминающие разные геометрические формы треугольник, круг, овал и др.
4. Наберите камешки небольших размеров, но разных по цвету. Можно поиграть с ребенком в «Шашки», нарисовав палочкой на песке или почве поле для игры. Также можно и поиграть в игру «Крестики-нолики».
5. Из камней разного размера можно сложить числовую дорожку, увеличивая или уменьшая размер камней. Так же их можно сосчитать по количеству и по порядку.
6. Выложить силуэты людей, животных, птиц и т. д.
7.Собрав камни овальной формы одинакового размера, можно просто нарисовать маркером разные «эмоции». Можно выложить из камней позиции ног.
8.Плоские или округлые камни по форме можно расписать разными рисунками.
9. Из большого количества разных камней, добавив немного других материалов (песок, сухие веточки, листья, лепестки, ракушки и др.) можно создавать разные картины, развивая у детей фантазию и творческие способности.
10.Можно рассмотреть на камнях разные узоры (растения, горы, деревья и др.)
Пословицы и поговорки
Под лежачий камень и вода не течет.
Нашла коса на камень.
Камень от сердца отвалился.
На одном месте лежа, и камень мохом обрастает.
Когда на море камень всплывет, да камень травой порастет, а на траве цветы расцветут.
Капля камень долбит.
Камень — прибежище зайцам (т. е. трусам).
Хлеб-соль да камень за пазухой носи.
Камень — не угодье, пес — не баран.
В камень стрелять — только стрелы терять.
Камня на зуб не положишь.
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
Он и с камня лыки дерет.
На жару и камень лопнет.
Дурак в воду камень закинет, десятеро умных не вытащат.
Камень на камне не остался.
Лучше камень долбить, нежели злую жену учить.
Бросить дело с камнем в воду.
Голодный откусил бы и от камня.
Деньга и в камне дыру вертит.
Камни ворочать.
Деньга и камень долбит.
Нужда камень долбит.
Мы умолчим, так каменья возопиют.
Камень на шею да ко дну.
Мир згинет — камень треснет.
Камень на гору тащится, а вниз сам свалится.
Одним камнем много горшков перебьешь.
В наш огород и каменья бросают.
Богатый не золото ест, а бедный не камень гложет.
СТИХИ О КАМНЯХ
Полезно камни наблюдать,
Над ними можно размышлять,
Ценней же прочего - желанье
Законы жизни их понять.
Прочесть сокрытые в них тайны,
Что им присуще, что - случайно.
И поделиться, рассказать,
О том, что удалось узнать.
Однажды, камни наблюдая,
Мне вдруг подумалось о том
Что быть немалой пользе в том,
Чтоб из того, что мне открылось,
Хотя бы маленькая часть -
В стихах однажды воплотилась.
Так родились в моих сенях
Стихи о милых мне камнях.
КРАСОТА И БЛЕСК КРИСТАЛЛОВ
Красота и блеск кристаллов
Всем и каждому понятны.
Беглый взгляд они чаруют,
Формы их уму занятны
Много граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность.
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.
Искушённый наблюдатель
Разглядит их жизни тайны,
И по полочкам разложит
Всё, что кажется случайным.
Сколько их, - неповторимых,
Восхитительных кристаллов,
Божьим промыслом рождённых,
Где-то были - и не стало!
Дерзкой мастера рукою
Превращённых в украшенья
Дам капризных. Много-ль толку
От их праздного ношенья?
А любовь и созерцанье,
Силой тёмною гонимы,
Как и праведные души - Нынче мало кем ценимы.
Физ.минутка «Нора под горой»
Вот высокая гора, (тянемся вверх)
А под ней внизу - нора (приседаем)
У норы шесть совят
Во все стороны глядят (Крутим головой)
Вот высокая гора, (тянемся вверх)
А под ней внизу - нора (приседаем)
у горы шесть медвежат (ходим "по медвежьи")
И шесть маленьких ежат (скрещиваем у груди руки с растопыренными пальцами - "колючки")
Вот высокая гора, (тянемся вверх)
А под ней внизу - нора (приседаем)
у горы шесть воробьят
Улететь они хотят ("машем крыльями")
Вот высокая гора, (тянемся вверх)
А под ней внизу - нора (приседаем)
У норы шесть жеребят
Травку свежую едят (наклоны)
Вот высокая гора, (тянемся вверх)
А под ней внизу - нора (приседаем)
У норы шесть лягушат
скачут, прыгают, спешат. (прыжки)
Вот высокая гора, (тянемся вверх)
А под ней внизу - нора (приседаем)
А в норе крот, крот, роет он подземный ход! ("загребаем" руками)
Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Удивительное в камне"
Матриал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами камней...
конспект НОД в ОО "Познание" тема "Это удивительный мир камней"
Данная методическая разработка направлена на расширение кругозора детей подготовительной группы по теме "Различные виды камней, их свойства." В течение занятия все дети имеют влзможность познако...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы детского сада, тема «Удивительное в камне»
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы детского сада, тема «Удивительное в камне»...
Итоговое мероприятие по экологическому проекту "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЯ" в подготовительной группе
закрепление знаний детей о камнях, минералах и природных ископаемых....
Приложение к мультимедийной презентации «Удивительный мир камня»
Необозрим сказочно интересный мир камня. У малахита, гранита, горного хрусталя, агата, аметиста, гальки на берегу, у каждого камня – своя необычная история жизни. Человек с незапамятных времен и...
Удивительное в камне
Конспект занятия....
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы детского сада, тема «Удивительное в камне»
Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес...