СДВГ в вопросах и ответах
консультация

Морозова Юлия Александровна

Памятка родителям воспитанников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sdvg_v_voprosakh_i_otvetakh.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИНДРОМ  ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ  С  ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ  У  ДЕТЕЙ                          

                         (СДВГ)

Эти рекомендации будут полезны заботливым родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка с синдромом дефицита внимания.
        Эта статья написана для того, чтобы объяснить, что такое СДВГ и как помочь Вашему ребенку.

В этой статье Вы найдете ответы на вопросы, которые, не сомневаюсь, мучают Вас:

Что такое СДВГ?

Часто ли встречается СДВГ?

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Как  выявляют СДВГ?

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?        

Каковы причины СДВГ?        

Проходит ли СДВГ с течением времени?        

Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя  вина?        

Как лечить СДВГ?        
Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

        С помощью Шкалы для оценки поведения и  Дневника наблюдения за особенностями поведения, представленных в данных рекомендациях, Вы самостоятельно сможете оценить поведение своего ребенка и наблюдать за его изменением.

        Вы познакомитесь с новыми подходами в преодолении синдрома дефицита внимания у ребенка с гиперактивностью.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы - плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. СДВГ - это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания.

СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

Что такое Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью у детей?

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных движений, вместо того чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в группе (классе) и создает проблемы как в детском саду (школе), так и дома.

Такие дети обычно имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в детском саду (школе). При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Часто ли  встречается  СДВГ?

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается примерно у 3 - 7% детей школьного возраста.

Чем поведение  детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ делятся на три категории.

  1. Симптомы невнимательности.

        Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций.

Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

  1. Симптомы гиперактивности.
    Дети    кажутся    нетерпеливыми,   избыточно   общительными,

суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

  1. Симптомы импульсивности.

   Очень часто на занятиях в группе (классе), дети с СДВГ выкрикивают ответы до того, как педагог закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди.

 Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они что-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития  в течение достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до семи лет, в дальнейшем они  проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений поведения, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Какие заболевания могут сопровождать  СДВГ?

У некоторых детей выявляются помимо СДВГ другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

Расстройство развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость ребенка значительно ниже, чем у сверстников.

Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.

Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.

Тики  могут также сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

  • СДВГ имеет  тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
  • Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ.

•        Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве, также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ - это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Проходит ли СДВГ с течением времени?

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявляться отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере.

Взрослые с СДВГ могут страдать также зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя вина?

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ - это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в детском саду (школе) и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.         Поговорите с педагогами вашего ребенка; о его поведении. Убедитесь, что они
понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

Как лечить СДВГ?

         Наиболее оптимальным является        комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

Не все люди понимают, что СДВГ — это заболевание, и некоторые видят в этом диагнозе необоснованный «ярлык». Временами родителям трудно принять то, что их ребенок болен, и они бывают возмущены этим диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ - это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее. Если Вы обеспокоены наличием этого диагноза и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом (психиатром, неврологом), который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы - это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение 

Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того чтобы критиковать поведение или говорить ребенку, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», - попробуйте сказать: «Давай я помогу тебе убрать одежду».

Помогите Вашему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не смогу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я смогу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».

Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила

Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

  • Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
  • Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно

нужно  сделать.

  • Ведите список важных дел.
  • Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы

собирать школьные принадлежности заранее, игрушки - после игры и т.д.

Домашние правила не должны подлежать обсуждению. Однако всегда следует поощрять ребенка за самостоятельность, когда он этого заслуживает.

5. Больше общайтесь

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, — о том, что случилось в детском саду (школе), или что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не однозначный ответ (да или нет).

Вместо вопроса «Как прошел день?» и ответа «Прекрасно», попробуйте спросить: «Какое занятие (дело, игра, урок) сегодня было самым лучшим? Что тебе в нем больше всего понравилось?» Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

Время семейного обеда имеет очень важное значение, он должен происходить в кругу семьи, а не перед телевизором.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка.

Когда Вашему ребенку надо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

  • Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности

«выпустить пар». Часто детям требуется передышка между детским садом (школой) и домашней работой.

  • Удостоверьтесь, что Ваш ребенок понимает, что от него требуется

при выполнении задания.

  • Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы

сделать их выполнимыми.

  • При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
  • Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова

сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение

  • Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
  • Избегайте  обобщений,  например,  вместо:  «Ты  никогда  меня  не    

 слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал».

  • Наказание  должно  быть  справедливым и соответствовать по своей  

 строгости совершенному проступку.

  • Не вступайте в споры с ребенком.
  • Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила, и определенный распорядок дня дома облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами

Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком на пару часов или отправьте ребенка в гости к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом (психиатром, неврологом), который даст необходимый совет.

Шкалы для оценки поведения.

Оценочные шкалы можно использовать для регистрации изменений в поведении ребенка в процессе лечения. Существуют разные оценочные шкалы, предназначенные для использования педагогами, родителями и врачами. Шкала, представленная в этом материале, содержит перечень возможных нарушений поведения при СДВГ. Вы можете использовать эту шкалу для оценки поведения ребенка дома и с ее помощью наблюдать за его улучшением на фоне лечения.

Для каждого из описанных вариантов нарушения поведения (от I до 18) выберите ту оценку, которая наилучшим образом подходит к особенностям поведения Вашего ребенка. Возможно использование следующих оценок: очень часто (3), достаточно часто (2), время от времени (I), редко, либо никогда (0). Обведите балл, соответствующий данной оценке. После оценки по всем 18 пунктам, подсчитайте суммарное количество баллов. Чем выше значение полученного общего балла, тем в большей степени у ребенка выражены проявления СДВГ. Снижение общего балла при повторных оценках свидетельствует об улучшении состояния ребенка.

Показатели нормы различны у детей разного возраста и пола. Тем не менее, полезно обратить внимание на оценку в 3 балла, если она встречается шесть и более раз применительно к нарушениям внимания или проявлениям гиперактивности и импульсивности, а также на общий балл, если он равен 25 и выше. Это может служить поводом для повторного обращения к врачу и корректировки терапии.

Обведите балл, наилучшим образом описывающий особенности поведения Вашего ребенка:  

редко, либо никогда

время от времени

доста-

точно   часто

очень  часто

А. Нарушения внимания

   1.        Не может сосредоточить внимание на деталях, допускает ошибки по невнима-тельности в школе и других местах.

0

1

2

3

2. Не может поддерживать внимание в течение достаточно длительного времени, даже когда играет или чем-то увлечен.

0

1

2

3

3. Складывается впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются.

0

1

2

3

4. Не может довести до конца выполнение заданий в детском саду (школе) и дома, даже если понимает необходимость этого.

0

1

2

3

5. Не может самостоятельно организовать свои занятия.

0

1

2

3

6. Старается избегать занятий, связанных с умственной нагрузкой, таких как выполнение групповых (классных) и домашних заданий.

0

1

2

3

7. Теряет часто используемые предметы, такие как игрушки, карандаши, книги или другие школьные  принадлежности.

0

1

2

3

8. Часто отвлекается от начатого занятия, дела.

0

1

2

3

9. Забывает выполнять регулярные требования.

0

1

2

3

В. Проявления гиперактивности

10. Не может сидеть спокойно, перебирает руками или ногами.

0

1

2

3

11. Не может высидеть требуемое количество времени, например, в течение занятия (урока) или обеда.

0

1

2

3

12. Вопреки запретам слишком много бегает и залезает туда, куда нельзя.

0

1

2

3

13. С трудом может играть самостоятель - но или занять себя спокойным делом.

0

1

2

3

14. Складывается впечатление, что он все время пребывает в движении, как заведенный.

0

1

2

3

15. Избыточно общителен.

0

1

2

3

С. Проявления импульсивности

16. Не отвечает, а выпаливает ответы еще до того, как вопрос закончен.

0

1

2

3

17. С трудом ожидает своей очереди.

0

1

2

3

18. Перебивает других во время разговора или игры, либо вмешивается.

0

1

2

3

Общий балл в каждой колонке:

Суммарный общий балл:

Дневник  наблюдений за особенностями поведения

Как только вы начнете лечение, запишите 2-3 особенности поведения, которые беспокоят Вас больше всего.

особенности поведения

оценка результатов терапии

1.

неделя 1:

неделя 2:

неделя 3:

неделя 4:

2.

неделя 1:

неделя 2:

неделя 3:

неделя 4:

3.

неделя 1:

неделя 2:

неделя 3:

неделя 4:

* В колонке «Особенности поведения» укажите 2-3 из них, мешавшие Вашему ребенку в прошлом. В колонке «Оценка   результатов терапии» еженедельно отмечайте те изменения или улучшения поведения, которые вы отметили. Обсудите Ваши наблюдения с врачом.

Например:

Сборы в детский сад (школу) по утрам, невнимательность, непослушание, чрезмерная двигательная активность по вечерам.

             С пожеланиями

СЧАСТЬЯ  И  ЗДОРОВЬЯ  

   ВАМ  И  ВАШЕМУ  РЕБЕНКУ!

         учитель-логопед  ДОУ  №  29      Анцыгина

                                                        Лариса Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: 101 вопрос и ответ к викторине по Санкт-Петербургу "САМЫЙ УМНЫЙ" для детей старшего дошкольного возраста

Викторина "Самый умный"101 вопрос и ответк викторине по Санкт-Петербургу(для детей старшего дошкольного возраста)разработано воспитателем ГБДОУ №55 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Савче...

Адаптация ребёнка к ДОУ. Вопросы и ответы.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется....

Рекомендации для родителей будущих первоклассников в вопросах и ответах.

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы...

Готовим ребенка к школе:вопросы и ответы

Вопрос: Готовим ребенка к школе дома. Узнали о требованиях школы, в которую хотели попасть. Трудность в следующем: не знаем как получить более точную информацию о достижениях ребенка. Посоветуйт...

ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ. ВЗРОСЛЫЕ ОТВЕТЫ

Общение — одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодоле­ваться и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендо...

Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.

Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...