ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
консультация
Мышление, как одна из высших форм деятельности человека, является социально обусловленным, психическим процессом, неразрывно связанным с речью. В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_myshleniya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель-дефектолог Мельникова М.М.
Мышление, как одна из высших форм деятельности человека, является социально обусловленным, психическим процессом, неразрывно связанным с речью. В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.
Существует три вида мышления:
1) наглядно-действенное (дети познают мир с помощью манипулирования предметами);
2) наглядно-образное (дети уже могут представлять предметы или явления окружающей среды);
3) словесно-логическое (дети пользуются понятиями, умеют рассуждать).
В развитии мышления и других психических процессов дошкольников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их цветом, формой, величиной, весом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.
Примеры игр на развитие мышления дошкольников.
1) «Любимая еда»
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
2) «Найди маму малышу»
Перед ребенком раскладываются картинки домашних животных (собака, кошка, свинья, корова и т.п.) и отдельно картинки их детенышей ( котёнок, щенок, поросёнок, телёнок и т.п.). Дошкольнику предлагается найти маму малышу и назвать каждого из образовавшейся пары.
3) «Назови одним словом»
Перед ребенком раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
4) « Волшебный мешочек»
В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, ребенку предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки. Для детей старшего дошкольного возраста используются все цвета спектра и их оттенки, предлагается назвать цвет и найти предмет из ближайшего окружения такого же цвета.
5) «Собери друзей»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. Например, все овощи окажутся в одной группе, все фрукты – в друго й и т.д.
6) «Разложи картинки»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение составляют рассказ по картинкам. Младшим дошкольникам дают две последовательные картинки. В 5-6 лет ребенку предлагается серия из трех сюжетных картинок, в 6-7 лет – из четырех-пяти штук.
7) «Что лишнее?»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает и чем похожи картинки, которые он оставил.
8) «Чередование»
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д. С возрастом ритм узора будет усложняться.
9) «Найди лишнее слово»
Взрослый читает серию слов (например: лиса, волк, стол, медведь) и предлагает ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит лишнее слово. Попросите ребенка объяснить свой выбор.
10) «Кто быстрее»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей. Тема : "интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников"
консультация для родителей...
Общее влияние игры на развитие мышления.
Этот материал подскажет родителям как можно играть с детьми дома. Всё очень просто и понятно....
Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...
Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека Игры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. КартотекаИгры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет...
Диагностика мышления дошкольников и игры на развитие мышления
Вашему вниманию представлен пример диагностики мышления у дошкольников и игры на развитие мышления...
Консультация для родителей «Учимся, играя: игры на развитие мышления»
Консультация для родителей...