МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
консультация
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyaya.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Поэтому цель педагогов: повышение профессиональной компетентности в области познавательного развития через интеграцию новых знаний и готовность применять их для решения воспитательно-образовательных задач в условиях внедрения государственных стандартов дошкольного образования.
Внимание
1.Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
2. Почаще предлагать детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
3. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
4. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
5. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
6. Предлагайте детям:
Повторять слова, цифры, предложения сказанные вами;
Незаконченные фразы, которые нужно закончить;
Вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
7. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
8. Учить переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать т.п.
Память
1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого, сочетайте словесное объяснение с показом натуры или и с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
Классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами;
4. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.
Мышление. Речь.
Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них: анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить довести до уровня осознания и специально им обучить.
1.Включайте в занятие задания на:
Сравнение пары предметов или явлений – нахождения сходства между ними;
Классификацию, обобщение предметов по общим признакам;
Нахождения лишнего слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными, складывание целого из частей;
Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
Задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
2. Занятия по рисованию, лепке, изготовление различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализирую поведение людей.
4. В целях развития речи:
После чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
Развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
Упражняйте в построении выводов, рассуждений.
Должен звучать не монолог взрослого, а диалог с ребёнком, группой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Воспитатель ГБДОУ № 196 Максимова Галина Гордеевна
В младшем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.Для полноценного познания окружающего мира...
Методические рекомендации по познавательному развитию детей в ДОУ
Цель педагогов: повышение профессиональной компетентности в области познавательного развития через интеграцию новых знаний и готовность применять их для решения воспитательно-образовательных задач в у...
«Методические рекомендации по речевому развитию детей подготовительной к школе группы» (по О.С.Ушаковой и В.В.Гербовой)
методические рекомендации воспитателю по речевому развитию детей 6-7 лет...
Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего возраста
Ранний возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление младшего дошкольника ...
Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Методические рекомендациипо сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕПКИ
В разработке дано методическое сопровождение сенсорного развития в условиях коррекционной группы, анализа передового педагогического опыта, разъяснения особенностей применения инновационных педа...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СТАТЬЯ: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...