«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение»
консультация
Консультация для родителей:
Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет.
Но, если родители не обращаются за помощью, в школе у ребенка начинаются проблемы с учебой.
Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение, сложности во взаимоотношениях со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sdvg_-2.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение»
Подготовила:
Педагог-психолог Кузякина М.А.
Этапы диагностики
Первый - субъективный - включает субъективную оценку повеления ребенка (см. "диагностические критерии СДВГ). Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.
Второй - объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и во времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводит, у детей только начинай с пяти - шестилетнего возраста.
На третьем проводят электро-энцефалографическое исследование - с помощью электродов, накладывающихся на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.
Особенности лечения СДВГ
Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога/невролога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка очень важна для закрепления навыков, которые появляются у ребенка в процессе лечения.
Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу.
Детям, страдающим СДВГ, рекомендуется формулировать инструкции и указания четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны дамам, им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Для коррекции поведения можно использовать так называемое оперантное обуславливание, которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведение ребенка. Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению. Совместно с малышом необходимо выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Следует также не переутомлять малыша при выполнении задании, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так же важен выбор партнеров для игр - желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными.
Ругать ребенка, страдающего СДВГ, за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать. В чем разница между понятиями "ругать" и "критиковать"? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную - его поступкам.
Например: "ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что кроха делает плохо), надо вести себя так..." Ни и коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми: "Коля хороший, а ты плохой". Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в группе, классе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 минут) и пр.
Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования.
Также для лечения СДВГ традиционно применяют ноотропные средства - лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Данные препараты более эффективны в тех случаях, когда преобладает невнимательность. Если же преобладает гиперактивность, применяют препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту - это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции и головном мозге. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача-невролога.
Кроме того, для лечения СДВГ используется транскраниальная микрополяризация - воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга
Существует еще один способ лечения СДВГ - метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание: поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно "обучить" правильно функционировать. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, при помощи которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, которая отображается на экране компьютера. В игровой форме "усилием волн" ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (образец нормы тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое "нормальное" состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.
Часть гиперактивных детей "перерастают" свое заболевание, то есть в подростковом возрасте у них исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70 процентов детей проявления СДВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно если не заниматься лечением этой патологии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ). - основные проявления.
синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей....
Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".
Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....
Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста»
В статье описаны причины, симптомы СДВГ и даны рекомендации для родителей....
"Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей."
Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью - тревожный, а перспективы довольно мрачные. Нельзя надеяться на то, что дети "перерастут" свое состояние....
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста...
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста и способы его диагностики
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста и способы его диагностики. СДВГ характеризуется преобладанием процессов возбуждения над торможением.Гиперактивный ребенок испыт...