Сказкотерапия для детей и родителей.
консультация

Силаганова Жанна Александровна

Родители часто задают вопрос: «А надо ли читать коррекционные сказки ребенку, если у него нет данной проблемы?»  Сказка позволяет ненавязчиво и незаметно для слушателя «вытащить» из подсознания вытесненные и скрытые от глаз переживания. Благодаря этому Вы сможете понять, что чувствует ребенок, какие его желания и потребности остаются без внимания.

Дорогие родители, читайте сказки детям!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya_dlya_detey_i_roditeley.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия

для детей и родителей

памятка для родителей

http://www.doctorate.ru/wp-content/uploads/2008/06/boy-puberty.jpg

2021г.

Для первого знакомства со сказками педагоги и психологи рекомендуют коротенькие и самые простые народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляют себя каким-нибудь любимым животным, идентифицируются с ним. Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол ребенка. Например, девочке необходимы сказки, в которых к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне, все кончается свадьбой, а через некоторое время появляются дети. Мальчику, для того, чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории не про роботов или монстров, а про богатырей или рыцарей, героев, которые прошли тяжелые испытания и смогли сочетать в себе силу и доброту. Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, в которых герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно все, а значит, все события без критики принимаются слушателем и работают на бессознательном уровне.

Родители часто задают вопрос: «А надо ли читать коррекционные сказки ребенку, если у него нет данной проблемы?» Обычно психологи рекомендуют сначала обратиться именно к той сказке, которая больше подходит для ситуации в семье или для работы с конкретными отклонениями в поведении ребенка. Но даже если Вам кажется, что случай, рассмотренный в сказке, не касается Вашего ребенка, чтение пойдет малышу только на пользу. И возможно, в процессе последующего обсуждения Вы будете удивлены, узнав, что Вашего ребенка волнует то, о чем Вы даже не подозревали. Сказка позволяет ненавязчиво и незаметно для слушателя «вытащить» из подсознания вытесненные и скрытые от глаз переживания. Благодаря этому Вы сможете понять, что чувствует ребенок, какие его желания и потребности остаются без внимания.

Дорогие родители, читайте сказки детям!

Слово сказка вызывает у человека самые приятные воспоминания, связанные с детством. Конечно же, это волшебство, тайна, то что вызывает живой интерес у каждого малыша, а следовательно, проходит через его эмоциональный опыт. Сказка – самый доступный способ донести до ребенка причинно-следственные связи событий и поступков, заложить в детскую душу ценностные ориентиры и помочь ему найти свое место в этом большом мире.

Сказки бывают художественные (литературное наследие), дидактические, или обучающие (придумываются педагогами для мотивации и оптимизации учебного процесса), а также психологические, которые, в свою очередь, делятся на психотерапевтичесике, психокоррекционные, медитативные.

Психотерапевтические сказки – помогают решать сложные личностные проблемы, эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями (обычно используются специалистами).

Психокоррекционные сказки – это готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной задачи, например, коррекция агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности.

Медитативные сказки – это особый вид сказок. Они похожи на путешествия, где повествование течет свободным потоком. Эти сказки часто используются психологами – они помогают расслабиться, снять напряжение, отдохнуть после психологической работы, почувствовать свое тепло «здесь и сейчас», получить заряд бодрости и хорошего самочувствия. Их могут использовать и родители. Например, для кратковременного отдыха детей после напряженных занятий в школе или для чтения перед сном. Медитативные сказки обычно рассказываются под специальную музыку.

Безусловно, это деление относительно, и как правило, в сказках одного вида содержатся элементы других. Практически в каждой сказке можно найти свой скрытый психотерапевтический смысл, важно лишь желание его увидеть.

Основные правила работы со сказкой

  • Читать сказку должен взрослый, которому ребенок целиком и полностью доверяет. Если какие-то конфликты и непонимание в отношениях с ребенком все же имеются, то нужно проработать эти проблемы (самостоятельно или с помощью профессионала).
  • Важен телесный контакт. Если Вы хотите проработать какие-либо волнующие ребенка вопросы, особенно его страхи, посадите его на колени, обнимите – ребенок должен чувствовать себя в безопасности, когда он будет встречаться с тем, что его особенно волнует.
  • Читайте сказку неторопливым, спокойным голосом. Интонации и Ваш голос должны передавать атмосферу сказки, диалоги же необходимо читать эмоционально.
  • Сделайте обсуждение немного отсроченным, если ребенок совсем маленький или быстро устает. Вернитесь к этой сказке позже, пересказав прежде её краткое содержание.
  • Не указывайте напрямую на сходство поведения Вашего ребенка и главного героя, то есть не говорите: «Вот, ты ведешь себя точно так же», и т.п. Ребенок и так это поймет, если сказка попала «в точку», особенно если увидит, что персонаж изначально ведет себя не очень хорошо. Кроме того, как и в любой ситуации психологической работы, у детей постарше может возникнуть нежелание отождествлять себя с главным героем. В этом случае опирайтесь на положительные изменения, которые произошли в поведении главного героя в результате определенных событий, сконцентрируйтесь на том, что любой человек может исправиться, главное – верить в него.

Читать психотерапевтические сказки можно с того возраста, когда ребенок начинает заинтересованно их слушать и понимать события, которые в них происходят. Это возраст 3,5-4 года, когда у ребенка уже хорошо развита активная речь, и он может строить диалог со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Что такое СКАЗКОТЕРАПИЯ. И для чего она нам нужна....

Консультацич для родителей "Сказкотерапия для детей дошкольного возраста "

Сказка обладает силой внушения .Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребёнок расслаблен, а это благоприятое состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные с...

Сказкотерапия для детей и родителей

Памятка к тематической встрече в Родительском клубе....

Консультация для родителей:"Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста."

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолог...

Сказкотерапия для детей: советы родителям.

Современным детям доступны всевозможные развлечения.Казалось бы, зачем тратить время на рассказывание сказок. Может, достаточно просто грамотно выбрать мультфильмы с учетом воспитательного и развивающ...

Сказкотерапия.Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.

Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее ...