Трудовая деятельность в развитии ребёнка дошкольного возраста
статья

Винницкая Кристина Юхановна

В данной статье отражены основные этапы развития интереса дошкольника к труду и роль взрослого (родителя или воспитателя) в этом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовая деятельность в развитии ребёнка дошкольного возраста.

        Трудовое воспитание детей – это средство воспитания волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к людям и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

        Трудовое воспитание дошкольника начинается в конце третьего года жизни, когда удивительное заявление «Я сам» говорит о качественном скачке в развитии ребёнка, т.к. этим он пробует свои силы в осуществлении своих желаний.

        Первые трудовые действия связаны с самообслуживанием. Как трудно бывает малышу справляться с процессом одевания! Как упорно он пытается проявить самостоятельность! Но, к сожалению, взрослому некогда ждать и легче одеть ребёнка самому. В итоге, совершается грубая ошибка в воспитании: ребёнок начинает чувствовать свою беспомощность, пропадает стимул к самостоятельности.

        Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребёнок всё больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет и всё чаще просит: «Я сам».

        Дети растут, и возможностей выполнять различные трудовые поручения у них становится всё больше. Они уже могут накрывать на стол и убирать со стола, протирать влажной тряпочкой полки, поливать цветы и т.д. Таким образом, ещё развивается потребность делать полезное для других.

        Особая специфика в трудовом воспитании детей появляется в 4-5 лет, когда они впервые встречаются с понятием «вместе». Поэтому необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса.

        На фоне делового общения формируется область личностных взаимоотношений: симпатии детей друг к другу, доброжелательность, умение уступать и пр. Ребёнок начинает тянуться к обществу сверстников, а чувствуя поддержку с их стороны и испытывая удовлетворение от сделанного им, становится членом этого общества.

        Объединяясь в труде с другими (сверстниками или взрослыми), дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние партнёра, его огорчения и радость. Всё это побуждает к оказанию помощи, поддержки, сопереживанию и сочувствию. Это может быть реализовано только при создании взрослым эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрации своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участия в ней на правах партнёра.

        Организация труда – дело хлопотное для взрослого, ему необходимо сделать так, чтобы труд увлёк дошкольника не только эмоциональным состоянием, но и радостью за результат своего труда. Если взрослый постоянно поддерживает трудовую активность ребёнка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой его личности.

        Основными задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста являются:

1) Обучение детей трудовым умениям, навыкам, организация и планирование своего труда, правильная самооценка.

2) Воспитание в детях уважения к трудящимся людям, к результатам их труда.

3) Воспитание настойчивости, целеустремлённости, ответственности за результат своей деятельности, развитие самостоятельности.

4) Воспитание нравственных мотивов деятельности, готовность включаться в труд при необходимости.

5) Воспитание коллективизма, желания включиться в совместный труд со сверстниками, проявлять активность и инициативу.

        Трудовое воспитание является частью всестороннего воспитания. Ручной труд даёт массу эстетических переживаний, побуждает к творчеству, позволяет детям доставить радость другим.

        Становление трудовой деятельности дошкольников проходит в несколько этапов. Начинается оно с момента перехода ребёнка раннего возраста (два года) от процессуальных действий манипулятивного характера к целесообразным предметным действиям на основе подражания взрослым. Существует понятие «цепочка последовательных действий», которые совершает ребёнок раннего возраста, и из которых в дальнейшем складывается его трудовой процесс.

        Большое значение имеет овладение ребёнком орудиями труда. В процессе деятельности дошкольник овладевает не только трудовыми действиями, но и способами и порядком их выполнения, что оказывает положительное влияние на развитие уверенности и самостоятельности.

        Также, важными компонентами трудовой деятельности являются планирование  контроль, развитие которых приходится на дошкольный возраст. Сначала взрослый ориентирует ребёнка на определение последовательности операций, подаёт пример, позже ребёнок сам начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий, а также определять необходимые для деятельности материалы и инструменты.

        Выделяют несколько основных мотивов, побуждающих детей к труду:

- интерес к процессу действий;

- интерес к будущему результату;

- интерес к овладению новыми навыками;

- соучастие в труде совместно со взрослыми;

- осознание своих обязанностей;

- осознание важности труда.

        Своеобразие деятельности детей состоит в том, что объективная оценка результатов труда ребёнка затруднена. При оценке в большей мере следует обращать внимание на его отношение к делу, желание сделать что-то полезное для себя, желание доставить радость окружающим, оказать помощь.

        В труде дошкольников явно обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые манипуляции. Процесс игры побуждает ребёнка осуществлять трудовые действия: купание куклы, починка машины. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми умениями, выстраивать последовательность действий.

        Игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так, например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы играть в моряков – сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает необходимость выполнения трудовых действий: сложить конструктор на полку, карточки лото сложить в коробку, убрать обрезки цветной бумаги, помыть кисточки и т.д.

        В старшем дошкольном возрасте труд отделяется от игры. Ребёнок начинает осознавать отличие работы от игры. Но, несмотря на это, на протяжении всего дошкольного возраста проявляется взаимосвязь игры и труда:

- в манипулятивных действиях детей, исполняющих роль взрослых;

- в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;

- во включении игровых действий в трудовой процесс;

- в ролевом поведении ребёнка, создающего образ труженика.

        Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых. Такими средствами являются:

- ознакомление с трудом взрослых;

- обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

- организация труда детей в доступном им содержании.

        Главная цель взрослого – воспитание у ребёнка позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, способным справляться с возникающими затруднениями.

        Решение этих задач окажет большую помощь в формировании личности ребёнка, в воспитании волевых качеств, а также при определении степени его готовности к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Актуальность театрализованной деятельности в развитии ребёнка дошкольного возраста»

Одним из основных направлений в  моей  педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка  и включение его в театрализованную деятельность.  Музыкаль...

План работы по самообразованию на тему «Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность»

План работы по самообразованию на тему «Познавательное  развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2010-2015 годы...

" Трудовая деятельность и игра в дошкольном возрасте."

Применение игры в процессе ознакомления дошкольников с трудовой деятельностью....

Конспект трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель.Совершенствование знаний детей о комнатных растениях и умение ухаживать за растениями. Формировать умение детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать ст...

Конспект трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель.Совершенствование знаний детей о комнатных растениях и умение ухаживать за растениями. Формировать умение детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать ст...

Статья "Театрально-игровая деятельность в развитии ребёнка дошкольного возраста "

Статья " Театрально-игровая деятельность в развитии ребёнка дошкольного возраста"...

Статья " Театрально-игровая деятельность в развитии ребёнка дошкольного возраста"

Статья "Театрально-игровая деятельность в развитии ребёнка дошкольного возраста"...