Аутизм у детей
занимательные факты

Нечипоренко Мария Александровна

Признаки аутизма

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл информация 111.37 КБ

Предварительный просмотр:

Признаки аутизма у детей

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото.jpg

Аутичность (в переводе с греческого «сам») –  это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

Аутизм наиболее ярко проявляется в трех областях:

  • Речь и коммуникация;
  • Социальное взаимодействие;
  • Воображение, эмоциональная сфера.

Симптомы аутизма: трудности общения и социализации, неспособность устанавливать социальные связи, нарушение речевого развития.

При аутизме отмечается аномальное развитие всех сторон психики: интеллектуальной  и эмоциональной сферы, восприятия, моторики, памяти, внимания, речи.

Аутизм проявляется по-разному, но принято выделять четыре формы:

  • Полная отрешённость от происходящего (тяжёлая форма аутизма). Ребёнок полностью отказывается от общения с внешним миром, не откликается на просьбы и ничего не просит сам, у него не формируется целенаправленное поведение. Он не используют речь, а также мимику и жесты.
  • Активное отвержение. Для такого ребёнка важно четкое соблюдение сложившихся жизненных стереотипов, ритуалов. Для него важна окружающая обстановка, поэтому остро проблемы проявляются с возрастом при необходимости выхода из домашней обстановки и общения с другими людьми (например, поступление в сад и школу). Также  для такого ребёнка характерно большое число двигательных стереотипов. Он хорошо усваивает речевые штампы, чётко связывая их с ситуацией.
  • Захваченность аутистическими интересами.  Дети, относящиеся к этой  группе, склонны к конфликтности, неумению учитывать интересы других людей. Они увлечены одними и теми же занятиями и интересами. Имеют обширный словарный запас, говорят «книжными фразами». Часто такие дети интеллектуально одарены, но не чувствуют подтекста ситуации, не могут воспринимать несколько смысловых линий одновременно.
  • Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Здесь основная проблема – недостаточность возможностей организации взаимодействия с другими людьми. Двигательные навыки усваиваются с трудом, речь бедна, могут теряться в простейших жизненных ситуациях.

Глубокий аутизм (1 группа) встречается очень редко, у одного из десяти детей. Аутизм в «чистой» форме встречается довольно редко, чаще наблюдаются отдельные его проявления. Аутизм среди мальчиков встречается чаще в 4-5 раз , чем у девочек.

Причины возникновения аутизма до конца не изучены, но к ним часто относят: нарушение внутриутробного развития, а также истощающие болезни раннего детства.

Симптомы аутизма  зависят от  его формы и  от возраста ребёнка, однако его выявление возможно уже на ранних этапах развития ребёнка – это отсутствие «комплекса оживления», слабая реакция на свет и звук погремушки, более позднее узнавание матери, если узнавание присутствует, то зачастую ребёнок  не проявляет эмоциональной реакции (улыбки), смотрит «сквозь» маму. В дальнейшем можно наблюдать звуковые и двигательные стереотипы. Отмечается повышенная избирательность в еде. Присутствует стремление уйти от контактов, избегание контакта «глаза в глаза». Отказывается от коллективных игр, предпочитает индивидуальные формы игры в уединении. Может играть в одну и ту же игру часами, днями, месяцами, годами. То же происходит и рисованием (например, один сюжет, изображение длительное время). Такие дети любят придерживаться определенных ритуалов, для них являются важными  режимные моменты. Малейшие  изменения в окружающем их мире, внешнем виде людей и самого окружения могут повлечь эмоциональные взрывы или  самоагрессию, часто неожиданную и непонятную окружению.

Аутизм может сопровождаться различными нарушениями в психической деятельности, в том числе  интеллектуальной, однако у таких детей часто встречается норма или даже повышенные показатели практического (не речевого) интеллекта, что возможно использовать для коррекции и развития потенциала ребёнка. Также аутизм зачастую сопровождается речевыми нарушениями. Коррекция этих нарушений затруднена отсутствием мотивации к общению и занимает длительное время. Если у ребёнка присутствует  фразовая речь, то в ней часто отсутствует местоимение «Я», он говорит о себе во втором или третьем лице, как говорят о нём окружающие. Дети с аутизмом не чувствуют границ своего тела, что затрудняет формирование навыков самообслуживания.

Существует ещё множество проявлений аутизма, большинство из которых индивидуальны. При своевременной диагностике и коррекционной работе  ребёнка с аутизмом  можно подготовить к обучению в школе, развить его потенциал. Часто  помощь  специалиста необходима и родителям, которые остро переживают любые особенности в развитии своего ребенка. Рекомендации специалиста помогут наладить отношения в семье, улучшить коммуникацию с ребенком и компенсировать его развитие.

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аутизм у детей: тревожные симптомы

Каждому родителю приятно наблюдать за тем, как его ребёнок улыбается, смеётся, бормочет и реагирует на происходящее вокруг него. Дети тоже любят это внимание, постоянно окружающее их. На самом деле...

Аутизм у детей.

Аутизм — заболевание с не выясненными до сих пор причинами, в наше время встречается значительно чаще, чем раньше. Сегодня признаки аутизма у ребенка становятся заметны в возрасте около года, да и то ...

Аутизм у детей

Аутичность (от греческого - "сам") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний". В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении...

Буклет для родителей "Аутизм или дети дождя"

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системыЭти расстройства проявляются главным образом нарушения...

Аутизм у детей

Аутизм у детей: симптомы, признаки...

Брошюра : "Аутизм у детей".

Дает родителям понятие о аутизме и его признаках....

Аутизм у детей. Признаки и симптомы заболевания.

Аутизм у детей.Признаки и симптомы заболевания....