Консультация для родителей «Застенчивость и неуверенность в себе – сдерживающий фактор в социальной адаптации ребёнка».
консультация
Главная задача родителей, которые столкнулись с проблемой детскойзастенчивости - помочь дошкольнику стать уверенным в себе, поднять его самооценку и развить позитивное самовосприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pedagoga-psihologa_dlya_roditeley_doshkolnikov.docx | 665.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога
«Застенчивость и неуверенность в себе – сдерживающий фактор в социальной адаптации ребёнка».
Уважаемые родители, нередко Вы задаёте вопросы, касающиеся застенчивости и неуверенности детей в себе. Безусловно, эта тема очень актуальна, поэтому предлагаем Вам разобраться в данных вопросах подробнее.
Как Вы считаете, уважаемый родитель, какие трудности в общении испытывает застенчивый ребёнок?
Совершенно верно: застенчивые и неуверенные в себе ребята, испытывают целый спектр трудностей в общении со взрослыми и сверстниками. Застенчивых детей объединяют следующие особенности: они нерешительные, робкие, остро ощущают свои недостатки, демонстрируют сильное волнение, проявляющееся на уровне физиологии (краснеют, опускают глаза). Они боятся, что будут смешно выглядеть в глазах других детей, скажут что-то глупое, некрасиво одеты и т.д. Они очень чувствительны к любой критике. Из-за навязчивых опасений у них теряется естественность поведения, появляется скованность, меняется интонация голоса, мимика. Застенчивые дети часто избегают контакта с другими детьми, потому что считают себя хуже их. При обращении к такому ребёнку с вопросом, он, даже зная правильный ответ, не решится ответить.
Вы спросите: Каковы причины возникновения застенчивости и неуверенности в себе у детей?
Чаще всего застенчивость формируется под влиянием различных факторов.
Среди возможных причин:
- сложные семейные отношения;
- психологическая травма;
- личные особенности характера;
- заимствованное поведение
Страдают от застенчивости в основном эмоционально чувствительные, впечатлительные дети, которые принимают все близко к сердцу. Впечатлительный ребёнок живёт чувствами, он воспринимает мир через эмоции и личные переживания. Однако его эмоциональная сфера не сформирована до конца, она не подчиняется волевым механизмам. Поэтому встреча с неожиданным в такой момент вызывает страх. Страх – это реакция организма на что-то угрожающее. Угрожающим может быть грозный взрослый, требующий в данный момент от ребёнка невозможного (учитель или воспитатель), строгий родитель, предупреждающий о наказании или критикующие сверстники. Сложившаяся ситуация станет причиной переживания беспокойства ребёнком, которое перерастёт в тревожность при неоднократном повторении, и как следствие – в неуверенность и застенчивость. «Меня ругают – значит я плохой».
Другой причиной возникновения данной проблемы может отсутствие тёплых эмоционально-приятных для ребёнка отношений с родителями. Такие дети испытывают дефицит внимания, теплоты и ласки, поэтому они мнительны, впечатлительны и очень беспокойны. Завести себе друзей или выступить на сцене для них одинаково проблематично. Они бояться быть отвергнутыми. Ещё одним поводом неуверенности и застенчивости может стать чувствительность ребёнка к неудачам, критике, чрезмерные требования родителей к результативности детей (оценки или достижения в спорте), сравнение их с более старшими и успешными детьми.
Статус застенчивых детей в детском коллективе падает. Ребёнок замыкается и переживает свои проблемы в одиночку.
У Вас возникнет вопрос: Каковы будут последствия?
Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться общения с начальством, с коллегами по работе, с лицами противоположного пола.
Главная задача родителей, которые столкнулись с проблемой детской застенчивости, – помочь дошкольнику стать уверенным в себе, поднять его самооценку и развить позитивное самовосприятие.
Вы спросите: Что в такой ситуации могут сделать родители? Как помочь застенчивым детям в преодолении застенчивости и неуверенности в себе в семье и социуме?
Предлагаем Вашему вниманию небольшую памятку на тему «Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе».
- Никогда не выделяйте застенчивость как негативную черту. Наоборот, в общении с другими людьми старайтесь подчеркнуть деликатность, сдержанность собственного ребенка.
- Поощряйте игры своего ребенка с младшими по возрасту детьми. Это придаст ему уверенности в своих силах.
- Сознательно создавайте новые ситуации. Чаще приглашайте к себе домой гостей, поощряйте участие ребенка в конкурсах и соревнованиях, запишите его в спортивную секцию.
- Поощряйте инициативу ребенка в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.
- Говорите с ребенком по душам, дайте ему возможность выговориться, поделиться наболевшим. Спрашивайте его, если он сам ничего не говорит. Делайте это тактично и тепло. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается.
- Подарите детям домашнего питомца (например, собаку). Ежедневные прогулки с четвероногим другом расширят кругозор ваших детей и поспособствуют новым знакомствам.
Вы спросите: какие игровые приёмы и методы общения с ребёнком можно применять в домашних условиях?
Есть ответ и на этот вопрос:
Игровая терапия является одним из успешных методов в преодолении детской застенчивости и неуверенности в себе. Приведём примеры игровых упражнений.
- «Автопортрет». Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.
- «Свет мой, зеркальце …». Предложите ребёнку расхвалить себя, стоя перед зеркалом. Запомните его слова и напоминайте при необходимости.
- «Маска». С помощью масок разыграть характеры разных героев – от злобных до самых приветливых. Обсудить степень комфорта каждого выступления.
- Упражнение «Если бы я был смелее» – по очереди с ребенком наводите аргументы в пользу смелости и уверенности в себе, моделируя различные ситуации.
- Игра «Живая иллюстрация» (для детей 5-7 лет) – родитель зачитывает стихотворение (рассказ, сказку), предлагая малышу проиллюстрировать мимикой и жестами услышанные эмоции.
- Упражнение «У кого больше доводов» (5-8 лет) – участники игры выбирают утверждение (например, «читать полезно, потому что…») и по очереди приводят аргументы его правильности. Лучше всего для такого упражнения выбирать жизненные ситуации и играть вдвоем.
Все перечисленные упражнения предоставят возможность понять ребёнку, что родители не равнодушны к его проблемам, а значит, обязательно помогут в преодолении застенчивости и неуверенности.
Успехов Вам в воспитании детей! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс для педагогов ДОУ Речевая коррекция, как фактор успешной социальной адаптации детей
На сегодняшний день в арсенале педагогов ДОУ имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. С некоторыми из них я и хочу вас поз...
Консультация для родителей "Застенчивый ребёнок".
Консультация для родителей....
"Факторы, влияющие на адаптацию ребёнка к условиям ДОУ"
Консультация для родителей о факторах, влияющих на адаптацию детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ....
консультация для родителей "Застенчивый ребёнок"
Застенчивость и замкнутость — личностные особенности, характерные для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эти черты можно назвать одной из наиболее распространенных причин, ...
Консультация для родителей "Застенчивый ребёнок в семье"
В психологии «застенчивость» рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, препятствующий нормальному общению, наиболее часто пр...
Консультация для родителей "Застенчивый ребёнок"
Как порой сложно уговорить малыша рассказать стихотворение перед ребятами. "Он - застенчивый у нас"- говорит мама.А какой он, застенчивый ребёнок?...
Консультация для родителей "Застенчивый ребёнок"
Консультация для родителей "Застенчивый ребёнок"...