Родительский клуб "Родитель особого ребёнка"
материал

Кузнецова  Ольга  Анатольевна

Коррекционная и обучающая работа с родителями детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

ПЛАН РАБОТЫ

РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«Родитель особого ребенка»

для коррекционной и обучающей работы с родителями детей С ОВЗ

Разработала план работы    

тьютор: Кузнецова О.А.

г. Пыть-Ях

2020 год

Пояснительная записка

Гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка обеспечивают семья. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, место, где закладываются основы будущей взрослой жизни.

Многие семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ («особые дети»), сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении. Связано это с некомпетентностью родителей по вопросам воспитания и развития «особого» ребенка. Такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи, причем круг этот достаточно замкнутый. Поэтому возникают проблемы не только образования и воспитания, но и взаимодействия с социумом.

В связи с этим формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с «отклонениями в развитии» является образовательно-просветительское направление.

Актуальность программы: когда в семье появляется ребенок с ОВЗ, то члены семьи оказываются в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса. Поэтому необходимо оказывать психологическую помощь не только «особому ребенку», но и его родственникам. В связи с этим представляется необходимой разработка таких форм психокоррекционной работы, с помощью которых будет оказана психолого-педагогическая, медицинская и социально-правовая поддержка.

Целевое назначение Программы: коррекция родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ; а также повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

  • оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
  • формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
  • - формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательных, организаций;
  • - способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
  • коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
  • формирование у родителей активной жизненной позиции;
  • формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
  • обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

Программой предусмотрена диагностика родителей:

  • первичная диагностика с целью выявления особенностей конкретной семьи;
  • итоговая диагностика позволяет определить степень эффективности проведенной работы.

Содержание программы предполагает активное использование следующих видов деятельности:

  • индивидуальные консультации родителей;
  • тематические опросники, анкетирование, тестирование;
  • памятки, информационные письма;
  • групповая дискуссия;
  • наглядная информация;
  • тренинг;
  • арт-терапия;
  • релаксация.

Организация работы специалистов:

  • ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;
  • индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ и ребенка инвалида;
  • повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ и ребенка инвалида;
  • индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ и ребенка инвалида.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в месяц (8-9 встреч)

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа:

  • 17.00-19.00

Целевая группа – родители, воспитывающие детей с ОВЗ.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ;
  • Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями;
  • Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе;
  • Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  • возрастающее доверие между родителями и детским садом;
  • взаимное признание ответственности;
  • усиление уверенности в необходимости расширения взаимодействия;
  • формирование эмоциональной стабильности у детей, учебных навыков и знаний, личностной зрелости, устойчивости к любым жизненным невзгодам.

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ:

  • Тьютор;
  • Психолог;
  •  Медицинский работник.

Тематический план занятий

Сроки

Тема

Вид деятельности

Цель

Ответственные

Сентябрь

«Давайте познакомимся. Навыки эффективного общения»

Тренинг

-установление партнерских отношений, повышение родительской ответственности;

-ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье. 

- Тьютор по инклюзивному образованию;

- Психолог.

Октябрь

 «Особый ребенок - жизнь без барьеров»

Круглый стол

обмен опытом по социализации детей с ОВЗ

-Тьютор по инклюзивному образованию;

- Психолог;

- Медицинский работник;

Ноябрь

«Доступность окружающей среды для людей с инвалидностью»

Дискуссия об особенностях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ

обмен мнениями по проблеме инклюзивного образования

Тьютор по инклюзивному образованию;

- Психолог;

Декабрь

«Родители и дети»

Тренинг

-поиск путей бесконфликтных взаимоотношений  родителей и детей;

- осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями.

- Тьютор по инклюзивному образованию;

- Психолог;

Январь

«Родительская поддержка»

Тренинг

-оказание эмоциональной поддержки родителям.  

-снятие чувства напряжения и тревоги.

- Тьютор по инклюзивному образованию;

- Психолог;

Февраль

«АРТ-терапия в помощь родителям»

Арт-терпия

ознакомление родителей с арт-терапевтическими методиками и практическим

применением в работе с детьми с ОВЗ.  

- Тьютор по инклюзивному образованию;

- Психолог;

Март

«Мастерская арт-терапии»

Арт-терапия

Апрель

«Вербальное и невербальное общение»

Тренинг

ознакомление родителей с приемами невербального общения.

- Тьютор по инклюзивному образованию;

- Психолог;

Май

«Мы вместе — это счастье».

Тренинг

-обретение уверенности в своих силах;

- закрепление гармоничного образа семьи.

Тьютор по инклюзивному образованию;

- Психолог;

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие № 1

«Давайте познакомимся. Навыки эффективного общения»

Цель: 

  • установление партнерских отношений, повышение родительской ответственности;
  • ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье. 

Коррекционные задачи:

  • знакомство;
  • введение в атмосферу психокоррекционных занятий;
  • сплочение участников группы;
  • актуализация проблем детско-родительских отношений;
  • диагностика проблем. 

 Упражнение «ЗНАКОМСТВО»

  1. «Алфавит»

Инструкция: участник называет свое имя и личное качество: Нина- Н- надежный.

2. «Автопортрет»
Инструкция: каждому участнику дается специальная карточка-визитка, воздушный шарик, фломастер.
 участники заполняют  карточку-визитку, затем надувают шарик, фломастером рисуют на нем автопортрет, прикрепляют карточку-визитку к шарику. После этого все шарики выбрасываются в круг и разбираются участниками группы. Участник группы, получивший чужой шарик, должен рассказать о его обладателе по визитке.  После групповой презентации все шарики привязываются на натянутую нитку, и образуется галерея участников группы, которая по возможности сохраняется на протяжении всего цикла занятий[1]. 

3. Упражнение-разминка «Те, кто» 
Ведущий предлагает встать и взяться за руки тем, кто:

  • любит сладкое,
  • имеет страничку в соцсетях,
  • любит смотреть сериалы,
  • грустит в дождливую погоду,
  • предпочитает спортивный стиль в одежде.

Упражнение «Заключение контракта» 
Цель: выработка правил групповой работы.
Инструкция: выработка правил группы производится с помощью обсуждения принципов работы.

  • Я - высказывание: говорим только о собственных чувствах.
  • Этика: принимаются различные точки зрения, никто не имеет право оценивать личность другого.
  • Право на ошибку: в тренинге нет «правильных» и «неправильных» действий и суждений.
  • Уважение: если один говорит, остальные молчат, не перебивая друг друга.
  • Добровольность: можно не участвовать в отдельных упражнениях.

ОБЛАКО ВОПРОСОВ

Цель: выявить и сопоставить индивидуальные и групповые ожидания участников тренинга.

Инструкция: каждому участнику раздается «облачко» для заполнения. Участникам группы необходимо заполнить карточку отвечая на вопрос: «Что я ожидаю от этих занятий?» Затем тренер собирает все карточки и приклеивает на большое облако ( лист) все ожидания. Это лист прикрепляется к стене и находится там в процессе всего цикла занятий, а задача всех участников по мере того, как они достигают полученного результата (т.е. ожидание оправдывается/реализуется), вычеркивать данное ожидание. 

ДИАГНОСТИКА

 - «Презентация своего ребенка». Ваши дети особенные, и в этом они похожи, но каждый из них - уникален. Сделайте презентацию своего ребенка с точки зрения, что у него есть особенного, чего нет у других детей. 

УПРАЖНЕНИЕ «Слепой и поводырь».

Инструкция: участники разбиваются на пары. В каждой паре одному из участников завязываются глаза. Задача второго – помочь «слепому» пройти намеченный маршрут. Обсуждение:

  • Как вы себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?
  •  В какой роли вам было комфортнее?
  •  Какие сложности вызвало данное упражнение?

 Психолог сообщает, что данное упражнение демонстрирует модель взаимодействия «взрослый-ребенок»

РЕФЛЕКСИЯ

Заполнение специальных рефлексионных карточек

РЕФЛЕКСИОННАЯ КАРТОЧКА

ВОПРОСЫ

Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии?

Что нового узнал?

Что  вы примените в общении с ребенком?

Занятие № 2

Круглый стол «Особый ребенок- жизнь без барьеров»

Цель:

  • обмен опытом по социализации детей с ОВЗ;
  • повышение компетентности родителей по вопросам социализации.

ПРИВЕТСТВИЕ «Без слов» 


Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, используя только средства мимики и пантомимики (улыбку, рукопожатие, поглаживание, кивок головой). Каждый следующий участник предлагает свой способ приветствия.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ

Социализация - это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В настоящее время во многих странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, т. е. «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».

 Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей-инвалидов. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.[2].

СВОД ПРАВИЛ

Цель: выработка правил для успешной  для позитивного общения и успешной социализации.

Инструкция: Ведущий разделяет группу на две подгруппы. Одна - дети, другая - родители. Каждая группа в течение 15 минут должна выработать свод правил, по которым выстраиваются детско-родительские отношения. По истечению времени подгруппы начинают озвучивать свои наработки. Каждое правило обсуждается.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ (обсуждение и совместное заполнение)

Направления

деятельности

Задачи на

период

Формы

деятельности

Показатели

достижений

Помощь ребенку в

усвоении и

соблюдении правил установленных в группе детского сада

Формирование

гигиенических

навыков

Формирование

адекватного

поведения в группе, не прогулке

Формирование

социально

приемлемого

поведения в группе

сверстников

Формирование

самостоятельности

РЕФЛЕКСИЯ

Заполнение специальных рефлексионных карточек

РЕФЛЕКСИОННАЯ КАРТОЧКА

ВОПРОСЫ

Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии?

Что нового узнал?

Что  вы примените в общении с ребенком?

Занятие № 3

Дискуссия «Доступность окружающей среды для людей с инвалидностью»

Цель: обмен мнениями по проблеме инклюзивного образования.

ПРИВЕТСТВИЕ: 
Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, передавая по кругу дружеское рукопожатие с закрытыми глазами.

Методическая разминка: игра “В школе животных”.

Ведущий рассказывает притчу.

Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме,

обозначенной в притче.

- Кто здесь неудачник: учитель или ученики?

- Как учить разных учеников?

- Как поддерживать разнообразных?

- Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать

себя все дети?

- Как оценивать разных детей:

- по способностям,

- по старанию,

- по другому (какому?) принципу?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

1. Что такое инклюзивное образование?

2. Создание системы воспитания толерантных установок в сознании подрастающего поколения.

3. Создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.

4. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

5. Изменение общественного сознания по отношению к людям с ограниченными возможностями.

РЕФЛЕКСИЯ

Заполнение специальных рефлексионных карточек

РЕФЛЕКСИОННАЯ КАРТОЧКА

ВОПРОСЫ

Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии?

Что нового узнал?

Что  вы примените в общении с ребенком?

Занятие № 4

ТРЕНИНГ «Родители и дети»

Цель: 

  • поиск путей бесконфликтных взаимоотношений  родителей и детей;
  • осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями.

ПРИВЕТСТВИЕ «Паутина» 


Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга разными способами, передавая при этом клубок ниток друг другу. Клубок передается произвольно, от игрока к игроку. Упражнение завершается, и ведущий спрашивает, на что похоже то, что получилось (паутина, связывающая всех вместе).

УПРАЖНЕНИЕ «Цветок настроения». 

Цель:

  • увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстрировать целостность группы.

Материал: лепестки из цветной бумаги.

Инструкция: перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему. Теперь из выбранных лепестков мы составим цветок настроения. Группа выкладывает цветок.

АНКЕТА «Я и мой ребенок»

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов. Ответы заносятся в таблицу.

Вопрос

Ответ родителя

Ответ родителя ЗА РЕБЕНКА

Ответ самого ребенка

Мой любимый (нелюбимый) цвет. Почему?

Мое любимое блюдо?

Мое любимое животное?

Моя любимая сказка? Почему?

Что я попросил бы у волшебника?

 УПРАЖНЕНИЕ «АУКЦИОН».

Цель:  избавиться от негативных эмоций,  привычек, установок в  семейных отношениях, приобрести позитивное отношение друг к другу.

Инструкция: Представить аукцион, где можно отдать все негативное в себе и купить взамен любовь, радость, мир, терпение, согласие и прочее.

ВОПРОСЫ: Что бы вы купили? От чего избавились бы? ( обсуждение)

Обучение экспресс-приемам снятия психофизического напряжения[3]

 Участникам предлагается перечень способов саморегуляции в ситуации стресса, которые будут разобраны и продемонстрированы на занятии:

  • Сосредоточение на внутренних действиях (дыхание, счет)
  • Использование приемов физического расслабления для снятия напряженных психических состояний
  • Самоубеждение, вызывающее спокойное состояние
  • Активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическое в самой сложной ситуации: например, мысленно комментировать происходящее бодрым голосом спортивного комментатора)
  • Концентрация внимания на чем-либо
  • Использование образов концентрации и визуализации (сосредоточение внимания на воображаемом объекте)
  • Смена обстановки, выход из ситуации

Упражнение-релаксация  «Передышка» 


Инструкция: «Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, встревожены, мы начинаем сдерживать дыхание. Попробуйте высвободить дыхание. Закройте глаза, расправьте плечи, дышите через нос медленно, спокойно и глубоко. Насладитесь этим неторопливым глубоким дыханием, представьте себе, что с каждым выдохом все ваши неприятности улетучиваются».

Упражнение-релаксация «Вверх по радуге» 


Инструкция:
участники садятся как можно более удобно, закрывают глаза, пытаются в цвете представить себе, что прямо перед ними - радуга. Делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они поднимаются вверх по радуге, а на выдохе съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды. Затем ведущий предлагает желающим поделиться впечатлениями.

Упражнение-релаксация «Земляничная поляна» 


Инструкция: «Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Мысленно перенеситесь на земляничную поляну. Она перед вами. Земляника созрела, она вокруг вас, везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Почувствуйте аромат спелых ягод. Попробуйте землянику. Делайте на поляне то, что вы хотите (в течение 3-4 минут)».

РЕФЛЕКСИЯ

Заполнение специальных рефлексионных карточек

РЕФЛЕКСИОННАЯ КАРТОЧКА

ВОПРОСЫ

Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии?

Что нового узнал?

Что  вы примените в общении с ребенком?

Занятие № 5

ТРЕНИНГ «Родительская поддержка»

Цель: 

  • оказание эмоциональной поддержки родителям.  
  • снятие чувства напряжения и тревоги.

ПРИВЕТСТВИЕ «Знакомство руками».

 Инструкции: участники работают по двое – садятся таким образом, чтобы можно было взять друг друга за руки. Их задача с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками: «познакомиться», «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После такого общения все садятся в круг и обсуждают полученный опыт. Далее психолог сообщает о различных способах общения, об использовании вербальных и невербальных элементов коммуникаций с ребенком.

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Передай эмоцию».

Инструкция: передайте эмоцию по кругу (отрицательную, а затем положительную).

УПРАЖНЕНИЕ «Настроение»

 
Инструкция: Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свое состояние, рисовать в полном соответствии с вашим настроением, как бы перенося его на бумагу (5 минут).

  • Переверните лист, на обратной стороне правой рукой напишите 5-7 слов, отражающих ваше состояние (долго не думайте, пусть слова выходят спонтанно).
  • Еще раз посмотрите на рисунок, перечитайте слова, как бы заново переживая свое состояние, и с удовольствием разорвите листок и выбросьте в урну , если это- негативное, удручающее состояние.

УПРАЖНЕНИЕ «Лед» 


Инструкция: «Представьте себе, что ваша отрицательная эмоция - это кусок льда, который помещается у вас в груди. Ощутите этот лед: он холодный, с острыми гранями, неприятный. Внутри вас постепенно появляется теплый луч. Ощутите, какой он приятный, согревающий. Он топит лед, лед постепенно превращается в капли воды, освежающие вас».

УПРАЖНЕНИЕ «Прощальное письмо» 


Инструкция: «Напишите прощальное письмо своей «темной» эмоции или неприятному чувству (страху, обиде, гневу...). Лучше, если это будет дружелюбное письмо: поблагодарите его за заботу о вас (опишите, в чем она выражалась), и скажите, что больше не нуждаетесь в таком количестве страха, обиды или чего-то другого,
Заключительная часть (рефлексия)

УПРАЖНЕНИЕ «Портрет моего ребенка». 

Инструкция: участникам тренинга предлагается устроиться так, чтобы было удобно, используя модули, закрыть глаза и мысленно представить своего ребенка, обратить внимание на выражение его лица (упражнение выполняется под спокойную музыку). Затем родители создают портрет своего ребенка в произвольной форме.

Обсуждение: какие особенности своего ребенка вы изобразили, что еще можно добавить?

УПРАЖНЕНИЕ «Я-высказывание» «ТЫ-высказывание»

 Инструкция: сформулируйте несколько Я-мыслей.

Я чувствую себя…возбужденным (преисполненным надежды, озадаченным, голодным, раздосадованным).

Я хочу…(иметь больше хороших друзей, отдохнуть, уважительного отношения к себе).

Я собираюсь… (пойти спать, поехать на отдых, заботиться о себе)

Постарайтесь составлять и произносить предложения в форме Я-высказываний: я чувствую, я люблю, я хочу.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ:

Обычное высказывание

Я-высказывание

Ты-высказывание

Ребенок включил очень громкую музыку.

«Выключи сейчас же. Можно оглохнуть!»

«Я устала и хочу побыть в тишине»

Ты мог бы выключить музыку?

МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ.

 Инструкция: займите удобное положение. Полностью расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю.

Отвлекитесь от ваших проблем. Сейчас этих проблем нет. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая. Она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь. Ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Все тяжесть и усталость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые ноги. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны, сильны (3 раза). Ваше тело легкое, проворное, сильное (3 раза)…и вы отдохнули…открывайте глаза…как вы себя чувствуете?

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИОННАЯ КАРТОЧКА

ВОПРОСЫ

Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии?

Что нового узнал?

Что  вы примените в общении с ребенком?

Занятие № 6

«АРТ-терапия в помощь родителям»

Цель: ознакомление родителей с арт-терапевтическими методиками и практическим применением в работе с детьми с ОВЗ.  

ПРИВЕТСТВИЕ: «Подари улыбку»

Инструкция: улыбнись соседу, передай улыбку другому, пока круг не замкнется.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ

Изотерапия: лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию.

Музыкотерапия – вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Игротерапия- метод коррекции посредством игры. Посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

Сказкатерапия- воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок). Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий потенциал и позволяет «достучаться» до каждого участника.

Песочная терапия-сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе). Основная цель - помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

Имаготерапия -театрализация психотерапевтического процесса. Занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Работа по методу арт терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:


1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ[4].

ИЗОТЕРАПИЯ

Рисуночные техники:  

  • хаотический рисунок в виде каракулей,
  •  диагностический  рисунок, где требуется дорисовать изображение,
  •  сюжетный – например, нарисовать своих друзей или свою семью,
  •  тематический рисунок, через который ребенок может выражать, например, свое желание стать кем-то, или желание завести собаку,
  •  произвольный  рисунок, который рассказывает о настроении рисующего.

Предпочтение в работе следует отдавать краскам, так как кисть более пластична и свободна. Не менее важную роль в арт-терапии играют цветные  карандаши, мелки, фломастеры. А при сильных негативных эмоциях малыша успокоит лепка.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЯ СЕМЬЯ»

Инструкция: Нарисовать круглый стол с ребенком и попросить ребенка дорисовать за праздничным столом тех, кого бы он хотел видеть на семейном празднике. Попросить ребенка нарисовать, какие эмоции и чувства вызывают сидящие за столом.

На следующем занятии можно обсудить, кто из членов семьи является для ребенка самым близким, какие эмоции переживает в этой связи ребенок. Психолог подводит участников к тому, что наиболее близкий член семьи для ребенка это объект любви.

АРТ-РИСУНОК «Рисование песком»

Материалы: поднос, песок.

Инструкция: нарисуйте на песке свое имя, имя своего друга (близкого члена семьи).

Дидактические игры-упражнения: «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы».

АРТ-РИСУНОК «Ассоциации с цветом»

Инструкция: ведущий читает стихотворение, а участники рисуют (произвольный рисунок). Важно настроение, цвет.

Обсуждение рисунка в группе.

АРТ-РИСУНОК «Рисование под музыку»

Инструкция: под спокойную музыку участники рисуют (произвольный рисунок). Важно настроение, цвет.

Обсуждение рисунка в группе.

АРТ-РИСУНОК «Парное рисование»

Инструкция: РАБОТА В ПАРАХ. Следует нарисовать парные предметы (варежки, ладошки и др.)

АРТ-РИСУНОК «Вавилонская башня»[5]. 
Цель: способствовать выработке стратегий сотрудничества.
Инструкция: Всем участникам дается общее задание: совместно нарисовать башню. При этом каждому участнику строго конфиденциально предлагаются индивидуальные задания. Игроки, выполняя общее задание, обязаны, никому не показывая и не называя индивидуальную задачу, сделать все для того, чтобы оба задания в итоге были выполнены.
Примеры индивидуальных карточек с заданиями:

  • Башня должна иметь 10 этажей
  • Башня должна иметь 6 окон
  • Контур башни должен быть коричневым
  • Над башней должен развеваться синий флаг
  • Крыша башни должна быть треугольной
  • Башня должна быть серого цвета.

Правило: участникам запрещено разговаривать и вообще как-либо использовать голос. Задание выполняется в ограниченный отрезок времени. 
Вопросы для обсуждения: 
- Сложно ли было выполнять задание молча?
- Какие способы согласования действий вы использовали, чтобы выполнить задания?

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИОННАЯ КАРТОЧКА

ВОПРОСЫ

Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии?

Что нового узнал?

Что  вы примените в общении с ребенком?

Занятие № 7

«Мастерская арт-терапии»

Цель: ознакомление родителей с арт-терапевтическими методиками и практическим применением в работе с детьми с ОВЗ.  

ПРИВЕТСТВИЕ: ПОЗДОРОВАЙТЕСЬ ЛАДОШКАМИ.

АРТ-РИСУНОК «Каракули» 

Инструкция: рисование свободным движением мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели замысла, в результате чего получается «клубок», далее, следует увидеть какой-либо образ и развить его. (Данное упражнение можно выполнять как в групповых занятиях, так и при индивидуальных). 

АРТ-РИСУНОК «Глухой телефон» 

Инструкция: первый участник в течении 2-х минут рисует рисунок, показывает его второму, тот пытается воспроизвести увиденное и показывает свой рисунок третьему и т.д. 

АРТ-РИСУНОК «Ассоциации с цветом»

Инструкция: необходимо связать с цветом те или иные чувства (печаль, радость, страх) время года, этапы жизни. 

ИГРА «ЦВЕТ МОЕЙ ДУШИ»

Инструкция: создать коллаж, используя карандаши, фломастеры, пластилин, бумагу одного цвета (коллективный или индивидуальный коллаж). Обосновать выбор цвета.

МУЗЫКАТЕРАПИЯ

Упражнение «Оркестр» 

Инструкция: раздать участникам группы музыкальные инструменты и попросить их с закрытыми глазами начать играть. Задача: создать гармоничный оркестр и некое подобие музыкального произведения, причем начинать и заканчивать они должны самостоятельно. Цель - научиться взаимодействовать в группе, «слышать» других участников группы. 

КОЛЛАЖ “Газетные фантазии” 

Инструкция: вырезать из газет, журналов изображения, которые отражали бы цели и желания. Занятие проводится под музыку.

 СКАЗКАТЕРАПИЯ+ ИГРОТЕРАПИЯ

Упражнение

-придумать сказку;

-прочитать начало незнакомой сказки, придумать окончание; дочитать сказку; обсудить.

РЕФЛЕКСИЯ

Каждому ученику предлагают выбрать лист цветной бумаги (красный, синий, жёлтый, зелёный, фиолетовый, оранжевый, чёрный), который соответствует их настроению.

        Занятие № 8

«Вербальное и невербальное общение».

Цель: ознакомление родителей с приемами невербального общения.

ПРИВЕТСТВИЕ: предлагается поздороваться за руку, спинами, плечами, носиками, ушками с каждым из присутствующих

Упражнение «Какая рука у соседа»

Цель: установление контакта между частниками, развитие тактильных ощущений.

Инструкция: участники берутся за руки, закрывают глаза. Правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине почувствовать, какая рука (мягкая, теплая, влажная, холодная, приятная и т.д). Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ Общение - это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека. Существует много различных определений и понятий "общения", прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему. Общение осуществляется разными средствами:

  • Вербальное общение (знаковое) - осуществляется с помощью слов.
  • Невербальное общение - средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)

Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. "Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому (Эмерсон). Бессловесный язык поз, жестов, мимики является, по крайний мере, не менее древним, чем язык слов.

Упражнение «Комплименты»

Инструкция: участники стоят по кругу. Нужно сделать комплимент соседу, используя невербальные и вербальные средства.

Упражнение «Разговор больших пальцев»

Цель: расширение способов взаимодействия, осознание трудностей организации взаимодействия при ограничении коммуникации.

Инструкция: участники могут общаться только большими пальцами. Ведущий будет комментировать процесс взаимодействия: «Ваши пальцы увидели друг друга и решили познакомиться. Познакомьтесь. Ваши пальцы решили весело провести время. Договоритесь, куда вы пойдете. Теперь ваши пальцы поссорились и не разговаривают. Но им скучно друг без друга и они решили помириться. Помиритесь. Ваши пальцы договариваются о новой встрече. А теперь попрощайтесь».

Обсуждение:

  • как вы чувствовали себя в процессе выполнения упражнения?
  • что было самым трудным во взаимодействии больших пальцев?

Упражнение «Общий язык»

Цель: изучение ситуации ограниченного общения

Инструкция: из группы выбирается по желанию тройка участников. Участники должны договориться о (поездке на природу, походе в театр и др.). Но средства общения у каждого ограничены. Среди троих договаривающихся один сидит с завязанными глазами и неподвижен. Другой онемел и также неподвижен. Третий также лишается права разговаривать, вдобавок у него завязаны глаза. Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, тройка должна договориться до чего-то за минимальное время. По желанию игра повторяется со следующей тройкой участников.

Обсуждение:

  • удалось ли вам договориться?
  • трудно ли было выполнить упражнение?
  • что способствовало, а что препятствовало успешному нахождению общего языка?

Упражнение «Вокальная мимика».
Все участники получают задание, прочитать 2-3 фразы из газеты, вкладывая в читаемое определенный подтекст. Текст читается со следующими интонациями:
- недоверчиво (брось!);
- пренебрежительно (какая чепуха!);
- с удивлением (да не может быть!);
- с угрозой (ну, хорошо же!).
Остальные стараются угадать состояние человека или его отношение к произнесенному тексту, обсуждая успех или неуспех его попыток. Следует постараться на примере конкретных ситуаций, возникающих при выполнении упражнений, подвести участников к пониманию диагностических возможностей интонационных характеристик голоса.

Упражнение «Невербальный диалог».
Двум участникам предлагается вступить в диалог с тем, чтобы произносить вместо слов цифры. Необходимо, чтобы партнеры ставили перед собой абсолютно ясные задачи: доказываю, огорчаюсь, восхищаюсь, обвиняю и т.д. можно говорить спонтанно, можно по предварительной договоренности. Остальным участникам предстоит угадывать состояние участников. Анализируют задание сначала участники, а потом исполнители.

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИОННАЯ КАРТОЧКА

ВОПРОСЫ

Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии?

Что нового узнал?

Что  вы примените в общении с ребенком?

Занятие № 9

«Мы вместе — это счастье».

Цель:  -обретение уверенности в своих силах; - закрепление гармоничного образа семьи.

ПРИВЕТСТВИЕ:

Упражнение «Чудесный мешочек»

Инструкция: ведущий проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. Нужно найти сходство между ним и вашей семьей.

ПРИМЕР:  Мне достался стеклянный  шар. Он круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью.

Упражнение «Народная мудрость»

Инструкция: группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждой подгруппе выдаются карточки с пословицами и поговорками  на тему внутрисемейных отношений. Через 5-7 минут подгруппы должны предложить свои варианты толкования высказываний народной мудрости. Предложить ситуации, когда данные пословицы могут использоваться при воспитании детей в семье. 

Пословицы:

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В семье и каша гуще..
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Дети родителям не судьи.
  • Дружная семья не знает печали.
  • Отца с матерью почитать — горя не знать.
  • Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
  • Семьей дорожить — счастливым быть.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Групповое рисование «Мы вместе — это счастье».

Инструкция: предлагается  нарисовать групповой портрет семьи. В этом совместном рисунке нужно символически изобразить гармоничное объединение чувств всех членов семьи. Каждый участник начинает делать свой рисунок, затем по сигналу рисунки передаются соседу справа. Каждый участник  что-то исправляет, дорисовывает. Затем по сигналу рисунок передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной семьи. Рисунками обмениваются несколько раз, пока каждый не будет завершен.

По окончании работы проводится обсуждение.

Упражнение «Портрет» 


Инструкция:
участникам предлагается в течение 5-10 минут нарисовать «Портрет идеальной семьи», а затем представить его. Сложность задания заключается в том, что для создания портрета можно использовать только определенный набор и заданное количество геометрических фигур.


Упражнение «Создание скульптуры».


Предлагается участникам создать скульптуру своей семьи. Вызывается любой желающий. Он может выбрать участников, которые, как ему кажется, имеют сходство с членами его семьи. Следует создать сцену, которая отражает фрагмент взаимоотношений в семье.
Необходимо проинформировать участников, занятых в создании скульптуры, о членах семьи. Участник должен включить себя как члена семьи и использовать дистанцию между участниками для того, чтобы отразить взаимоотношения всех членов семьи друг с другом. Когда сцена поставлена, можно сообщить каждому участнику фразу, характеризующего его персонажа.
Далее идет обсуждение. Должен высказаться каждый участник. Что он чувствовал, принимая роль другого человека. Члены группы, наблюдавшие за работой, обмениваются своими выводами.

 РЕФЛЕКСИЯ «ОБЛАКО ОТВЕТОВ»

Цель: выявить и сопоставить результаты ожидания участников родительского клуба.

Обсуждение: оправдались ли результаты?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб. : Речь, 2006.
  2. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Педагогика. – 2001. – № 10.
  3. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  4. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  5. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  6. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  7. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  8. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  9. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  10. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
  11. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей группы "Особый ребёнок" через элементы системы Марии Монтессори".

В статье отражён опыт моей работы в группе"Особый ребёнок".Раскрывается значение использования элементов Марии Монтессори в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно их социализация...

Если в семье «особый ребёнок» (рекомендации педагога родителям по взаимодействию с детьми).

Что такое «особый ребёнок?» Это ребёнок ,который имеет отклонения или ряд отклонений от нормы ,возникших в результате заболеваний центральной нервной системы: это задержка психического и физичес...

Содержание психолого – педагогической работы в группе «Особый ребёнок»

Образовательная  область «Социализация»«Содержание образовательной области ‘’Социализации’’ направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и вклю...

"Особый ребёнок в семье" рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка с особенностями в развитии.

Рекомендации для родителей "особенных" детей дошкольного и школьного возраста. Материал можно использовать для проведения групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей  коррекционны...

Приказ об утверждении плана мероприятий по проекту для родителей "Школа особый ребёнок" Аналитические справки Проект "Школа для родителей "Особый ребёнок"

Приказ об утверждении плана мероприятий по проекту для родителей  "Школа для родителей "Особый ребёнок"Аналитические справки за 2020, 2022 год...