«Развитие связной речи у младших дошкольников»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 34 комбинированного вида
Консультация для родителей на тему:
«Развитие связной речи у младших дошкольников»
Составила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Хромова В.А.
р.п. Большие Вязёмы
май 2021
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Гегель Г. Ф.
В нашем современном мире, развитие речи становится всё более глобальной проблемой. Снижающийся уровень общей культуры, распространение низкопробной литературы, безграмотное, бедное «говорение» с экранов телевизоров, примитивно - агрессивная речь, насаждаемая рекламой по телевизору, западными мультфильмами, подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей - всё это способствует увеличению количества детей с несформированной связной речью.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Большая ответственность лежит на педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
Связная речь это развёрнутое, законченное, грамматически и композиционно оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Важным условием полноценного развития ребенка является именно развитие связной речи.
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн.
По определению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.
Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение, высказывания детей 3-4 лет состоят из двух-трех фраз, однако их рассматривать необходимо именно как связное изложение мыслей.
Основная функция связной речи — коммуникативная. Коммуникативная роль речи наиболее ярко проявляется в игровой деятельности детей. Существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны - речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развитой речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной.
Функция связной речи осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Диалогическая речь представляет собой проявление коммуникативной функции языка. Она отличается непроизвольностью, реактивностью. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка.
Монолог как длительная форма воздействия на слушателя впервые был выделен Л.П. Якубинским. В качестве дифференциальных признаков этой формы общения автор называет обусловленную длительностью говорения связанность, «настроенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику партнера; наличие заданности, предварительного обдумывания». Владение связной монологической речью — одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые должны и могут быть учтены в процессе образовательной работы, целенаправленного речевого воспитания. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова.
Большие возможности для развития связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка. Также мы используем такой приём, как поручение.
Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривании игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому периодически меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.
Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:
- сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;
- предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);
- предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
- использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.
Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.
Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.
Работа по развитию связной речи трудоемка и ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна учитывать возраст детей.
Проводя соответствующую работу по формированию связной речи, педагоги должны направлять свое внимание не только на развитие и совершенствование речевого развития детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность....
Развитие связной речи у младших дошкольников через театрализованную деятельность
педагогический проект...
Развитие связной речи у младших дошкольников
формы и приемы развития связной речи...
Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников
Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей . В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция...
Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников
Показать влияние сказки на процесс развития связной речи детей....
Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников
Воспитывать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству...
Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников
Развивать речь, фантазию, творческие способности....