Консультация "Создание альбомы моя семья"
консультация

 Чаш-оол Аржаана Сиин-ооловна

Работу по вовлечению  родителей в процесс взаимодействия со своим ребенком и детским садом на познавательном содержании начали с создания альбома «Моя семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_esmya.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

 

Воспитатель: Ензак А.С

Создание альбома «Моя семья»

        Работу по вовлечению  родителей в процесс взаимодействия со своим ребенком и детским садом на познавательном содержании начали с создания альбома «Моя семья».

        Работа в группе начинается со знакомства с семьями воспитанников посредством анкетирования. Однако собранные анкеты не дают полного представления о семье и, главное, недоступны детям. Поэтому каждой семье предлагается заполнить свою страничку в общегрупповом альбоме «Моя семья» (варианты названий: «Папа, мама, я – счастливая семья», «Давайте познакомимся») по следующим рубрикам:

        Наша семья (состав семьи).

        Наши имена (как зовут ребенка, маму, папу).

        Где я живу (на какой улице и т.д.).

        Профессии моих родителей.

        Что я люблю.

        Что я не люблю.

        Когда мне грустно.

        Когда мне весело.

        Мое любимое блюдо.

        Как наша семья любит отдыхать.

        Моя любимая игрушка.

        Выбор рубрик определялся желанием ближе познакомиться с семьями, их составом, интересами, традициями; получить нужную для воспитателей информацию, которая в будущем поможет наладить тесную связь между педагогами и родителями, педагогами и детьми, родителей между собой и, конечно, каждой семье со своим ребенком.

        При оформлении странички родители вместе с ребенком проявили  творчество, фантазию, мастерство (использовали фотографии, рисунки, аппликацию и многое другое). Единственным требованием со стороны педагогов было оформлять и заполнять страничку вместе с детьми.

        Оформленные семейные страницы ребята приносят в группу и представляют их своим друзьям. С какой гордостью они рассказывают о том, как вместе с папой, мамой обсуждали содержание рубрик, подбирали фотографии, красивые картинки, а потом все вместе вырезали, наклеивали их, придумывали и делали подписи на оформленном листе! Дети, как правило, интересно и эмоционально рассказывают о своих любимых игрушках, домашних любимцах, о том, как отдыхают всей семьей, и т.п.

        В приемной организуется выставка «Давайте знакомиться». Родители, дети и гости рассматривают и читают странички, оформленные семьями воспитанников.

        С любовью оформленные странички подшиваются в общий альбом, который дети постоянно рассматривают, показывают гостям группы. На материалах альбома в группе проводятся самые разнообразные мероприятия: занятия и беседы, встречи с интересными людьми. Вот примерный перечень бесед, в основу которых были положены материалы альбома: «Моя любимая игрушка», «Наши домашние любимцы (животные)», «Моя улица», «Мое любимое блюдо. Как его готовит мама (бабушка, папа)», «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…» и др.

        Надо отметить, что создание альбома – не разовое мероприятие. Постоянная работа с ним способствует  появлению у детей самых разнообразных познавательных интересов. Причем в последующей работе с альбомом обязательно учитываются индивидуальные интересы детей конкретной группы. Например, в одной группе ребята захотели нарисовать свою семью. Так в альбоме появились рисунки «Моя семья», прикрепленные с обратной стороны семейной странички. И эти странички, в свою очередь, снова становятся источником интересных мероприятий (выставки, беседы и т.п.).

        В другой группе дети, знакомясь с семейными страничками, обратили внимание на то, что в семьях часто родители называют своих детей по- разному (несколько вариантов имени). Например: Александр, Сашенька, Шурок. И от вопроса «Почему вас так называют?» ребята перешли к вопросу «Что означают наши имена?». Так может родиться новое направление в работе с детьми и их родителями. Например: было решено вместе сделать групповое дерево имен. Каждый ребенок приносил листочек с красиво написанным своим именем. На обратной стороне была информация о том, что означает имя. Листочки оформляли родители вместе со своими детьми дома. И снова было проявлено столько творчества, фантазии и любви к своему ребенку! Необыкновенное дерево стало пополняться новыми именами: педагогов группы и других сотрудников детского сада, ближайших и дальних родственников, друзей. От такого обилия имен оно стало «расти». У каждого ребенка уже был не отдельный листик, а целая персональная ветка.

        В течение года альбом «Моя семья» постепенно пополняется новыми страничками, посвященными отдельным членам семьи. Страницы оформляются ко дню рождения каждого ребенка, ко Дню защитника Отечества, К весеннему празднику 8 марта и т.д. В детском саду ребята обычно рисовали и оформляли портреты своих близких, а дома вместе с семьей отвечали (в письменном виде) на вопросы, примерный перечень которых давали педагоги группы. Рассказ, составленный по примерным вопросам, и фотография члена семьи помещались на обратной стороне страницы.

        Предлагаем примерные вопросы и образец оформления страничек.

        Рассказ о себе

        Это я (мое имя, возраст).

        Как я выгляжу (мой рост, цвет глаз, волос и пр.)

        Что означает мое имя.

        Моя любимая игрушка.

        С кем и во что я люблю играть.

        Мой любимый мультфильм.

        Моя любимая сказка, за что я ее люблю (пересказ ребенка,         записанный родителями с его слов).

        Куда я хочу поехать.

        Как я помогаю своим близким: маме, папе, бабушке, дедушке,  брату, сестре.

        Кем я хочу стать.

        Рассказ о маме

        Это моя мама (ее имя, возраст).

        Что означает ее имя.

        Как выглядит моя мама (рост, цвет глаз, волос и пр.)

        Где и когда родилась моя мама.

        Как моя мама любит отдыхать.

        Что моя мама любит, а что – нет.

        Какие блюда любит готовить моя мама.

        Любимые цветы моей мамы.

        Что любит читать моя мама.

        Что делает моя мама по дому.

        Чему я хочу научиться у своей мамы.

        Как я помогаю маме.

        Чем мне нравится заниматься вместе с мамой.

        Что я хочу пожелать своей маме.

        Рассказ о папе

        Это мой папа (его имя, возраст).

        Что означает его имя.

        Как выглядит мой папа (рост, цвет глаз, волос и пр.)

        Где и когда родился мой папа.

        Как мой папа любит отдыхать.

        Что мой папа любит, а что – нет.

        Что любит читать мой папа.

        Как я помогаю папе.

        Что я люблю делать вместе с папой.

        Мечта моего папы.

        Что я хочу пожелать своему папе.

        Рассказ о бабушке (дедушке)

        Это моя бабушка (мой дедушка)

        (имя, возраст).

        Что означает ее (его) имя.

        Где и когда родилась моя бабушка (мой дедушка).

        Чем больше всего любит заниматься моя бабушка

        (мой дедушка).

        Как выглядит моя бабушка (мой дедушка)

        (рост, цвет глаз, волос и пр.)

        Где живет моя бабушка (дедушка).

        Какие блюда любит готовить моя бабушка.

        Что моя бабушка (дедушка) умеет делать лучше всех.

        Что любит читать моя мама.

        Что делает моя мама по дому.

        Чему меня научила моя бабушка (мой дедушка).

        Как я забочусь о бабушке (дедушке).

        Что я хочу пожелать бабушке (дедушке).

        Составляя странички в альбоме «Моя семья», дети больше задумываются о себе, узнают о своих родных. Портреты, полученные знания широко используются на соответствующих праздниках, познавательных мероприятиях.

        Главные выводы, к которым пришли педагоги, наблюдая за детьми и их родителями в процессе работы с альбомом «Моя семья», сводятся к следующему:

        подобная работа способствует налаживанию более теплых и тесных взаимоотношений в семье;

        у детей появляется познавательный интерес к истории своей семьи, к близким и дальним родственникам;

        у детей правильно формируется важное социальное понятие «семья».

Я – СЕМЬЯ – РОД – НАРОД!

        Время проведения: третья – четвертая неделя марта.

        Форма проведения: посиделки.

        Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

        Задачи: осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников; вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления; увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

        План проведения:

        1. Вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задач   родительского собрания).

        2. «Посиделки».

        3. Принятие решения.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

        1. Оформление материалов к выставке по теме собрания.

        2. Разработка сценария.

        3. Проведение опроса детей и родителей на тему «Нравственные  ценности».

        4. Оформление текстовых и наглядных материалов к собранию.

        5. Изготовление плаката «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды»  (Народная  мудрость).

        6. Разработка проекта решения.

II. Организационный этап

        Родительское собрание проходит в помещении группы или в музыкальном зале. Звучит спокойная народная музыка. Столы расположены для работы в группах (по четыре группы). На каждом столе лежат чистый лист, ручка, подставка, подносы с материалами для ручного труда, программа собрания.

III. Вступительное слово ведущего

        Ведущий приветствует родителей, сообщает тему собрания: «Я – семья – род – народ!», ее цель (нравственно-патриотическое воспитание дошкольников), обращает внимание присутствующих на программу собрания.

IV. Этап распределения ролей

        Ведущий. Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и сегодня с вами отправимся в путешествие. Оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.

        Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. (Открывается картина, изображающая семью и быт прошлого.) Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья. (Фоном звучит народная песня.)

        Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей. Для наших детей детский сад становится вторым домом. Воспитатели в течении дня стараются заменить детям родителей. Так что на пять лет все мы «сродняемся» и живем общими заботами и радостями.

        Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы распределимся на

 четыре группы (называет и ставит на стол символ):

        BD14870_ «Малыши»;

        BD14870_ «Дети»;

        BD14870_ «Родители»;

        BD14870_ «Бабушки и дедушки».

        Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.

V. «Посиделки»

        Воспитатель. Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

        Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

        Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.

        Задание 1. Разминка.

        1. Мудрые мысли.

        На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему родительского собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждого высказывания.

        2. История фамилии.

        Участники собрания рассказывают о своей фамилии.

        Ведущий. Стремительно летит время, изменяется наша жизнь. Многие слова исчезают из употребления. Вспомните, как Пушкин описывал любимую героиню: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит…» Чем больше будет звучать в нашем доме теплых, добрых, ласковых, вежливых слов, тем крепче и благополучнее будет наша семья.

        Задание 2. Попробуем вспомнить самые заветные, самые душевные слова и выражения.

        BD14870_ «Малыши» – о маме.

        BD14870_ «Дети» – о папе.

        BD14870_ «Родители» – о старшем поколении.

        BD14870_ «Бабушки и дедушки» – о внуках.

        (Время на подготовку 1 минута. Записывают все слова, а затем один представитель от команды их зачитывает.)

        Ведущий. Сколько добра и света в названных вами словах! Почаще согревайте свой семейный очаг их теплом. Не скупитесь на добро.

        Слов прекрасных вы знаете много, но всегда ли при детях говорите их? Детский словарный запас надо постоянно пополнять. Не скрывайте от детских глаз и ушей свое искреннее восхищение, благодарность, заботу, любовь к любому члену вашей семьи. Пусть подобные слова будут главными словами ваших детей.

        Задание 3. А теперь проанализируем ответы наших детей и родителей на тему «Нравственные ценности».

        1. Представляются обобщенные результаты опроса детей группы.

        Вопросы для детей:

        1. Каким ты хочешь быть человеком?

        2. Кем ты хочешь быть?

        3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?

        4. Без чего нельзя прожить человеку?

        5. Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?

        6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?

        2. Представляются обобщенные результаты опроса родителей.

        Вопросы для взрослых:

        1. Качества, необходимые вашему ребенку как человеку…

        2. Вы хотели бы, чтобы ваш ребенок стал…

        3. В хорошей семье всегда…

        4. Нельзя прожить без…

        5. Если бы я нашел клад, то…

        6. Если бы я все мог, то…

        Задание 4. Музыкальная пауза – исполнение детских песен с нравственным содержанием (например, «Когда мои друзья со мной», «Ты - человек») по 1 куплету (по очереди).

        Ведущий. А сейчас мы поговорим о правилах общения в семье.

        Установлено, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10 лет.

        Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.

        Древняя причта рассказывает: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Сын сына побежал за ним. “Зачем?” – спросил отец. “Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя…”».

        В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она – лишь внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях.

        Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».

        Мы предлагаем вам  краткие правила общения в семье, которые станут для вас своеобразной памяткой.

        Давайте зачитаем памятку «Правила общения в семье» (зачитывают).

        Подробнее хочется остановиться на последнем пункте «правил». Совместная деятельность – источник общения. Совместный труд сближает, сплачивает семью. Даже мелкие незначительные поручения в семье помогут ребенку понять, осознать свою значимость.

        В старину детей с трехлетнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства.

        Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын – мешочек; у мамы веретено, у дочки – веретенце.

        Что ж, и нам нечего без дела сидеть!

        Задание 5. «Рукодельница». Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу.

        На сегодняшних посиделках всем членам нашей большой семьи – свой «урок».

        «Малыши» - изготовляют украшение (игрушку) из бумаги.

        «Дети» - оформляют пластиковые бутылки природным и бросовым материалом (вазы, карандашницы и т.д.).

        «Родители» - изготовляют игрушку-куколку из ткани, ниток, гороха.

        «Бабушки и дедушки» - демонстрируют разные способы придания формы бутылочкам из слоеного теста.

        (Готовые поделки собираются, демонстрируются, в дальнейшем из них оформляется выставка в группе.)

        Ведущий. В дружной семье любое дело ладится! Потрудились вы на славу! Украсили свои поделки от души!

        Большое значение в нравственном воспитании детей имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Мы предлагаем вам принять участие в инсценировке рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».

        Задание 6. Инсценировка.

        Ведущий. в каждой семье есть проблемы, но это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не откладывайте ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая решение, вы просто усугубляете ситуацию.

        VI. Подведение итогов собрания

        Ну что ж, наши посиделки подошли к концу! Надеемся, что они не прошли для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Пусть каждая ваша семья станет надежным звеном в цепочке Я – семья – род – народ!

        Вариант 1. родителям предлагается ответить на вопрос, что полезного для себя они узнали на собрании; зарисовать свое мнение в виде общего от группы рисунка и подписать одной фразой. Далее все рисунки родителей вывешиваются на стенд и зачитываются.

        Вариант 2. Тройная оценка. Доску делят на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участникам понравилось на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третей части будут перечислены предложения по дальнейшей эффективности родительских собраний. Полученные ответы, при желании, можно осудить со всей группой родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально – тематического занятия ко Дню Победы «По страницам военного альбома» (старший дошкольный возраст)

Конспект музыкально - тематического занятия к великому празднику - Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста....

альбом является образцом семейного альбома для изучения темы "Моя семья"

Данный альбом является образцом  семейного альбома для изучения темы "Моя семья" для слабослышащих деток и их родителей .Рядом с картинкой героя или вместо неё может использоваться фото...

Работа с родителями. Создание альбома "Герб моей семьи"

В ноябре месяце, в нашем детском саду проходила тематическая неделя "Мой мир". В эти дни мы давали детям представление о своем родном крае, о наших государственных праздниках. Знакомили с до...

Беседа с детьми на тему: "Моя семья". Рассматривание семейных альбомов, гербов и книжек-малышек

Цель: формировать представления детей о семье.Задачи: - учить детей называть членов своей семьи;- воспитывать любовь и уважение к старшим: бабушке, дедушке, маме, ...

Презентация дидактического альбома "Моя семья"

Представляю вашему вниманию презентацию дидактического альбома по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя семья", созданного своими руками! Каждая страница данного альбома-дидактическая ...

Положение о проведении творческого конкурса тематических альбомов и видеороликов «Любимые занятия моей семьи», приуроченного к Году семьи 2024

В нашей стране завершается Год педагога и наставника и Россия переходит к следующему не менее важному году – Году семьи. Именно в семье, в детском саду и школах формируется личность гражданина, ...