Значение сюжетно-ролевых игр для развития дошкольника
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_rolevaya_igra.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение сюжетно-ролевых игр для развития дошкольника
Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И задача педагога - правильно и умело помочь детям приобрести в игре и через игру необходимые социальные навыки.
Игра помогает стимулировать у детей желание вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, развивает у детей умение организовывать общение, помогает детям усвоить свод норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, на протяжении которого ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту жизнь, активно в ней участвовать, что пока ему недоступно, кроме того, он стремится к самостоятельности. Именно игра помогает смоделировать этот взрослый человеческий мир и дает возможность ребенку попробовать себя в той или иной роли.
Сюжетно – ролевая игра способствует формированию связной речи, так как в процессе игры дети накапливают необходимый запас слов, приобретают умение выражать свои мысли наиболее полно и связно, учатся правильно использовать в своей речи грамматические формы.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Некоторые дети требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Так как они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает голосам животных, гудению самолета и т. д.
В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия: "Папа ремонтирует стул"; "Машинист ведет на поезд". Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. "Я буду мама, а ты мой сыночек",— говорит девочка, определяя свою роль и роль друга. "Это у нас шофер",— решает ребенок, усаживая пупса в автомобиль.
Как происходит развитие речи в процессе сюжетно – ролевой игры.
Сюжетно – ролевая игра способствует:
- развитию речевой активности,
- овладению детьми монологической речи
-совершенствованию диалогической речи,
- активизирует и обогащает словарь детей.
Поскольку ролевые игры, как правило, коллективные, то основная их ценность заключается в умении общаться - это потребность вести диалоги с партнёрами по игре.
Сюжетно – ролевая игра занимает особое место в развитии диалогического общения между детьми, помогает в совместной игре строить ролевые отношения.
Сначала дети сговариваются на игру, распределяют между собой роли, между всеми желающими, продумывают сюжетную линию, проговаривают основные действия той или иной роли. В этом процессе роль воспитателя заключается в том, чтобы ориентировать детей на то, что в общении надо не только говорить самому, но и давать высказываться другим детям.
Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.
Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: "Уложим куклу спать"; "Накормим куклу супом". Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.
Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий: "Эта кукла Маша. Маша хочет спать. Куда, положим, Машу?
Спать надо на кровати?" Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой цель воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: "День рождения Мишки", где все дети танцуют и поют; "Поезд", где все дети—пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре "Магазин игрушек" дети, "купив" игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у "продавца". В указанные игры дети вовлекаются постепенно.
Сюжетно-ролевые игры организует воспитатель. Обучение детей практическим действиям (через игры с дидактической куклой) проводится воспитателем в форме занятия.
Функции игровой деятельности В развитие ребенка огромную роль играют различные виды деятельности. У детей раннего школьного возраста основной деятельностью является игра. Это возраст игр. Игра требует речевого общения детей, обмена мыслями, таким образом, является разговорно-действенной формой деятельности, способствует развитию речи и мышления в их единстве. Великий педагог А.С. Макаренко высоко ценил игру детей и говорил, что она имеет такое же значение, как у взрослого работа, служба. (А.С. Макаренко. Сочинения, т.4 АПН РСФСР. 1951. С. 373). Поэтому на роль игры в жизни дошкольников необходимо опираться, преподавая им иностранный язык. Это повысит интерес к содержанию занятий. В научно-методической литературе разработку эффективной методики и организации обучения иностранному языку детей раннего школьного возраста осуществляется преимущественно на основе широкого использования игровой деятельности детей. Л.С. Выгодский и Д.Б. Эльконин называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что она преобладает в его практике среди других видов деятельности, а то , что она в этот период ведет за собой развитие дошкольника. Необходимо рассмотреть функции игровой деятельности. Игровая деятельность выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую, развивающую.
Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в воспитании детей, в развитии речи дошкольников. С ранних лет ребенок начинает познавать мир. Ведь рожденные дети не умеют говорить. Задача взрослых научить ребенка разговаривать на языке людей его окружающих. Вначале он научится говорить в устной форме, а затем овладевает письменной грамматикой. Ведь язык речи, письменность создавались людьми в течении тысячелетий и ребенок с рождения все это познает поэтапно. Речь дошкольника прошла путь от его первых невнятных слов до уровня взрослых. Ребёнок усваивает фонетическое и лексическое значение слов, и лишь затем учиться связывать их с друг другом. Общим для всех детей является то, что усваивать, запоминать родной язык в маленьком возрасте гораздо легче. С ранних лет ребёнок может освоить даже два языка. Например, есть двуязычные семьи, где папа и мама показывают и называют одни и те же предметы разными словами. К дошкольному возрасту стимулом познания мира, подготовке взрослой самостоятельной жизни, является игра. Ребенок стремиться подражать взрослым, рисуя их образ. Творчески все воплощает в игре. Именно в ней ребенок –дошкольник действует самостоятельно, выражает основные свои потребности, что подвигает его к активному участию в жизни взрослых. Речевые навыки ребенка, скорее всего, осваиваются с помощью игры. Игра — важнейшее условие взросления ребенка, так как он ее наиболее понимает. Существуют игры для развития органов чувств, речевых навыков, для обучения чтения, письменности. Сюжетно ролевая игра, особенно коллективная, очень полезна для дошкольника. Она развивает коммуникативные способности и вырабатывает навыки общения, развивает речь. Эмоционально дети увлечены игрой, проявляют самостоятельно активнее действия в творчестве. Дети дошколята в этот период любят рисовать карандашами, цветными мелками, лепить из пластилина, делать из конструктора что-то свое, любят чтение сказок взрослыми и. т.д. Воображаемая ситуация в сюжетно — ролевой игре занимает главное место. Воображаемая ситуация формируется из придуманного сюжета и ролей. Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются: Установка и соблюдение правил, социальная мотивация игр. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. С помощью сюжетно- ролевой игры растет интеллект дошкольника. В ходе сюжетно-ролевой игры идет развитие воображения и творчества. Развитие и совершенствование фразовой речи. Ребенку необходимо создать условия для внезапно творческой игры, и он сам как никто другой разовьет свои творческие способности. Воспитанные и обучаемые дети, приобретают больше знаний, умений, интересов. Очень важны для детей ролевые игры. Они помогают детям отрепетировать роли, которые пригодятся во взрослой жизни. Поэтому перед воспитателем стоят основные задачи при разработке сюжетно-ролевых игр: – создать условия для спонтанной, творческой игры; – способствовать развитию игры как деятельности; – воспитание поведения дошкольника в условиях коллектива отдельными детьми. На мой взгляд, основные правила методики применения сюжетно-ролевой игры.
Для развития интереса детей к сюжетно-ролевым играм особое внимание необходимо уделять предварительной работе. Это могут быть различные экскурсии, где дети, наблюдая за трудом взрослых, обогащаются знаниями и впечатлениями об окружающей жизни, чтение художественной литературы, беседы на различные темы из жизни детей, протекающей за пределами детского сада, в ходе которых дети обмениваются полученной информацией друг с другом.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что между речью и игрой существует двусторонняя связь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значение игровой ритмики в развитии дошкольника
Значение игровой ритмики в развитие дошкольника Ритмическая гимнастика – выполнение движений под музыку. Движения составляют основу детской деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка пр...
Значение театрализованных досугов в развитии дошкольников.
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей"Значение прогулки в разностороннем развитии дошкольников"
Консультация для родителей 2мл гр....
Консультация для родителей «Значение прогулки в разностороннем развитии дошкольников»
Консультация для родителей...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...
Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.
Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...