Что должен знать и уметь ребенок в 2-3 года
консультация (младшая группа)

Лозманова Елена Александровна

Консультация для родителей  «Что должен знать и уметь ребенок в 2-3 года» знакомит родителей с информацией о достяжениях детей двух, трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей614.05 КБ

Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь ребенок в 2-3 года

      Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст- это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет, развивается, старается постичь что-то новое и неизведанное, его все увлекает.   Очень важно поддержать инициативу ребенка и создать условия для его развития.

Зная специфику физического, эмоционального и интеллектуального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию

Эмоциональное  развитие

     

     Если говорить о эмоциональном       развитии, то дети этого возраста выглядят весьма активными и сильно эмоциональными, но их эмоции пока ещё нестабильны, поэтому ребенка довольно легко отвлечь от одного эмоционального состояния и переключить на другое.https://blogs.bebeshka.info/images/articles/2016-12-02_134049.jpg

      В общении с близкими они демонстрируют яркие эмоции, их интересуют игры, мультфильмы, музыка. Дети уже твёрдо усвоили значения таких слов, как «можно» и «нельзя»,«хорошо» и «плохо».

     Детям в 2-3 года свойственна импульсивность, неосознанность мотивов, их чувства и желания зависят от ситуации. Малышам легко передаётся эмоциональное состояние других детей. Но в это же время начинает проявляться и произвольность поведения, развиться которой помогает речь и

манипуляции предметами. Дети начинают проявлять чувства стыда и гордости, у них формируются элементы самосознания, идентификация с полом и именем.

     Ребенку в возрасте 2-3 лет  надо предоставлять больше выбора, чтобы он чувствовал себя значимой для вас маленькой личностью. У него начинает проявляться его собственное «Я». Он хочет показать родителям все то, чему он научился.

   К этому периоду относится характерный «кризис трёх лет» – малыши капризничают особенно сильно, не слушаются родителей, упрямятся при попытках как-то ограничить их свободу выбора и действий.

Физическое  развитие

      Возраст  до трех лет часто называют «ходячим детством», ведь в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие  ребенка 2 лет.

  • Ходьба -  В этом возрасте ребенок ходит уже уверенно. Может  передвигаться и задом и боком, умеет останавливаться и менять направление. Руки при ходьбе опущены вниз. Во время ходьбы может наклоняться, держать что -то в руках, крутить головой. Ходить на цыпочках без помощи взрослого. Стоять на одной ноге непродолжительное время.

  • Бег - Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш часто падает.

  • Прыжки – Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита  координация и мышечный корсет.

  • Подъем  по лестнице – дети этого возраста любят ходить по лестнице, им нравиться  покорять вершины, подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила.

  • Езда на самокате, трехколесном велосипеде. В 2 года многие родители покупают  своим детям самокат. Это не только вызывает у ребенка бурную радость, но и способствует физическому  развитию. На велосипед ребенок садится к трем годам, так как крутить педали малышу не просто.

  • Бросать и ловить мяч

  • Ритмично двигаться под музыку.

Развитие  восприятия

     Если в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенококружающий его мир.

  • Зрение. Именно при помощи зрения дети, как и взрослые, получают большинство информации о мире. Дети в 2 года уже неплохо владеют зрительной координацией и способны следить взглядом за передвигающимся объектом, различают горизонтальные и вертикальные линии. Однако они еще не могут воспринимать целое и части.
  • Слух. Стоит обратить внимание  на слуховое восприятие ребенка. Если ребенок плохо слышит у него будут трудности в речевом развитие.  

В 2 года ребенок должен уметь различать интонацию и понимать простую просьбу.

  • Вкус и обоняние.Развитие вкусовых рецепторов рассматривается как важная ступень психоэмоционального развития ребенка.
  • Осязание. Тактильный контакт со значимыми взрослыми очень важен для психического и физического здоровья малыша. Именно благодаря ему у детей зарождается доверие к миру, чувства защищенности и любви. В раннем возрасте тактильное восприятие стоит в одном ряду со зрительным восприятием. Благодаря тактильной чувствительности малыш получает представления о таких понятиях как холодное и горячие, твердое и мягкое, гладкое и шершавое…

Речевое  развитие

      Ребенок в возрасте 2-3 лет постоянно развивается, старается постичь что-то новое и неизведанное, его все увлекает.   Очень важно поддержать инициативу ребенка и создать условия для его развития.

Ребенок 2 лет должен обладать речевыми навыками:                                                      

  • говорить простыми предложениями;
  • в основном называть имена существительные, иногда употреблять глаголы;
  • произносить и называть свои потребности (хочу, дай, спасибо…);
  • речь эмоциональна, сопровождается жестами и мимикой;
  • должен произносить около 200 слов;
  • задавать вопросы (что? где? когда?)

      В 2 года речь ребенка приобретает функцию общения. Малыш озвучивает свои действия. Больше разговаривайте с ребенком и его речь будет развиваться быстрее. Происходит формирование первичного понимания коротких рассказов.

     Для возраста двух лет характерна большая разбежка в данных знаниях и умениях, которая обусловлена разным темпом развития речи детей одного возраста. При медленном темпе развития речи взрослому необходимо чаще предлагать ребенку игры на развитие моторики.

Речь детей в 3 года

     Активная речь ребёнка интенсивно развивается. Дети осваивают к трём годам базовые грамматические структуры, выстраивают простейшие предложения и способны в разговоре употребить большинство частей речи.

  • ребенок общается со сверстниками в основном с помощью речи;
  • активный словарь малыша разрастается до 1000-1500 слов.                              
  • различают все звуки родной речи, однако, произносят их с искажениями, поскольку правильное их произношение ещё не отработано;
  • дети смягчают многие звуки при разговоре;
  • должны знать наизусть несколько четверостиший;
  • повторять небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого
  • может озвучивать и себя, и куклу;
  • напевать мелодии из песен, повторять слова взрослого
  • управлять силой голоса, говорить тихо, громко, кричать, визжать;
  • в лексике появляются первые навыки этикета: «спасибо», «пока», «до свидания», «здравствуйте»;
  • многим детям не удаётся выговаривать «л», «р», «ж», «ш», щ», «ч». Трудные звуки они часто пропускают или заменяют.

Взрослым важно при общении с детьми этого возраста самим не искажать свою речь.

Окружающий мир

     Ребенок 2-х лет выполняет простые задания родителя или воспитателя, понимает разницу между мальчиком и девочкой. Умеет показывать свой возраст на пальчиках.

Ребенок в 2 года:

  • различает предметы по предложенным характеристикам;
  • отличает большой от маленького, верх от низа и т.д.;
  • показывает знакомые вещи на предложенных картинках или карточках (ребенок может показывать пальчиком на известный предмет или озвучивать его наименование);
  • собирает пирамидку из 6 колец по размеру;
  • различает до 8 цветов;
  • группирует по форме, цвету и размеру;
  • знает основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат и может указать на заданную фигуру пальчиком;
  • складывает матрешку или другие игрушки по размеру один в другой;
  • распределяются предметы легкие и тяжелые, холодные и теплые, мягкие и твердые;
  • находить 3-4 отличия  между предметами;
  • находить простые связи между предметами явлениями;
  • называть животных, птиц;
  • знает некоторые части тела (руки, ноги, голова, живот), лица (глаза, нос, губы, уши), показывает их по просьбе взрослого;
  • собирает простые пазлы или разрезанные картинки из 2-4 элементов.

Ребенок в 3 года: 

     У ребенка в 3 года прослеживается проявление любознательности.

  • знает свой возраст и называет его;
  • называет домашних и диких животных, где они живут;
  • появляется умение по детали узнавать знакомый предмет или животное (хобот – слон, юбка – девочка);
  • знает некоторые части тела (руки, ноги, голова, живот), лица (глаза, нос, губы, уши), показывает их по просьбе взрослого и говорит зачем они нужны;
  • может отвечать на вопросы о событиях прошедших в небольшой отрезок времени;
  • знать название3-4 птиц, 3-4 насекомых;
  • знать название основных растений, деревьев;
  • имеет представление о овощах, фруктах, ягодах и грибов;
  • умеет называть явления природы (дождь, снег);
  • знает части суток (утро, день, вечер, ночь)

Развитие мелкой моторики

     Известно, что совершенствование мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным и речевым  развитием малыша. В возрасте 2 лет детям особенно интересно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать, нанизывать бусы. Чаще всего в этом возрасте определяется ведущая рука ребенка (правая или левая),однако полезно делать все упражнения двумя руками (по очереди и одновременно)C:\Users\as\Desktop\a\IMG_20210214_144244.jpg

К 2 годам должны уметь:

  • быстро и правильно собирать          

пирамидку;

  • складывать картинку из 4 частей;
  • откручивать и закручивать крышки;
  • открывать и закрывать дверь
  • складывает предметы один в другой (матрешка, мисочки, колпачки) по просьбе взрослого или при самостоятельной игре
  • нанизывать  на шнурок крупные бусины.

В 3 года ребенок умеет:

  • выполнять задания по предложенному образцу;
  • выполнять 2-3 последовательных действий;
  • выполнять движения пальчиковой гимнастики;
  • нанизывать на шнурок бусины по образцу чередуя по цвет;
  • складывает простые мозаики по образцу без помощи взрослого;
  • может узнавать на ощупь предмет, различает фактуру;
  • может достаточно долго заниматься одним занятием;

  • уметь резать ножницами бумагу;
  • умеет считать до трех, знает значение слов много и мало;
  • начинает различать лево и право, но еще возможны ошибки;
  • правильно называет четыре основных цвета и ряд оттенков, при этом уже ориентируется в семи цветах спектра, знает черный и белый цвет, показывая на картинке по просьбе взрослого.

Игровая и творческая  деятельность

    У 2-3-летних детей появляются новые виды деятельности: игры, рисование, лепка, конструирование.
Играhttps://blogs.bebeshka.info/images/articles/2016-12-02_133949.jpg

     Главными в игре становятся действия, приближённые к реальности и совершаемые с игровыми предметами.

Примерно в 2,5 года действия распространяются на предметы-заместители.
      При самостоятельной игре ребенок, через повторение ранее увиденного,

может покачать и уложить куклу спать, покормить куклу или сверстника, нагрузить и перевезти машину.

Ребенок умеет:

  • играть со сверстниками; 
  • применяет ролевые разговоры в игре, имитируя различных персонажей
  •  играть со строительными материалами, им по плечу сделать знакомые простые объекты: гараж, забор, башенки, домики, дорогу и после с ними играть.  

   Желательно, чтобы у малыша были разные строительные наборы:              из разных форм, тематические, крупные варианты «Лего».

Лепка и рисование

     Ребёнку становятся доступными новые виды деятельности, такие как лепка и рисование.                                                Он усваивает, что с помощью карандаша или пластилина можно многое изобразить, поэтому к трём годам у него получаются шарики, дождик, дорожки, он лепит лепёшки, колечки, палочки.

   В процессе работы ребёнок вырабатывает отношение к окружающим его явлениям и людям, поэтому его поведение становится более разнообразным.

Навыки личной гигиены

        Двухлетний ребенок уже довольно самостоятельный, и многие родители стремятся привить своему малышу навыки самообслуживания и личной гигиены. Если с умом подойти к этому вопросу, то в 2 года ребенок будет уметь самостоятельно:

  • умываться;
  •  мыть руки с мылом;
  •  чистить зубы;
  • ходить на горшок.

      Приучение к горшку для многих является проблемой. Кто-то пытается насильно сажать ребенка  на горшок, а кто-то не придает этому значения. Ученые выяснили, что дети начинают сами стремиться ходить на горшок в возрасте 1,5-2 года. До этого времени малыши только учатся управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Поэтому не стоит ругать ребенка за мокрые штаны. Если малыш сам захотел и сел на горшок, обязательно похвалите его. Кто-то приучается к горшку быстро, а кто-то  постоянно писает в штаны. Проявите терпение, он обязательно научится ходить на горшок.

      Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте. Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.

      Чем раньше вы начнете развивать логическое мышление, которое базируется на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.

Подготовила воспитатель:

Лозманова Елена Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребенок в 3- 4 года.

Математика, развитие речи, развитие мышления, памяти, внимания, окружающий мир....

Что должен знать и уметь ребенок в 2-3 года

Что должен знать и уметь ребенок к концу 3-го года....

Что должен знать и уметь ребенок в 3 - 4 года

Материал содержит информацию о том, какими знаниями и умениями должен владеть  ребенок на конец года во 2 младшей группе...

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года "

          Консультация для родителей .  «Что должен уметь и знать ребенок в 3-4 года?» Любой из родителей хочет, чтобы его маленький человечек был...

Памятка для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к концу учебного года в средней группе"

Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических ...

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к концу учебного года?" 2 младшая группа

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к концу учебного года?"  2 младшая группа...

Что должен знать и уметь ребенок к концу учебного года в старшей группе детского сада

Уважаемые родители, предлагаю ознакомиться с информацией о том, что должны знать и уметь ваши дети к концу учебного года. Это поможет нам заполнить существующие пробелы в знаниях и подготовить детей к...