Как помощь неговорящему ребенку?
консультация
Рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_negovoryashchemu_rebyonku.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как помочь неговорящему ребёнку»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и мы педагоги хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к нам обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребёнка отражает социальную среду в которой он растёт. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:
- Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
- Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
- Правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции;
- Формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
- способность говорить;
- способность понимать сказанное.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать.
Причины задержки в развитии речи детей различны:
- недостатки педагогических воздействий;
- стрессы, психические заболевания;
- состояние его анамнеза;
- отклонения в строении артикуляционного аппарата;
- частые заболевания малыша, ослабляющие его организм,
- сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении и другие.
Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.
Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невролога, логопеда, психолога, что в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития детей.
Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не на столько, чтобы они могли, как говорится, “забить” плохо говорящего ребенка своими умениями. Малыши с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.
-На первых порах лучше вообще не требовать от ребёнка речевой отдачи.
-Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи», «повтори», строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми.
Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа “Делай, как я” (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а в последствии - на речевое подражание.
-Не фиксируйте внимание своё, ребёнка и окружающих на его дефекте. Никогда не говорите ему, что он не хочет или не может говорить. Хвалите за любую его инициативу, пусть и не речевого характера.
- Что мы достали? Шапку. Что это? Шапка. Что мы надели? Шапку.
- Больше говорите с такими детьми, озвучивайте все действия Например, выход на прогулку сопровождается словами взрослого:
- Что мы достали? – Шубу. Что это? Шуба. Что мы надели? Шубу.
- Что мы достали? Сапоги и т. д.
Названия предметов произносятся в замедленном темпе, многократно проговариваются. Проговаривание используется только при действии с предметом. Просто так слова проговаривать бесполезно. Так может продолжаться несколько дней.
Постепенно ребёнка поощряют к вступлению в диалог – для этого взрослый делает всё более и более длительные паузы (до 5-10 сек.) Например: принеси машинку. Что ты принёс?. Это машина… Смотри на меня и слушай: машина. Давай вместе: ма-ши-на.
Желательно, чтобы при общении ребёнок смотрел в глаза взрослому, это даёт возможность зафиксировать внимание ребёнка на работу артикуляционного аппарата (движения губ, языка). Одно и тоже слово можно проговорить ребёнку на ушко, либо прохлопать ритм слова по его ручке. И пусть ребёнок ещё не повторил слово, а только внимательно следил глазами за движениями ваших губ, важнее, что он сделал первый шаг, он проявил заинтересованность в процессе.
Обратите внимание, что эта работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. И второе важное условие – ребёнок не должен догадываться, что вы его учите говорить, занимаетесь с ним развитием речи.
1. Развиваем понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка? », «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то, что ребёнку доступно.
-Не дожидаясь, пока ребёнок начнёт сам вступать в речевой контакт, развивайте мыслительные процессы, начинайте учить его различать предметы по размеру (покажи большой мяч – маленький мяч, соотносить цвета, форму (дай такое же ведёрко, как у меня, количество (покажи один – покажи много) .
2. Развиваем слуховое внимание:
- Определение источника звука (игры с музыкальными инструментами) ;
- Пробуждение интереса к звукам окружающего мира (послушаем тишину; что там шумит.) ;
- Воспроизведение тихих и громких звуков;
- Развитие умения повторить ритм ( постучать так же) ;
3. Выполняем вместе с ребенком артикуляционную и пальчиковую гимнастку. (чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, улучшает понимание обращённой речи, обогащает словарь и очень нравиться детям).
Двигательное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, подготавливают ребёнка к рисованию, письму.
Заранее рисуем на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладем на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложим ребенку посмотреть рисунок на просвет.
Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
Выполняем совместно с ребенком элементы массажа:
«Смешная песенка».Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на. Б-Б-Б. Движения пальцев вправо, влево.
«Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.
«Любопытный язычок».Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
«Накажем язычок».Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки. та-та-та.
4. Участвуем в формировании фразовой речи:
• Побуждаем к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий) ;
Игры для развития мелкой моторики (пальцев рук)
1.Сортировка мелких предметов.Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
2. Бусы .Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.
3.Сортировка семян.Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета, либо захватывая семечко пальчиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Служба ранней помощи с неговорящими детьми младшего возраста.
Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне сущест...
Развитие речи неговорящих детей. В помощь родителям.
Ребенку нужно научиться: Подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы. Обучение ребенка произнесению простых звуковых комплексов и звукоподражаний животных – хор...
Сертификат Активизация речи "неговорящих" детей с помощью интерактивных и настольных игр
Сертификат Активизация речи "неговорящих" детей с помощью интерактивных и настольных игр...
Конспект занятия с неговорящими или временно неговорящими детьми дошкольного возраста на тему: «Профессии»
Конспект занятия, направленный на развитие альтернативной коммуникации с неговорящими детьми....
Консультация для родителей "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей"
Представляю вашему вниманию метода альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS для детей с РАС...
Памятка для родителей в консультативном пункте в рамках ранней помощи "Как развивать речь у малоговорящих и неговорящих детей"
В памятке приведены этапы постепенного развития речи ( с чего начинать и чем закончить)...
Консультация для родителей в консультативном пункте в рамках ранней помощи «Рекомендации для родителей неговорящих детей»
Представлены игры для безречевых детей...