Игры для развития эмоционального интеллекта у дошкольников
статья (старшая группа)

Полевая Ирина Евгеньевна

Игры для развития эмоционального интеллекта у  дошкольников 

 

 

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития эмоционального интеллекта у младших дошкольников.

Эмоциональный интеллект — это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний. Понимая и принимая свои эмоции ребенок может эффективно и гармонично взаимодействовать с окружающим миром.

Развитие у детей эмоционального интеллекта является одной из ведущих задач дошкольного учреждения. Ведь если ребенок понимает свои эмоции и их причины, то может легче их контролировать, перестраивать свое поведение по отношению к сверстникам, взрослым, проявлять эмпатию, сочувствие, сопереживание.

В развитии эмоционального интеллекта можно выделить два направления:

  1. Понимание собственных эмоций и управление своим поведением
  2. Понимание чувств других людей.

Чем младше ребенок. Тем чаще его поведением управляют сильные эмоции. Например, отобрали игрушку – в ответ ребенок может начать драку, громко кричать, плакать, кусаться. Его переполняют эмоции – злость, обида, грусть. Это может перейти в истерику, так как ребенок не понимает, что с ним происходит и не знает, как выйти из данного состояния. Работа с младшими дошкольниками направлена именно на умение распознавать и понимать собственные эмоции, поиск путей для выхода из сильных эмоциональных состояний.

Для знакомства детей 3-4 лет с эмоциями мною в работе использовались следующие игры:

  1. «Назови эмоцию». У педагога в руках несколько карточек, на которых изображены эмоции (радость, грусть, злость, испуг, удивление). Педагог показывает ребенку одну карточку и просит назвать нарисованную эмоцию, а также обосновать свой ответ.
  2. «Покажи эмоцию». Игра может проводиться с группой детей. Педагог называет эмоцию, а задача детей попробовать изобразить эту эмоцию. Если детям сложно справиться с задачей, можно использовать карточки с изображением эмоций и подкреплять словесное задание показом карточки.
  3. «Угадай эмоцию». Эта игру возможно ввести, когда хорошо освоены первые две, и дети узнают основные эмоции, умеют их называть и показывать. Для игры используется ото же набор с карточками, изображающими эмоции. Одному из детей, пусть он будет водящим, педагог показывает карточку с изображенной на ней эмоцией и предлагает изобразить ее. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию изображает водящий. Тот, кто угадал, становится водящим.
  4. «Я удивлюсь, если…» Для этой игры понадобится мяч или мягкая игрушка, которую можно передавать. Дети садятся в круг, в руках у педагога мяч. Педагог первым придумывает ситуацию, которая бы его удивила. Например: «Я удивлюсь, если зимой зацветут цветы». Далее педагог передает мяч любому ребенку и просит его придумать ситуацию. Возможны варианты данной игры: «Я обрадуюсь, если…», «Я огорчусь, если…».
  5. «Подари улыбку». Организация такая же, как в предыдущей игре. Суть игры в том, что ребенок передает мяч любому участнику игры и улыбается ему – дарит улыбку. Игра способствует сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения. Ее хорошо использовать в начале либо в конце занятия.
  6. «Комплименты». Игра может проводится в парах, в подгруппах или со всей группой. Задача ребенка сказать комплимент любому из играющих. Если в начале детям трудно даются комплименты, педагог может помогать наводящими вопросами: «Кому ты хотел бы сказать что-то приятное?», «Что тебе нравится в Кате?». В конце игры следует обсудить с ребятами, что было приятнее, получать комплименты или говорить их. Игра также способствует снятию эмоционального напряжения и способствует сплочению коллектива.
  7. «Ситуации». Педагог предлагает детям разобрать вместе разные ситуации. На первых этапах лучше использовать личный опыт ребенка. Например: «Ты ел мороженное и вдруг оно упало на землю. Какие чувства ты испытаешь?» Далее можно переходить на третье лицо: «На празднике всем раздавали конфеты, а одному мальчику на хватило. Что он испытывает?» Также для этой игры можно использовать сюжетные картинки с изображением жизненных ситуаций. В этом случае играющим предлагается разобрать ситуацию: рассказать, что случилось и как случившееся повлияло на участников ситуации, какие чувства они могут испытывать.
  8. «Нарисуй эмоцию». Для этого упражнения можно выбирать конкретные эмоции. Например, нарисуй вину, нарисуй радость, нарисуй злость. А можно предложить ребенку самому выбрать эмоцию и нарисовать ее, либо нарисовать то, что он сейчас чувствует. В этом случае педагог должен обсудить с каждым его рисунок: что нарисовано и почему.
  9. «Кошка и собака». Педагог предлагает детям превратиться в кошку и подражать ее действиям. Например: кошка довольна, она напилась молочка и греется на солнышке; кошка увидела собаку и испугалась, выгнула спину и шипит; кошка услышала шорохи и насторожилась, готовится охотиться на мышь; кошка гналась за мышкой, но та убежала в норку, кошка огорчилась. Аналогично можно предложить превратиться в собаку и проиграть такие эмоции, как злость (собака рычит), грусть (собака скулит), восторг (собака встретила хозяина).
  10. «Эмоциональный этюд». В эту игру можно начинать играть, когда дети хорошо справляются с предыдущими играми, умеют изображать и называть эмоции. Ход игры: педагог придумывает сценку или небольшую сказку, в которой герои каким-то образом проявляют эмоции. Задача детей разыграть сценку, изображая разные эмоции.

Чтобы маленький ребенок научился лучше понимать свои, а потом и чужие эмоции, взрослый (родители и педагог) должны проговаривать эмоции ребенка, объяснять, что он чувствует в той или иной ситуации. Проговаривание эмоций, игры на развитие эмоциональной сферы, обсуждение эмоций героев книг или мультфильмов, рассматривание и обсуждение сюжетных картин и ситуаций – все это заложит прочный фундамент в эмоциональной грамотности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...

«Музыкальные игры, как средство формирования и развития эмоционального интеллекта у дошкольников»

У детей особенные взаимоотношения с музыкальным творчеством. Они легко откликаются как на саму мелодию, так и на смысл текста, могут начать двигаться или даже танцевать. Вот почему дети очень любят му...

Игры для развития эмоционального интеллекта дошкольников у детей 5-6 лет.

Как развивать у  детей  умение распознавать эмоции по мимике и интонации (радость, грусть, страх, злость); изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению ...

Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников (3-6 лет)

Подборка разных игр на развитие эмоциональной сферы дошкольников...

Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников....

Дидактическая игра на развитие эмоционального интеллекта у дошкольников "Круг эмоций"

Данная игра предназначена для детей 4- 7 лет и педагогам для индивидуальных и коллективных работ с детьми. Играя, дети познакомятся с миром эмоций научатся определять и распознавать эмоциональное сост...

Консультация для родителей «Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников»

  Дошкольный возраст является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психических процессов, то есть это один из ключевых перио...