Игры для развития эмоционального интеллекта у дошкольников
статья (старшая группа)
Игры для развития эмоционального интеллекта у дошкольников
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igry_dlya_razvitiya_emotsionalnogo_intellekta_u_doshkolnikov.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития эмоционального интеллекта у младших дошкольников.
Эмоциональный интеллект — это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний. Понимая и принимая свои эмоции ребенок может эффективно и гармонично взаимодействовать с окружающим миром.
Развитие у детей эмоционального интеллекта является одной из ведущих задач дошкольного учреждения. Ведь если ребенок понимает свои эмоции и их причины, то может легче их контролировать, перестраивать свое поведение по отношению к сверстникам, взрослым, проявлять эмпатию, сочувствие, сопереживание.
В развитии эмоционального интеллекта можно выделить два направления:
- Понимание собственных эмоций и управление своим поведением
- Понимание чувств других людей.
Чем младше ребенок. Тем чаще его поведением управляют сильные эмоции. Например, отобрали игрушку – в ответ ребенок может начать драку, громко кричать, плакать, кусаться. Его переполняют эмоции – злость, обида, грусть. Это может перейти в истерику, так как ребенок не понимает, что с ним происходит и не знает, как выйти из данного состояния. Работа с младшими дошкольниками направлена именно на умение распознавать и понимать собственные эмоции, поиск путей для выхода из сильных эмоциональных состояний.
Для знакомства детей 3-4 лет с эмоциями мною в работе использовались следующие игры:
- «Назови эмоцию». У педагога в руках несколько карточек, на которых изображены эмоции (радость, грусть, злость, испуг, удивление). Педагог показывает ребенку одну карточку и просит назвать нарисованную эмоцию, а также обосновать свой ответ.
- «Покажи эмоцию». Игра может проводиться с группой детей. Педагог называет эмоцию, а задача детей попробовать изобразить эту эмоцию. Если детям сложно справиться с задачей, можно использовать карточки с изображением эмоций и подкреплять словесное задание показом карточки.
- «Угадай эмоцию». Эта игру возможно ввести, когда хорошо освоены первые две, и дети узнают основные эмоции, умеют их называть и показывать. Для игры используется ото же набор с карточками, изображающими эмоции. Одному из детей, пусть он будет водящим, педагог показывает карточку с изображенной на ней эмоцией и предлагает изобразить ее. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию изображает водящий. Тот, кто угадал, становится водящим.
- «Я удивлюсь, если…» Для этой игры понадобится мяч или мягкая игрушка, которую можно передавать. Дети садятся в круг, в руках у педагога мяч. Педагог первым придумывает ситуацию, которая бы его удивила. Например: «Я удивлюсь, если зимой зацветут цветы». Далее педагог передает мяч любому ребенку и просит его придумать ситуацию. Возможны варианты данной игры: «Я обрадуюсь, если…», «Я огорчусь, если…».
- «Подари улыбку». Организация такая же, как в предыдущей игре. Суть игры в том, что ребенок передает мяч любому участнику игры и улыбается ему – дарит улыбку. Игра способствует сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения. Ее хорошо использовать в начале либо в конце занятия.
- «Комплименты». Игра может проводится в парах, в подгруппах или со всей группой. Задача ребенка сказать комплимент любому из играющих. Если в начале детям трудно даются комплименты, педагог может помогать наводящими вопросами: «Кому ты хотел бы сказать что-то приятное?», «Что тебе нравится в Кате?». В конце игры следует обсудить с ребятами, что было приятнее, получать комплименты или говорить их. Игра также способствует снятию эмоционального напряжения и способствует сплочению коллектива.
- «Ситуации». Педагог предлагает детям разобрать вместе разные ситуации. На первых этапах лучше использовать личный опыт ребенка. Например: «Ты ел мороженное и вдруг оно упало на землю. Какие чувства ты испытаешь?» Далее можно переходить на третье лицо: «На празднике всем раздавали конфеты, а одному мальчику на хватило. Что он испытывает?» Также для этой игры можно использовать сюжетные картинки с изображением жизненных ситуаций. В этом случае играющим предлагается разобрать ситуацию: рассказать, что случилось и как случившееся повлияло на участников ситуации, какие чувства они могут испытывать.
- «Нарисуй эмоцию». Для этого упражнения можно выбирать конкретные эмоции. Например, нарисуй вину, нарисуй радость, нарисуй злость. А можно предложить ребенку самому выбрать эмоцию и нарисовать ее, либо нарисовать то, что он сейчас чувствует. В этом случае педагог должен обсудить с каждым его рисунок: что нарисовано и почему.
- «Кошка и собака». Педагог предлагает детям превратиться в кошку и подражать ее действиям. Например: кошка довольна, она напилась молочка и греется на солнышке; кошка увидела собаку и испугалась, выгнула спину и шипит; кошка услышала шорохи и насторожилась, готовится охотиться на мышь; кошка гналась за мышкой, но та убежала в норку, кошка огорчилась. Аналогично можно предложить превратиться в собаку и проиграть такие эмоции, как злость (собака рычит), грусть (собака скулит), восторг (собака встретила хозяина).
- «Эмоциональный этюд». В эту игру можно начинать играть, когда дети хорошо справляются с предыдущими играми, умеют изображать и называть эмоции. Ход игры: педагог придумывает сценку или небольшую сказку, в которой герои каким-то образом проявляют эмоции. Задача детей разыграть сценку, изображая разные эмоции.
Чтобы маленький ребенок научился лучше понимать свои, а потом и чужие эмоции, взрослый (родители и педагог) должны проговаривать эмоции ребенка, объяснять, что он чувствует в той или иной ситуации. Проговаривание эмоций, игры на развитие эмоциональной сферы, обсуждение эмоций героев книг или мультфильмов, рассматривание и обсуждение сюжетных картин и ситуаций – все это заложит прочный фундамент в эмоциональной грамотности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...
«Музыкальные игры, как средство формирования и развития эмоционального интеллекта у дошкольников»
У детей особенные взаимоотношения с музыкальным творчеством. Они легко откликаются как на саму мелодию, так и на смысл текста, могут начать двигаться или даже танцевать. Вот почему дети очень любят му...
Игры для развития эмоционального интеллекта дошкольников у детей 5-6 лет.
Как развивать у детей умение распознавать эмоции по мимике и интонации (радость, грусть, страх, злость); изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению ...
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников (3-6 лет)
Подборка разных игр на развитие эмоциональной сферы дошкольников...
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников....
Дидактическая игра на развитие эмоционального интеллекта у дошкольников "Круг эмоций"
Данная игра предназначена для детей 4- 7 лет и педагогам для индивидуальных и коллективных работ с детьми. Играя, дети познакомятся с миром эмоций научатся определять и распознавать эмоциональное сост...
Консультация для родителей «Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников»
Дошкольный возраст является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психических процессов, то есть это один из ключевых перио...