Прививаем любовь к чтению
консультация (средняя группа)
«Прививаем детям любовь к чтению»
- Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.
- Иногда детям очень трудно начать читать новую книжку. Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
- Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
- Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
- Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
- Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов
- Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
- Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
- Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
- Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
- Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.
Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы.
«Книжки в Вашем доме»
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.
Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
! | Помните, что очень большое количество книг не воспитывают прямо пропорционально нужные качества. |
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:
- разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
- игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
- лото или домино «Герои любимых сказок»;
- пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
- отгадай загадку – найди отгадку;
- диски с аудиозаписями различных детских произведений;
- сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
- материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
- чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.
Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.
Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_k_chteniyu.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Прививаем детям любовь к чтению»
- Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.
- Иногда детям очень трудно начать читать новую книжку. Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
- Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
- Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
- Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
- Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов
- Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
- Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
- Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
- Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
- Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.
Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы.
«Книжки в Вашем доме»
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.
Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
! | Помните, что очень большое количество книг не воспитывают прямо пропорционально нужные качества. |
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:
- разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
- игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
- лото или домино «Герои любимых сказок»;
- пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
- отгадай загадку – найди отгадку;
- диски с аудиозаписями различных детских произведений;
- сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
- материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
- чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.
Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.
Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как прививать любовь к чтению
как помочь ребенку заинтересоваться книгой...
Консультация для родителей - Прививаем любовь к чтению
Советы о том как и чем стимулировать интерес ребенка к чтению...
Консультация для родителей "Прививаем любовь к чтению"
Консультации для родителей, которыми могут воспользоваться воспитатели всех возрастных групп.Цель: помочь родителям понять какую роль играет книга в развитии ребенка....
"Прививаем любовь к чтению"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей" Прививайте любовь к чтению"
цель: повышать компетентность родителей в вопросах привития любви детей к чтению книг....
Прививаем любовь к чтению. Консультация для родителей
Современные родители сталкиваются с проблемой, что их дети самого разного возраста на любят читать, предпочитая чтение компьютерным, телефонным играм, просмотру телевизора, ......
Прививаем любовь к чтению.
Материал будет интересен родителям,к оторые хотят привить интерес и любовь своим детям к чтению литературы....