Консультации для родителей Организация правильной речевой среды в семье
консультация
Многие родители считают, что развитие речи – это очень сложно. И что чтобы развивать речь ребенка надо обязательно накупить горы литературы, тщательно и длительно готовить и проводить с ним дома «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр, игрушек и «учебников» для малышей.
И при этом не факт, что ребенку будет интересно с ними и с Вами заниматься. Дома у многих в результате возникают горы ненужной литературы – вроде бы полезной, но ребенок категорически не желает по ней заниматься, ему неинтересно! А ведь заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних затрат денег и сил – просто «по пути». И получать замечательный результат!
Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_pravilnoy_rechevoy_sredy_v_seme.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильная организация речевой среды в семье
Многие родители считают, что развитие речи – это очень сложно. И что чтобы развивать речь ребенка надо обязательно накупить горы литературы, тщательно и длительно готовить и проводить с ним дома «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр, игрушек и «учебников» для малышей.
И при этом не факт, что ребенку будет интересно с ними и с Вами заниматься. Дома у многих в результате возникают горы ненужной литературы – вроде бы полезной, но ребенок категорически не желает по ней заниматься, ему неинтересно! А ведь заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних затрат денег и сил – просто «по пути». И получать замечательный результат!
Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка.
Не волнуйтесь! Всё необходимое для развития речи есть в каждой семье – Ваш голос и Ваша любовь к ребенку, стулья и кровать, посуда и игрушки, книжки, природа за окном, книжки, цветная бумага, мыло и другие бытовые мелочи, семейные праздники и многое другое. Всё просто, доступно, всегда под рукой, а эффект дает потрясающий, если знать, как это использовать!
Развитие речи – это не только правильное звукопроизношение, это еще и:
- умение точно, ярко, метко, образно выразить свою мысль,
- отстоять корректно своё мнение и обосновать его,
- умение слушать и слышать собеседника и вести диалог с ним,
- умение сравнивать, обобщать, делать выводы, найти суть и отличить ее от неважных деталей и многое другое.
И закладывается всё это в обычном общении с малышом в дошкольные годы.
Важно:
- Не пытайтесь сразу «впихнуть» как можно больше новых способов в свой режим дня и обрушить это на ребенка. Начните с 1- 2-3 способов, используйте их постоянно, а когда они начнут получаться у Вас легко и приносить удовольствие, добавьте к ним еще 2 способа. И так далее. Постепенно это войдет в привычку общения с малышом и Вы даже будете удивляться, как Вы раньше общались с ребенком по-другому! И увидите явный результат в речи малыша, в том, как он стал выражать свои мысли и чувства.
- Постоянное использование способов по максимуму и всеми членами семьи рекомендовано в случае задержки в речевом развитии малыша. Не нацеливайтесь в этом случае на мгновенный результат. Идите маленькими шажками. При задержке речевого развития чрезвычайно важно постоянное многократное повторение одних и тех же способов и одних и тех же слов в типичных (привычных малышу) постоянно повторяющихся ситуациях. Здесь нельзя «прыгать» от одного способа к другому (взялись - бросили – снова взялись), здесь нужно постоянство и система в применении. Тогда они дадут очень сильный положительный результат через несколько месяцев. Начинайте с комментирования в ходе всего дня и договаривания фраз, а потом присоединяйте другие способы.
- Однократное применение способа результата не даст – это нужно понимать! Ребенку нужно время, чтобы «подрасти» и «созреть» до нового уровня речевого развития. Ведь речь тесно связана с развитием мышления малыша! Не сразу всё будет получаться, надо просто помогать малышу и не спешить – дать ему время освоиться с новыми задачами. И всё получится!
Способ №1 Комментирование действий (для детей от 0 до 7 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
- обогащение словарного запаса ребенка - накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов) -.ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова | Для малышей: Стихи и потешки для сопровождения общения с ребенком (купание, кормление, одевание и т.д.). Как правильно подобрать и рассказывать потешки детям, чтобы они действительно развивали речь ребенка можете посмотреть здесь Для детей постарше: -называем вслух предметы, признаки, действия, детали предмета и его назначение -многократно повторяем новое слово в разном контексте: «Вот какое полотенце-длинное, пушистое. А где Настино полотенце? У мамы полотенце большое, а у Насти? -задаем вопросы и даем паузу для ответа: «Какое дно у шкафа-гладкое или шероховатое?» (во время того, как разбираем вещи в ящике)
| Используем всегда: -во время купания (какое полотенце-мягкое, пушистое, большое, красивое…, мыло-душистое, ароматное, белое, овальное…, действия-намылим, смоем, вытрем, включим…, части тела) -во время одевания (называем одежду, ее части, признаки) -во время прогулки (какое время года, какая погода, каких животных и птиц видите, какие машины встречаются) -во время еды, сервировки стола (сравниваем чайные и столовые ложки, блюдце и тарелку, стакан и чашку) -во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер…) -не кухне (комментируем, что делаем) -в поездке (что видим за окном машины, автобуса) |
Способ №2 Употребление в повседневной речи обобщающих слов (с 2-3 лет до 7 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-уточнение словаря -умение точно и уместно употребить слово-понятие (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда…)
| Эффективно: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на тарелку», «Сделаем из овощей салат», «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д. Неэффективно: «Вот это положи туда», «Надень вот это» | Используем: -во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку») -во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки» -во время бытовых процессов («Давай вместе польем цветы: розы, тюльпаны, фиалки», «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис») |
Способ №3 «Непонимание речи малыша» (1-2 года) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-стимулировать активную речь ребенка
| Эффективно: если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?» Неэффективно: если на столе будут лежать однородные фрукты (например, яблоки) и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «яблоко». Малыш почувствует что Вы манипулируете им и начнет плакать или бунтовать. Эффективно: если на полке будут стоять разные книжки и в ответ на жест ребенка спросите: «Какую тебе книжку дать? Про зайчика? Да? Нет? Про курочку Рябу? Скажи - да? Нет?» Неэффективно: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «книжку». | -когда малыш обращается к Вам с просьбой - в специально созданных ситуациях Этот способ не сработает, если: -сразу дать желаемый предмет, не побуждая к речи и не проявляя терпеливость, -этот предмет находится в доступе ребенка, и он прекрасно может сам ее достать, -предмет непривлекателен для ребенка или у него нет сильной потребности в нем и он легко может от него отказаться. |
Способ №4 А как ты думаешь? (с 3 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие связной речи -умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать свое мнение | Эффективно: ребенок спрашивает «Почему завял цветочек?» - «А ты как думаешь?» При вопросе «Почему» не даем сразу готовый ответ, рассуждаем вместе с ребенком и даем возможность сначала ребенку ответить на его же вопрос самому Неэффективно: сразу отвечать на вопрос ребенка «не полили», «отцвел», «стало холодно» и т. д. | -всегда, когда ребенок задаем Вам вопросы -когда ребенок обращается к Вам с просьбой -в специально созданных ситуациях.
Для использования данного приема необходимо, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, он умел понятно для окружающих излагать свои мысли и активно говорить |
Способ №5Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел (2-4 года) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-уточнение словаря и его активизация -развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное -развивать умение делать выводы. Обобщать -развивать точность мышления и речи | -при одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки) -накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка-нет, чашка сделана из фарфора, стакан-из стекла) -дома сравниваем кресло и стул (Чем похожи: кресло и стул-мебель; у них есть сиденье, ножки, спинка. Чем отличаются: у кресла есть подлокотники, а у стула их нет) -во время прогулки сравниваем два дерева (кору, форму и цвет листьев, высоту, толщину ствола), куст и дерево (дерево высокое, куст низкий, у дерева один ствол, у куста несколько, у дерева ствол толстый, у куста стволы тонкие), два дома (количество этажей, из какого материала построен, цвет) и т.д | -во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан) -во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан) -во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат…) -во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы…) |
Способ №6 Точное называние всех предметов и их частей в речи взрослых, обращенных к ребенку (с 1 года) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие мышления и словаря -ребенок учится сравнивать предметы, выделять существенные признаки от несущественных | Правильно:«Сейчас будем пить чай. Поставь на стол чашки». Если ребенок ошибается и ставит стаканы или чашку и стакан, спросить «Разве это чашка? Есть у нее ручка? Что это? Да, это стакан. Удобно из стакана пить чай? Почему?» Неправильно:«Сейчас будем пить чай. Поставь на стол стаканы (кружки)» Правильно: «Надень брюки (шорты, гамаши)» Неправильно: «Надень штаны» | В ходе обычного общения с детьми в повседневном общении |
Способ №7 «Развернутый ответ» (с 3лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие связной речи -развитие умения понятно выражать и отстаивать свое мнение | Правильно: «Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл?» На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Мы стимулируем ребенка развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение Неправильно:«Ты ел в детском саду? Ты играл? Тебе интересно было сегодня в детском саду?». «Какое сейчас время года?» Задавая такие вопросы, ребенок будет давать односложные ответы. В таком общении речь не развивается. | -по дороге в детский сад и обратно («Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?») -дома, если вы с ребенком не виделись какое-то время («Как ты помогал бабушке?») -после совместного посещения театра, кинотеатра, циркового представления, выставки («Что тебе больше всего понравилось?А что не понравилось?») |
Способ №8 Общение с другими детьми вне занятий (с 2-3 лет, наиболее важно с 5 до 7 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие умения вести диалог -освоение детьми сложных предложений -в речи, обращенной сверстнику, ребенок употребляет в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем со взрослыми | -игры с правилами: подвижные (дети договариваются о том, в какую игру будут играть, выбирают водящих, проговаривают слова, предусмотренные игрой), театрализованные (договариваются, какой спектакль будут разыгрывать, распределяют роли, проговаривают реплики, слова, согласно своей роли) -сюжетно-ролевые игры (распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры…) -совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине…) | -во дворе -в семейном клубе -дома (с братьями и сестрами) -в играх дома с соседскими детьми
Важно: -имеется ввиду именно самостоятельное общение, а не их общение под руководством взрослого, который все планирует и организует за детей
-очень полезно общение с более старшими детьми по возрасту |
Способ №9 «Координация движений» (с первых месяцев жизни) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
Развитие речи тесно связано с развитием мозжечка, а значит, связано с развитием координации движений. В этих упражнениях мы не только развиваем движения, но и развиваем речь и создаем предпосылки для ее успешного усвоения. | Для самых маленьких: массаж и первые физические упражнения Затем:активное ползание по дому, хотьба, ходьба на небольшой высоте (по бревну, скамейке), пролезание через воротца или туннель, игры с мячом, активное пользование ложкой, самостоятельное одевание, подвижные игры на координацию движений… Для детей постарше:велосипед, коньки, ролики, лыжи, скакалка, «классики» и т. д. | -на прогулке -по возможности дома -на отдыхе -в спортивном клубе
|
Способ №10 Сундучок красивых слов из книг (с 3 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
Обогащение словаря ребенка образными выразительными словами. Малыш начинает обращать внимание на язык, красивые слова, будет учиться выделять их в потоке речи, а потом использовать в своей речи. | Пример таких слов: «туча занавесила небо», «Закричал на всю Ивановскую», «нос повесил», «вьется змейкой» Пример называния жанра, автора: «Я прочитаю тебе сказку (рассказ, былину, стихотворение - называем жанр). Она называется… Ее написал писатель… | Постоянно в ходе чтения или после прочтения книжки. Читая ребенку книжки, восхищайтесь красивыми образными выражениями, называйте их детям, называйте жанр и автора произведения. После прочтения можно собрать все красивые слова из прочитанного произведения в один сундучок. Кто вспомнил слово, кладет его в сундучок (т.е. кладет фишку). Задача – вспомнить после прочтения как можно больше таких образных слов и выражений. При затруднении можно перечитать текст еще раз. |
Способ №11 Домашний театр (с 3 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-Развитие связной речи -умение вести диалог -умение пересказывать текст по ролям -развитие творческих речевых способностей | Какие бывают театры http://www.maam.ru/detskijsad/teatry-byvayut-raznye.html с 2 лет - любые тематические наборы мелких фигурок. В 3 года-фигурки домашних животных и персонажей из бытовых сказок. В 5 лет-фигурки персонажей волшебных сказок. Как играть в домашний театр http://mamrabota.ru/razvitie-i-vospitanie-detej/domashnij-teatr-svoimi-rukami.html
http://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=72872#close
http://neposed.net/training-games/domashni-teatr.html
| Во время игр: Давайте фигурки театра ребенку в свободный доступ. Пусть он импровизирует с ними разные диалоги и сюжеты сам. К семейному или детскому празднику можно сделать небольшой спектакль-инсценировку как подарок другу или близкому человеку. Такой интереснее детям, чем обычный пересказ или занятия по тетрадкам, а развивает речь замечательно. |
Способ №12 Речевые игры в дороге (любой возраст) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
Любые задачи по развитию речи в зависимости от выбранной игры |
http://rodnaya-tropinka.ru/igry-v-doroge/
http://www.ds1524.ru/groops/gr2014/10gr/rechevie_igri_10gr.pdf
| По пути куда-либо пешком, в дороге на автомобиле, поезде, в очереди |
Способ №13 Моторное планирование (любой возраст) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие мелкой моторики и речи связаны, но не каждое упражнение для развития мелкой моторики ведет к развитию речи ребенка.
| Как их правильно отбирать для конкретного малыша, что такое моторное планирование читайте здесь http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-melkoj-motoriki/
http://rodnaya-tropinka.ru/palchikovaya-gimnastika/
http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm
| -Не тратьте время на упражнения в тех движениях, которые уже получаются у ребенка быстро и легко. Важно осваивать те движения, которые еще не получаются и доводить их до хорошего качества выполнения-легкого и точного. Пальчиковую гимнастику могут заменить лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги и природного материала, игры с мелкими деталями (мозаика и др.) -По максимуму привлекайте малыша к труду (застегивание своей одежды и обуви, протирание пыли, полив цветов, стирка кукольной одежды, мытье игрушек), который развивает мелкую моторику и сенсомоторную координацию |
Способ №14 «Письма» (с 4-5 лет) | ||
Зачем нужен этот способ | Пример | Когда можно использовать |
-развитие связной речи -развитие умения строить сложные предложения, связывать их в единый текст, выстраивать речь логично и понятно для собеседника
| Вы предлагаете ребенку написать письмо (кому и по какому поводу – обговариваете обязательно. Причем повод должен быть реальным, жизненным). Вы начинаете фразу, малыш ее заканчивает. Например, «Здравствуй… сегодня мы были… Сначала мы… Потом… И вдруг мы встретили…». Слыша постоянно связки между частями текста в Вашей речи, малыш постепенно их усвоит и начнет сам использовать в своих пересказах и рассказах. Ребенку важно наглядно видеть результат своей речи (оформить историю в виде письма, сказку - в виде самодельной книжки). Диктуя Вам, ребенок получает паузу для обдумывания следующего предложения, чего в обычной речи не бывает. В результате речь становится более развернута. | Можно -под диктовку ребенка написать письмо бабушке, папе, который в командировке знакомому человеку в больницу -записать сказку и оформить в виде книжки-самоделки (книжку со сказкой можно кому-нибудь подарить) -написать поздравление на открытке к празднику.
|
Желаю успехов и радостного общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!
Буду рада, если мои рекомендации помогли Вам в развитии Ваших малышей.
Материал подготовлен с сайта http://reshetnikova.pav8.caduk.ru/p3aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»
Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....
Консультация для родителей «Организация физкультурно-игровой среды в домашних условиях»
Физическое развитие – это активные движения, это здоровый образ жизни, это совершенствование двигательных навыков и умений. Оно должно приносить мышечную радость и желание заниматься. Задача взрослых ...
Консультация для родителей "Организация правильного сна для ребенка"
консультаия для родителей...
Консультация для родителей. "Организация правильного питания детей"
Консультация для родителей. "Организация правильного питания детей"...
Круглый стол для родителей «Организация правильного детского питания в семье»
Цель собрания: повышение педагогической грамотности родителей, активизация участия родителей в воспитании у детей привычки употреблять в пищу полезные продукты. Задачи:− укреплять здоровье ...
Консультация для родителей "Организация правильного питания в семье".
Лучше чсех знают и чувствуют ребенка только его родители. Их любовь и интуиция, а также семейные традиции помогают воспитывать ребенка правильно. Но вот вопрос: откуда же возникают проблемы? Почему ма...
Консультация для родителей "Организация правильного питания в детском саду и дома"
Консультация для родителей "Организация правильного питания в детском саду и дома"...