Роль семьи в развитии речи ребенка.
консультация
Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том, как должно идти речевое развитие в норме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_razvitii_rechi_rebenka.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в развитии речи ребенка
Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том, как должно идти речевое развитие в норме:
Речевое развитие ребенка на пятом году
Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500— 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (экскаватор). Воспитатель вместе с введением в активный словарь детей новых слов углубляет понимание смысла употребляемых, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.
Грамматический строй. У детей пяти-шести лет увеличивается не только словарь, но и фраза. Дети употребляют слова в различных грамматических формах, выражают свои мысли в основном простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями.
Дыхание. Ребенок 4-6 лет в ходе одного речевого выдоха способен произносить простые фразы, включающие в себя 3-4 слова с актуальной для него лексикой, стихотворные тексты с короткими строчками.
Звукопроизношение. В возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков:
1) не всегда шипящие произносятся четко;
2) р заменяется л или й;
3) л заменяется л';
4) характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков. Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно произносят свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), звонкие (в, б, г, д) и глухие (ф, п, к, т) звуки, но в речи они их еще могут смешивать, т. е. вместо одного звука употребляют другой («у Маши сарф»).
Речевое развитие ребенка на шестом году.
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает. В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей.
Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры. Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению.
Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Речевое развитие ребенка на седьмом году.
У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок - 85%. Это объясняется тем, что «ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений» Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания». Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.
А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы. На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.
В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важная роль семьи в развитии речи ребенка
Речь ребенка формируется на примере речи, звучащей в его семье....
Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»
Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детск...
Роль семьи в развитии речи ребенка
Консультация для родителей....
Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста (2-3 года)
Консультация для родителей...
Роль семьи в развитии речи ребенка.
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности....
родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"
Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...
"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...