Организация самостоятельной деятельности детей второго года жизни
консультация (младшая группа)

Тухбатуллина Гульназ Сагмановна

Самостоятельность — необходимое и ценное качество, которое в течение жизни не раз пригодится ребенку. Уже к полутора годам у малыша возникает стремление к самостоятельности, когда на предложение родителей помочь в чем-то он отвечает: «Нет! Я сам!» Проявление самостоятельности у детей является естественным проявлением стремления к личностному развитию. Необходима постоянная поддержка инициативы самостоятельности детей, боле того, на этой платформе можно выстраивать доверительные взаимоотношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной деятельности

 детей второго года жизни

C:\Users\1\Downloads\1206032_1.jpeg

      Самостоятельность — необходимое и ценное качество, которое в течение жизни не раз пригодится ребенку. Уже к полутора годам у малыша возникает стремление к самостоятельности, когда на предложение родителей помочь в чем-то он отвечает: «Нет! Я сам!» Проявление самостоятельности у детей является естественным проявлением стремления к личностному развитию. Необходима постоянная поддержка инициативы самостоятельности детей, боле того, на этой платформе можно выстраивать доверительные взаимоотношения.

      Большинство родителей, чтобы ускорить процесс сбора на прогулку, из-за сомнений в возможностях ребенка и по разным другим причинам стремятся сделать все за него. Таким образом, родители вредят своему малышу, так как лишают его проявления самостоятельности, подрывают веру в собственные силы, приучают к тому, что другие сделают все за него. Действительно, в самом раннем возрасте ребенок довольно сильно связан с родителями, он даже психологически не отделяет себя от них, но с течением времени, а именно когда у него развивается речь и совершенствуется предметная деятельность, малыш постепенно начинает отдаляться от мамы и папы. Естественно, что даже в это время он не может полностью себя обслуживать и нуждается в родительской поддержке, в объяснении всех жизненных моментов. Теперь ребенок все чаще употребляет местоимение «Я», собственное имя для него становится более значимым, а после двух лет он все чаще говорит: «Я сам!» Если родители правильно воспользуются таким его стремлением к самостоятельности, то уже на втором году жизни смогут научить ребенка элементарным действиям: одеваться-раздеваться, умываться.

 Основная ошибка родителей в воспитании детской самостоятельности заключается в повышенной опеке над ребенком и самоустранении от поддержки его действий. Формирование самостоятельности у детей младшего возраста следует начинать с поощрения любых проявленных инициатив. В основе успеха лежит поддержка инициативы самостоятельности у детей дошкольного возраста в любых делах, действиях и поступках.

       Если родители станут подавлять стремление своего ребенка к самостоятельности, это может привести к определенным осложнениям в их отношениях. Развитие инициативы самостоятельности у детей дошкольного возраста часто сталкивается с различными подводными камнями. Взрослые должны быть готовы к таким периодам в жизни ребенка, так как конфликты, развивающиеся у него внутри, могут найти довольно бурный выход (в истериках, капризах, отрицании родителей и др.). Первый вид протеста против родителей — это негативизм. В данном случае ребенок не просто не слушается и не выполняет просьбы взрослых, а стремится все делать наоборот. Далее такое поведение перерастает в упрямство (важно не перепутать его с настойчивостью). Когда ребенок упрямится, то настаивает на своем лишь потому, что ему так хочется. Еще в характере проявляется строптивость. Малыш отрицает все, что он делал ранее, протест направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни. Развивается своеволие, когда ребенок все хочет делать сам, отвергает помощь взрослых и добивается самостоятельности даже в тех сферах, в которых еще мало что понимает и умеет. Может также наблюдаться бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. В таком случае ребенок постоянно вступает в конфликты с взрослыми, ведет себя по отношению к ним агрессивно, в его речи проскальзывают бранные слова в адрес родителей. Меняется отношение ребенка к игрушкам, он может начать замахиваться на них, отказываться играть с ними, как будто они живые.

C:\Users\1\Downloads\s_5fb4a2bee23f0.gif

          Если вы заметили, что ваш малыш стремится к самостоятельности, то перед вами встает вопрос: а что же может делать мой ребенок сам, а для чего он еще мал? Воспитание детей младшего возраста к самостоятельности самообслуживания является важнейшим шагом в подготовке малыша к садику и школе.   Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего мозга. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

     Во втором году жизни формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется его поведение.  Освоение ходьбы дает возможность для непосредственного общения с окружающим миром, что способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно – действенного мышления малыша. Ребенок много двигается, легко вступает в контакт со знакомыми людьми. Для его поведения характерна и неустойчивость; на фоне эмоционального подъема (радуется, смеется) он может неожиданно заплакать. В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, сочувствие к сверстникам.  Ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении со взрослым, а также первые волевые качества (стремление к результативности действий).

     Увеличивается период бодрствования от 2,5 – 3 ч до 5 – 5,5 ч. Увеличивающаяся выносливость организма дает возможность ребенку более длительно заниматься одним видом деятельности. В начале второго года ребенок может уделять одному и тому же делу 3 – 5 мин, а к концу – до 7 -10 мин, но если занятие для него интересно, то и больше.

     Главные достижения малыша на втором году жизни: интенсивное формирование понимания речи взрослого и активная речь самого ребенка; дальнейшее сенсорное развитие; формирование игровой деятельности, действий с предметами и движений; навыков самостоятельности.

     Что же характерно для сенсорного развития ребенка второго года жизни? Дети встречаются с разнообразием предметов  природе и  быту. Они действенным путем познают различные свойства предметов и явления: песок сыпучий, цветы яркие, сухие листья под ногами шуршат, снег скрипит, у ели колючие ветки. Играя с различными дидактическими игрушками, дети учатся сравнивать, различать качества предметов (форма, величина, цвет).

     Для детей второго года жизни характерна обостренность восприятия. Ничто не проходит мимо их внимания: животные, птицы, транспорт, игрушки, украшение на мамином платье.  Мозг малыша получает новую информацию, которая необходима для его развития.  

      На втором году жизни у ребенка совершенствуется понимание речи, функция обобщения, он учится подражать словам и фразам взрослого; расширяется активный словарь; формируется способность ребенка подражать словам, которые произносит взрослый.        

     Особое значение для ребенка второго года жизни имеет развитие его игровой деятельности и действия с предметами. Действуя с предметами, ребенок на практическом уровне знакомится с их свойствами, учится сравнивать, сопоставлять; действуя так, он мыслит. Постепенно в игре формируется мышление, ребенок может использовать предметы – заместители. К концу второго года жизни в игре детей появляются некоторые согласованные действия: играя, они кормят друг друга, вместе строят, рассматривают книги.

      На втором году жизни наблюдаются определенные виды самостоятельной игровой деятельности детей. Это игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка), влезание на горку и слезание с нее, на улице зимой катание на санках и др.

C:\Users\1\Downloads\план лор1.jpg

     Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша. Она проявляется прежде всего в рассматривании окружающего, затем в наблюдении, рассматривании картинок, книг. Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего, малыш много действует с предметами - со строительным материалом, с дидактическими игрушками, конструктором, со складными картинками, молоточками, забивая шарики в отверстия. У ребенка наблюдаются предметно – игровые условные действия с игрушками – куклой, собакой, зайчонком, мишкой, воспроизводя  разученные действия или отображая то, что сами часто видят в жизни.

     Во время самостоятельной деятельности малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми: демонстрирует результаты своей деятельности, просит вместе посмотреть книги, что- то нарисовать, достать, починить.

     Если ребенок не может найти себе дело, взрослый должен обучать его действиям, которыми тот еще не овладел, переключать с одного вида деятельности на другой, усложнять ее. Большое внимание необходимо уделять формированию положительных взаимоотношений между детьми: учит не мешать играм друг друга, вызывает интерес к ним, поощряет умение играть рядом в совместные игры, развивает доброжелательность, сочувствие, помощь, умение делиться игрушками.

     Совместные с ребенком игры открывают большие возможности для формирования личности малыша, проявления им инициативы, самостоятельности, любознательности. Под руководством взрослого ребенок учится выполнять его определенные требования: собрать игрушки, разложить по местам, не отбирать у других детей игрушки.

     Показатели правильно и хорошо организованной самостоятельной деятельности детей: их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения друг с другом, частые обращения ребенка ко взрослому по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, которые сопровождают самостоятельную деятельность ребенка.

Сфера деятельности таких деток совершенно различна и многообразна, воспитание самостоятельности у детей раннего возраста можно начинать с таких сфер, как:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • пользоваться ложкой и вилкой;
  • помогать взрослым, выполняя простые поручения: например, помогать накрывать на стол, убирать грязную посуду;
  • наводить порядок в комнате, убирать за собой одежду и игрушки.

C:\Users\1\Downloads\5fefb6636e307e070244fba77da16a4f.jpeg

 Естественно, что навыки самообслуживания не возникают сами по себе, поначалу ребенку потребуется помощь взрослых. Проводя развитие самостоятельности у детей раннего возраста, именно они должны создать определенные условия для проявления самостоятельности. Какие, спросите вы? Например, можно обустроить малышу вешалки для одежды и полотенец на удобном для его роста уровне, выделить определенное место для хранения его туалетных принадлежностей, игрушек.

       Встречаются и такие случаи, когда ребенок не проявляет стремления к самостоятельной деятельности. Что же делать родителям в таком случае?

 В данной ситуации взрослым придется проявлять большую строгость в воспитательном процессе. Естественно, что в таком возрасте всякое обучение должно происходить в игровой форме, но нужно еще и правильно подобрать время для этого. Утром, когда все спешат, лучше воздержаться от процесса обучения, а вот после обеда уже можно ненавязчиво, в игре, начинать учить ребенка завязывать шнурки, застегивать пуговички, мыть посуду и пр. Но тут тоже стоит следить, чтобы у малыша не закреплялись плохие привычки, например медлительность. Если вы видите, что ребенок долго одевается, то не нужно хвататься и одевать его, можно просто подойти к нему и мягко поторопить его, но только словесно. Ребенок вскоре сам придет к пониманию, что если он медленно одевается, то у него остается меньше времени на игру во дворе. Если же мама начинает кричать и ругаться, а тем более угрожает и запугивает, то малыш, боясь сделать что-то неправильно или медленно, тем самым еще больше затягивает процесс сборов. И естественно, что такой метод не пойдет на пользу отношениям «мама-ребенок». В данном случае лучше выбрать метод сотрудничества, он будет более действенным.

C:\Users\1\Downloads\2430562045.jpg

 Как приучить ребенка к самостоятельности, если он её проявляет: как привить навыки

 Еще одно немаловажное правило того, как привить ребенку самостоятельность: взрослые не должны высмеивать малыша, если он проявил признаки несамостоятельности в присутствии постороннего человека, при незнакомых ему обстоятельствах. Таким образом у ребенка формируется негативное восприятие себя, он начинает думать, что его никто не любит, а это никоим образом не поможет развитию у него самостоятельности. Наоборот, лучше поддержать малыша, поддержать каждую его попытку, помочь ему словесно и физически, и тогда в следующий раз то, что у него не получилось сегодня, получится гораздо лучше, а со временем ребенок уже сможет совершать это действие сам.

   Также родителям стоит постепенно увеличивать нагрузку, с которой малыш сможет справиться. Перед тем как приучить ребенка к самостоятельности, важно четко определить сферы и границы данного аспекта воспитания.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная деятельность детей третьего года жизни

Игра – основной вид деятельности детей.  Для нас, воспитателей , организация самостоятельной игровой деятельности является сложной задачей. Так как нужно не только тактично направлять его игру, н...

Развитие предметной деятельности детей второго года жизни.

О маленьких исследователях и их достижениях, действиями с предметами....

Воспитание самостоятельности у детей второго года жизни

Самостоятельность – серьезное приобретение человека, она зарождается в раннем возрасте.  Для развития ребенка как личности самостоятельность самое важное качество, в формировании которого важную ...

Мастер класс для педагогов ДОО по организации игровой деятельности детей третьго года жизни в условиях ДОО

повысить педагогическую компетенцию воспитателей в вопросах организации игровой деятельности детей третьего года жизни, для дальнейшего развития сюжетно-ролевой игры...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

В современной педагогической науке огромное значение в развитии ребенка придается игровой деятельности...

Консультация на тему: «Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»

Консультация на тему:«Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»...

"Организация конструктивной деятельности детей третьего года жизни"

Информация для родителей (раскладушка) по конструированию в группе раннего возраста.Конструктор - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор ...