Что такое фонематический слух и зачем его развивать?
консультация

Ольга Николаевна Воронова

Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха. Что такое фонематический слух и для чего его развивать???

   Фонематический слух – это умение отличать одни речевые фонемы от других (умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками).

   Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен производить звукобуквенный анализ, то есть слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить, что, безусловно, крайне необходимо при любом обучении.

    Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

   Для успешной учебной деятельности нужно, чтобы у будущего первоклассника был достаточно хорошо развит фонематический слух.

Как же проверить фонематический слух ребенка?

Для проверки уровня развития фонематического слуха можно воспользоваться очень простыми приемами. Любой родитель при желании самостоятельно может провести это исследование. Лучше, если он будет делать это в игровой форме или просто в процессе общения с ребенком.

Например, можно попросить ребенка поиграть в такие игры:

1.«Назови лишнее слово». Взрослый и ребенок вместе загадывают какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то другое слово, похожее на него.   Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Далее игра начинается. Взрослый говорит (проговаривая по 1 слову в секунду):
Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора.

Гора, гора, гора, гора, гора, пора.
Можно другие подобрать ряды таких слов, например:
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
Рама, рама, мама, рама, рама, рама, лама, рама, рама.
Коробок, коробок, коробок, колобок, коробок, коробок.

         Если ребенок слышит и называет все
«лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то, очевидно, уровень развития его фонематического слуха недостаточен.

2.«Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах, например, в таких: «свет» (оба звука согласные [ c ]   [ т ]), «корма» (первый звук согласный, последний гласный [ к ]   [ а ] ), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный [ и ]   [ к ] ).

          Если ребенок хорошо справляется с заданием, правильно произносит все звуки, а когда ошибается, то сам исправляет ошибки, значит, все нормально. Если же он с заданием справляется с трудом, часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух не развит, и ему требуется помощь.

 Для того чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием

3. «Раздели слово». Взрослый говорит ребенку: «Я буду говорить тебе слово, а ты раздели его на части, хлопая в ладоши». Слова можно взять любые, но лучше всего трехсложные, например, «корова», «кадушка», «лепешка», «караван» и т.д. Критерий оценки такой же, как в предыдущем случае.

Упражнения для развития фонематического слуха

  1. Упражнение на определение наличия того или иного звука в слове.
  2. Упражнение на нахождение места того или иного звука в слове (конец, начало, середина).
  3. С опорой на числовой ряд (1,2,3,4, ... 10) упражнение в определении места звука в слове по - порядку.
  4. Упражнение в подборе рифмы к слову (ёлка - полка, лук - жук, мак - рак, конфета - газета и т.д.).
  5. Составление «звуковых цепочек» (трактор — рыба — аист – телевизор...)
  6. Составление слов из букв разрезной азбуки.
  7. Складывание слов из слогов.
  8. Добавление недостающего слога (коле..., поло..., пар..., солда...).
  9. Добавление недостающего согласного звука (самолё.., шала..).
  10. Упражнение на определение первого и последнего звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности.
  11. Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества звуков в каждом слоге.
  12. Упражнение в выделении ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный слог хлопать громче).
  13. Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое речевой слух и зачем нам его развивать?

Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие

В статье дается определение фонематического слуха и фонематического восприятия, рассматриваются этапы формирования фонематического слуха, влияние уровня его  развития на формирование других умени...

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышим...

Что такое фонематический слух и зачем его развивать?

В этой статье мы расскажем что такое фонематический слух и обсудим его важность для гармоничного развития ребенка и успешного обучения в школе....

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Консультация для родителей старших дошкольников " Что такое фонематический слух? Зачем его развивать?"

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцирова...