Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста
консультация
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 52.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева
МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста.
часть 1
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Проводя развивающие занятия с малышами, я обнаружила, что весёлых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно. Предлагаемые пальчиковые игры создавались для своих маленьких учеников, но, надеюсь, пригодятся родителям и другим педагогам.
Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
РЫБКИ Пять маленьких рыбок |
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок. Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот). |
ПЧЁЛКИ Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать Раз два, три, четыре, пять! | Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей". Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки. |
ВЕТЕР Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. Чайка над водой летае И за рыбками ныряет. Чайка над водой летает И за рыбками ныряет. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. Под водой на глубине Крокодил лежит на дне. Под водой на глубине Крокодил лежит на дне. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. | Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения. |
ПЯТЬ УТЯТ Пять утят плывут вперёд На берегу их мама ждёт Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. Четверо утят плывут... Трое утят плывут... Двое утят плывут... Вот один плывёт вперёд На берегу его мама ждёт И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад. | Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой"). |
ЧЕРВЯЧКИ Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает, Каркает: "Вот и обед!" Глядь - а червячков уж нет! | Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.
|
ПАУЧОК Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. | Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным "Паучки" ползают на голове. |
УЛИТКА В домике она сидит, | Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки). "Улитка" раскачивается из стороны в сторону. "Улитка" заползает на "цветочек". Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки"). |
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет
часть 2
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- . Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
ЧАСЫ
ПЕРЧАТКА
КОТЯТА
ТАРАКАНЫ
За буфетом под пакетом девять тараканов. У ЖИРАФОВ
ПОРОСЯТА
ДВА КОЗЛИКА
ЗАЙЦЫ
РАЗМИНКА
ВЕСНА
| Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки Два хлопка. Три хлопка. Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. Покачиваем руками, не разъединяя и. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими. Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот". Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов. Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять. Хлопаем по всему телу ладонями. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. Мизинцы. Безымянные. "Фонарики". Сжимаем и разжимаем кулачки. Средние. Указательные. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Большие.
На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. Держим кисти горизонтально, сближаем руки. На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. На слово "бух" - хлопаем в ладоши. Роняем руки на колени. Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. Хлопаем в ладоши
Выполняем подражательгые движения в соответствии с текстом.
Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками. Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. Движения повторяются.
|
Пальчиковые игры
(пальчиковые игры для детей 4-6 лет)
КАПИТАН Я плыву на лодке белой | Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. |
ДОМИК Под грибом - шалашик-домик, | Соедините ладони шалашиком Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки Ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; Ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки Направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки Ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, |
ГРОЗА | Слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу Внутренняя сторона ладони опущена вниз; Постучать по столу всеми пальцами обеих рук Скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; Сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук Указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони Нарисуйте пальцем в воздухе молнию Барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши Поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами |
БАРАШКИ Захотели утром рано | Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки. |
МОЯ СЕМЬЯ Знаю я, что у меня | Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. |
КОШКА И МЫШКА Мягко кошка, посмотри, | Пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук Ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста
Данный материал пригодится как специалистам, так и родителям....
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Игры развивают координацию движений, совершенствуют деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.Выполняя...
Буклет: Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста".
Развивать речь и мелкую моторику при помощи пальчиковых игр при совместной игровой деятельности ребенка с родителями....
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста...
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста....
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста
Советы для родителей по проведению пальчиковых игр для детей дошкольного возраста...
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Практический материал для студентов специальности "Дошкольное образование"
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста...