Советы для родителей Играем в шахматы вместе с детьми
материал

Жбанкова Ирина Сергеевна

Обучение шахматам дарит ребенку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы  для родителей.

«Играем в шахматы вместе с детьми» 


Занятие №1
       Научите ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Расскажите, как называются фигуры. Начните с расстановки пешек. Пешки (а их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Пусть ребенок сам посчитает количество пешек. "Одна, две, три,, восемь". Повторите это несколько раз: за белых и за черных. 
       Теперь расскажите, как называются шахматные фигуры. Скажите вашему ребенку, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Да, загляните в учебник, посмотрите, правильно ли вы расположили шахматную доску. Белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых. 
       Итак, начинайте рассказ о шахматных фигурах с пешек. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Король - самая главная фигура. Почему король, а не царь? Ведь в сказках (русских) всегда фигурируют цари. Когда поляки захватили Москву, то с тех пор шахматный царь стал называться королем.
C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Шахматы\Картинки\cutcaster-photo-100851816-Grandfather-and-his-grandson-playing-chess-together.jpg

        Ферзь - самая сильная фигура, название которой происходит из Персии. Ладья - после ферзя самая сильная фигура. Расскажите детям, как в древние времена плавали на ладьях. Слон и конь пришли на Русь из Индии как, собственно, и сами шахматы. 
       Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да, да, пусть он играет без всяких правил. Важно, чтобы он почувствовал интерес к шахматам. 


Занятие №2.
        Поставьте шахматную доску как положено. Попросите ребенка расставить шахматы и, если он ошибается. Расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный - на черное. 
        Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой. Объясните, как ходит король. Загляните в учебник и увидите, что это совсем уж просто. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте другую, пусть ваш ребенок "покушает" королем целый ряд пешек и фигур. 
         Теперь объясните ребенку, что означает шах. Снова загляните в учебник и дайте (объявите) шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что "шах" в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. 
       Расскажите вашему ребенку, что означает слово "мат" (в переводе с арабского - смерть). Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Прочтите в учебнике как можно объявить простейший мат и покажите это ребенку: "Видишь, королю шах, а защиты никакой нет". 
       Объясните вашему ребенку, что мат можно получить, имея большое материальное преимущество. Это очень важно. Вспомните изречение Сервантеса: "Жизнь - это шахматная партия". Можно иметь очень большое количество денег, но смерть может настигнуть в любой момент.Такие понятия, как шах и мат ребенок запоминает очень быстро.

        Далее объясните ребенку, что такое "ничья" в шахматной игре. Это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? - (Попробуйте). Конечно же, нет. 
      Теперь объясните, как ходят и как "едят" пешки. Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры, кроме короля, разумеется. Это очень интересно!

     Возможно, провести несколько пешек в ферзи и у вас будет, например, три или четыре ферзя. Покажите ребенку,  как пешки превращаются в различные фигуры, пусть он попробует это сделать сам. Чудесные превращения, как в сказке! 

Занятие №3.
       Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Не важно, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит. 
Объясните ребенку,  как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры. Объяснили? Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Можете заглянуть в учебник, а можете и самостоятельно ставить самые простейшие задачи. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребенок попробует это сделать самостоятельно. 
       Еще раз объясните, что ладья ходит и "есть" по горизонтали и по вертикали. Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. 
         Теперь объясните,  как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок "покушает" их. 
        Если ребенок усвоит,  как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь. Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не поленитесь объяснять ребенку как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение. 
         Старайтесь как можно чаще играть с вашим ребенком,  и, уверен, в конце концов, он научится играть в шахматы, и станет вашим достойным учеником и партнером.

        Если начать обучение в 6 лет, то к 12 годам у ребенка сформируется мощное периферическое внимание. С возрастом шахматы для ребенка превращаются в настоящее хобби, развиваясь он открывает для себя новые комбинации, которые неустанно будут подогревать у юного шахматиста интерес к игре.

        Достаточно только заинтересовать ребенка и в будущем он сам будет самостоятельно искать себе напарника для игры. Часто умение играть в шахматы становится причиной общительности и популярности ребенка среди друзей.

     Шахматы непростая игра, поэтому победа ребенку, вдвойне сладка. Но поддаваться ребенку каждый раз не стоит, лучше развивайтесь вместе с ним и анализируйте вместе его неудачи и промахи. Общаясь с ребенком и играя с ним в шахматы, возможно в будущем ваш малыш превратиться в настоящего чемпиона.

        Шахматы являются удивительной игрой, правила которой выучить можно за пару часов, но стать настоящим мастером можно лишь потратив годы, пройдя через сотни поражений и побед, эта игра – калька с нашей жизни, в ней как в зеркале отражается наш характер, со всеми сильными и слабыми сторонами.

Обучение шахматам дарит ребенку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем и считаем вместе с детьми"

Консультация для родителей "Играем и считаем вместе с детьми"...

Мастер-класс для родителей "Игры в Лего вместе с детьми"

Мастеркласс для родителей по Легоконструированию...

Практические советы для родителей «Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»

Практические советы для родителей«Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»...

Практические советы для родителей «Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»

Практические советы для родителей «Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»...

Практические советы для родителей «Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»

Игра для ребёнка - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравс...

Информация для родителей" Играем в ЛЕГО вместе с детьми"

ЛЕГО - самая популярная игра на планете. У слова «ЛЕГО» два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговли  игрушками присвоила конструкто...

Сценарий родительского собрания "Играем в шахматы вместе"

Цель собрания: показать методы и приёмы обучения детей шахматам в условиях детского сада....