«Особенности познавательного развития старших дошкольников»
материал (старшая группа)
Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать неизвестное ранее, понять, проверить, выяснить и усвоить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sob_._poznavatelnoe_razvitie.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательную программу
дошкольного образования «Детский сад №35»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
средней общеобразовательной школы № 10 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Доклад
на тему: «Особенности познавательного развития
старших дошкольников»
Подготовил:
воспитатель
первой квалификационной категории
Смирнова М.А.
Сызрань, 2021г.
Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать неизвестное ранее, понять, проверить, выяснить и усвоить.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены задачи познавательного развития:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи познавательного развития для детей старшей группы:
1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
3. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
5. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
6. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
7. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.
8. Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.
9. Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.
Познавательное развитие детей с возрастом претерпевает существенные изменения. В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на исследование окружающего мира. Осуществляется переход от вопросов, обращенных к взрослому, к вопросам к самому себе.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность [5, с. 10].
Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.
Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.
В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).
Наряду с наглядно-образным мышлением, появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.
Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т.д.).
Дети успешно познают не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, формируя способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности должны создаваться такие ситуации, которые ребенок разрешал бы посредством проведения опыта и, анализируя, делая вывод, умозаключение, самостоятельно овладевал представлением о том или ином физическом законе, явлении.
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.
Все это - одна из важнейших основ компетентности дошкольника, готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...
Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников
Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...
«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...
Статья на тему: «Особенности познавательного развития дошкольников 3-4 лет»
С переосмыслением приоритетов, целей и задач развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста актуальной становится проблема становления детской личности, выявления и развитие ее способносте...
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В данной статье раскрыты особенности познавательной активности дошкольников с речевывми нарушениями. Представлены результаты эксперимента....
презентация на тему: "Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи"
Презентация к статье "Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи"...
Памятка для родителей "Особенности познавательного развития дошкольника с ЗПР"
Памятка отражает особенности познавательного развития детей с задержкой психического развития. У детей данной категории медленный темп восприятия и переработки информации, снижена память, работоспособ...