Консультация для родителей "Охрана психологического здоровья детей средствами музыки"
консультация (подготовительная группа)
Консультация музыкального руководителя для родителей о том, как в домашних условиях использовать средства музыкотерапии для сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация музыкального руководителя
Порсиной Валерии Валерьевны для родителей
«Охрана психологического здоровья детей средствами музыки»
Музыка чиста, как ребенок, и мудра,
как глаза старца. Подобно дождю,
она капля за каплей,
просачивается в сердце
и оживляет его.
Р. Роллан
Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека, и его благотворное влияние на здоровье были замечены ещё в древности. В эпоху возрождения английский врач Роберт Бертон издал научный труд о силе лечебной музыки, с этого времени многие врачи начали применять музыку для лечения многих заболеваний. Русские врачи 18-19 века говорят о музыке, как о душевном лекарстве (М. Я. Мудров). Известный врач психиатр, академик В. М. Бехтерев впервые привёл убедительные научные доказательства об использовании музыки в целях укрепления здоровья, он показал, что музыкальные произведения способны вызвать ярко выраженную реакцию у детей раннего возраста.
«Как вы думаете, какие результаты может приносить ежедневное прослушивание хорошей музыки детьми?»
Влияние музыки на развитие ребенка действительно значимо. Первую мелодию, которую слышит малыш – это биение сердца матери. Дети обладают чувственным восприятием того, что их окружает. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно. Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и Моцарта, он очень быстро научится их различать. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, а дети способны ощущать чувства композитора. И это прекрасно.
Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у детей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. Образное мышление позволит ребенку быстро усвоить материал любой сложности.
Ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях. А музыка, несмотря на все свое многообразие и богатство, строится из нот и ладов, а также имеет очень четкие правила написания.
Каково влияние музыки на здоровье детей?
Влияние музыки на здоровье детей, также имеет место быть. Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность.
А в чём заключается влияние музыки на психику ребенка?
Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния ребенка, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии.
Психолог подбирает для ребенка именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на его сознание. Если Вы хотите заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, то можно ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Например, если ребёнок тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизироваться.
А вот если ребенок, напротив, гиперактивный, то пока он бегает по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер ребёнка вполне возможно скорректировать. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность.
Таким образом, музыка:
• Способствует формированию нейронных связей, а именно от их количества зависят все умственные способности. Прослушивание музыки стимулирует сообщение между правым и левым полушариями мозга, его различными отделами, ускоряет обработку информации.
• Помогает в изучении точных наук, стимулирует развитие математических способностей. В древней Греции музыка считалась, собственно, частью математической науки. Все дело здесь в ритме и скорости музыки, эти параметры помогают ребенку научиться ориентироваться во времени, точнее оценивать различные временные отрезки.
• Стимулирует развитие речи. Это влияние осуществляется двумя путями. Первый, непосредственный, — это пение. Подпевая любимым песням, ребенок тренирует артикуляцию и восприятие речи на слух, причем делает это с большим удовольствием, без принуждения. Известно много случаев, когда регулярное пение помогало избавиться от заикания и других дефектов речи. Второй путь — опосредованный. Звуки музыки стимулируют образование нейронных связей в участках мозга, которые отвечают за распознавание и построение речи.
• Улучшает концентрацию внимания и кратковременную память, что положительно сказывается на любых занятиях. Кроме того, положительные эмоции, которые вызывает музыка, мотивируют и стимулируют ребенка, то есть он охотнее выполняет задания взрослого.
• Активизирует развитие творческих способностей, причем даже тех, которые не связаны напрямую с музыкой. Прослушивание Эмоционально «богатой» музыки — классической, эстрадно-джазовых композиций пробуждает фантазию ребенка. Он начинает представлять чувства тех, кто написал мелодию, пытается понять, о чем она. Таким образом, музыка дает толчок к развитию образного и абстрактного мышления. Нередко дети после прослушивания музыки, которая впечатлила их и очень понравилась, пытаются изобразить на бумаге сюжет песни или настроение, которое вызвала мелодия.
• Приобщает к миру музыкального искусства, обеспечивая эстетическое развитие ребенка. Занятия в детском саду, уроки музыки в школе ставят эстетическое развитие своей целью, однако ведущую роль здесь также играют родители.
• Повышает уровень развития музыкальных и творческих способностей детей.
• Стабилизирует эмоциональное благополучие ребёнка.
• Поддерживает и сохраняет психологическое здоровье.
• Организует благополучный психологический климат в группе.
Рекомендации по применению музыкотерапии в домашних условиях
Приобщение к музыке должно начинаться с детства с учётом возрастных особенностей. Дети должны слушать спокойную, мелодичную, ласковую, классическую, музыку, специально созданную выдающимися композиторами. Нельзя обрушивать на детей грохочущие шквалы современных эстрадных шлягеров.
Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Бетховена, Вивальди, Моцарта, заметно выигрывает в культурном плане по сравнению со сверстниками, которые пассивно слушают ритмы поп.музыки или рока. Давать слушать мелодичные композиции можно уже детям до трех лет. При этом не стоит выбирать грустные, минорные мелодии, а лучше сделать акцент на мажорные, то есть светлые и оптимистичные интонации. Они создадут позитивный настрой и научат воспринимать жизнь как радостный и прекрасный мир.
Например, днем, когда ребенок более активный, поставьте ритмичную музыку Моцарта, «Шутку» Баха. Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии, такие как:
• «Лунная соната» Бетховена;
• «Ноктюрн соль-минор» Шопена;
• «Свет луны» Дебюсси.
Для снятия эмоционального напряжения прекрасно подойдут:
• Вальсы или мелодии для флейты, скрипки, фортепиано;
• Музыка А. Вивальди;
• Бетховен;
• Брамс «Колыбельная»;
• Шуберт «Аве Мария».
Избавиться от тревожных переживаний и неуверенности помогут мажорные, но не слишком быстрые мелодии:
• Мазурки Шопена;
• Вальсы Штрауса;
• П. И. Чайковский «Сладкие грёзы»;
• П. И. Чайковский «Времена года» (февраль)
Уменьшат раздражительность и нервное возбуждение:
• «Итальянский концерт» Баха;
• «Симфония ля-минор» Бетховена;
Поднимут настроение произведения:
• Моцарта;
• П. И. Чайковского;
• Отрывки из оперы «Кармен» Бизе;
• «Времена года» Вивальди,
• «Менуэт» Генделя;
• Скрипичная музыка;
Улучшат активность и жизненный тонус ребенка:
• ритмичные бодрящие марши («Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского)
Музыка для встречи детей:
• А. Лядов «Музыкальная табакерка».
• Песни группы «Барбарики».
Музыка для засыпания:
• П. Чайковский «Танец феи Драже».
• Ф. Шуберт «Аве Мария».
Музыка для пробуждения:
• Э. Григ «Утро».
• Н. Римский –Корсаков «Полёт шмеля».
Таким образом, влияние музыки на ребенка огромно. Поэтому знакомить малыша с миром классической музыки нужно как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость.
Консультация составлена по следующим материалам:
- Завадова Т. Е. Музыка и воспитание. – М.: Красико-Принт, - 2005;
- https://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-muzyki-na-psihoyemocionalnyi-fon-doshkolnika.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь...
Коррекционно-развивающая программа Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии
Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» для детей старших возрастных группДанная программа составлена для детей 5- 6 лет, старшей в...
Проект "Сохранение психологического здоровья детей средствами арт- терапии"
Проект создан в соответствии с темами недели в старшей группе программы "Детство"...
Консультация для родителей "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей"
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня - это нестабильность экономическая...
Консультация для родителей " Психологическое здоровье детей"
Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физи...
Консультация для родителей "Психологическое здоровье детей и телевидение"
Советы родителям...