Особенности работы с детьми с задержкой психического развития.
статья
Дошкольное детство – период, в котором наиболее интенсивно формируется познавательная деятельность и личность ребенка в целом. Если эмоциональный интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в этот период, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
Иногда со стороны кажется, что дошкольники с ЗПР не отличаются от сверстников и даже родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позже стал ходить самостоятельно, что он еще не говорит или только начинает произносить слова, в то время как другие дети его возраста уже вовсю болтают. Повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь потом – на выполнении заданий учебного плана.
В данной статье описано на что надо обращать внимание при работе с детьми с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития.
Дошкольное детство – период, в котором наиболее интенсивно формируется познавательная деятельность и личность ребенка в целом. Если эмоциональный интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в этот период, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
Иногда со стороны кажется, что дошкольники с ЗПР не отличаются от сверстников и даже родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позже стал ходить самостоятельно, что он еще не говорит или только начинает произносить слова, в то время как другие дети его возраста уже вовсю болтают. Повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь потом – на выполнении заданий учебного плана.
На что надо обращать внимание при работе с детьми с ЗПР:
В первую очередь у таких детей часто нарушено внимание, оно неустойчивое, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, при физических нагрузках. Даже положительные эмоции на празднике снижают их внимание. Дети с ЗПР не могут правильно распределять свое внимание (например: слушать и одновременно рисовать или писать); Также наблюдаются трудности при переключении внимания с одного вида деятельности на другой.
Во-вторых, у детей с ЗПР замедлен темп восприятия, им требуется больше времени для выполнения задания. Может быть нарушено восприятие цвета, величины, формы, пространства и времени; У ребенка с ЗПР затруднено узнавание на ощупь, нарушено фонематическое восприятие.
В-третьих, у детей кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное и многократное повторение материала; Страдает способность к логическому запоминанию, лучше развита механическая память.
Часто страдает словесно-логическое мышление. Дети не понимают загадку, поговорку, пословицу, картинку со скрытым смыслом.
Практически у всех детей с ЗПР имеются какие-либо речевые нарушения; особенно страдает связная речь.
При работе с такими детьми традиционные занятия не приносят должного эффекта. Намного более действенным методом в работе с детьми с ЗПР является дидактическая игра. Она помогает ребенку в доступной форме приобрести необходимые знания.
эти игры должны быть доступны и понятны детям, в каждой игре должна ставиться конкретная обучающая задача. Проводя игру, необходимо использовать разнообразную наглядность и для лучшего восприятия необходимо стараться задействовать несколько анализаторов. Игровым действиям необходимо обучать, чтобы игра приобрела обучающий характер и стала содержательной. Также игра должна активизировать речевую деятельность ребенка.
Воспитатель при работе с детьми с ЗПР должен учитывать речевые и психофизические особенности детей группы. Необходимо обращать внимание на коррекцию имеющихся отклонений, на обогащение представлений об окружающем мире. Обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и уделять внимание развитию познавательных интересов детей.
Речь воспитателя должная быть четкой, без сложных грамматических конструкций, водных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
В задачу воспитателя также входит создание доброжелательной и комфортной обстановки в детском коллективе, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии.
Литература:
- Борякова Н.Ю., Касицина М.А. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР», Методическое пособие. М.2008г.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Смотрим, видим, запоминаем (развитие зрительного восприятия, внимания, памяти»). Санкт-Петербург 2003г.
- Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития» Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» М. 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"
В презентации рассмотрены вопросы задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...
Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития
Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...
СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...
Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития
Консультация для работы с детьми с задержкой психологического развития. Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников....
Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
*Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. ...
Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития
Обзорная статья....
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающ...