Особенности работы с детьми с задержкой психического развития.
статья

Крушинская Надежда Викторовна

Дошкольное детство – период, в котором наиболее интенсивно формируется познавательная деятельность и личность ребенка в целом. Если эмоциональный интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в этот период, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.

Иногда со стороны кажется, что дошкольники с ЗПР не отличаются от сверстников и даже родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позже стал ходить самостоятельно, что он еще не говорит или только начинает произносить слова, в то время как другие дети его возраста уже вовсю болтают. Повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь потом – на выполнении заданий учебного плана.

В данной статье описано на что надо обращать внимание при работе с детьми с ЗПР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития.

Дошкольное детство – период, в котором наиболее интенсивно формируется познавательная деятельность и личность ребенка в целом. Если эмоциональный интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в этот период, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.

Иногда со стороны кажется, что дошкольники с ЗПР не отличаются от сверстников и даже родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позже стал ходить самостоятельно, что он еще не говорит или только начинает произносить слова, в то время как другие дети его возраста уже вовсю болтают. Повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь потом – на выполнении заданий учебного плана.

На что надо обращать внимание при работе с детьми с ЗПР:

В первую очередь у таких детей часто нарушено внимание, оно неустойчивое, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, при физических нагрузках. Даже положительные эмоции на празднике снижают их внимание. Дети с ЗПР не могут правильно распределять свое внимание (например: слушать и одновременно рисовать или писать); Также наблюдаются трудности при переключении внимания с одного вида деятельности на другой.

Во-вторых, у детей с ЗПР замедлен темп восприятия, им требуется больше времени для выполнения задания. Может быть нарушено восприятие цвета, величины, формы, пространства и времени; У ребенка с ЗПР затруднено узнавание на ощупь, нарушено фонематическое восприятие.

В-третьих, у детей кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное и многократное повторение материала; Страдает способность к логическому запоминанию, лучше развита механическая память.

Часто страдает словесно-логическое мышление. Дети не понимают загадку, поговорку, пословицу, картинку со скрытым смыслом.

Практически у всех детей  с ЗПР имеются какие-либо речевые нарушения; особенно страдает связная речь.

При работе с такими детьми традиционные занятия не приносят должного эффекта. Намного более действенным методом в работе с детьми с ЗПР является дидактическая игра. Она помогает ребенку в доступной форме приобрести необходимые знания.

эти игры должны быть доступны и понятны детям, в каждой игре должна ставиться конкретная обучающая задача. Проводя игру, необходимо использовать разнообразную наглядность и для лучшего восприятия необходимо стараться задействовать несколько анализаторов. Игровым действиям необходимо обучать, чтобы игра приобрела обучающий характер и стала содержательной. Также игра должна активизировать речевую деятельность ребенка.

Воспитатель при работе  с детьми с ЗПР должен учитывать речевые и психофизические особенности детей группы. Необходимо обращать внимание на коррекцию имеющихся отклонений, на обогащение представлений об окружающем мире. Обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и уделять внимание развитию познавательных интересов детей.

Речь воспитателя должная быть четкой, без сложных грамматических конструкций, водных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

В задачу воспитателя также входит создание доброжелательной и комфортной обстановки в детском коллективе, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии.

Литература:

  1. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР», Методическое пособие. М.2008г.
  2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Смотрим, видим, запоминаем (развитие зрительного восприятия, внимания, памяти»). Санкт-Петербург 2003г.
  3. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития» Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» М. 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития

Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна   Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития

Консультация для работы с детьми с задержкой психологического развития. Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников....

Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

*Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. ...

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающ...