Весеннее обострение у детей 5-6 лет.
консультация (старшая группа)

Бодрая Виктория Александровна

С чем связано и игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_vesennee_obostrenie.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей: «Весеннее обострение у детей 5-6 лет»

Наступила весна – это прекрасное время года, впереди – солнце, море, летние отпуска.

 Но мы забываем, что на ребенка, как и на взрослого, воздействует давление психоэмоциональных перегрузок, характерное для современной жизни, особенно весной. Организм ослаблен, ребенок устал от нагрузок в саду и дома…….. Напряжен темп жизни родителей - торопят, тормошат, рано поднимают с постели ребенка, боятся опоздать на работу, кричат на него.

 Растет ответственность за поступки, и с детей спрашивают за провинности без учета их возраста, детской живости, эмоциональности и непосредственности, без учета неспособности ребенка предвидеть последствия своих поступков.

Вдобавок ребенку уделяется все меньше внимания. Его кормят, о нем как будто заботятся, но его не понимают и не уделяют достаточного внимания его проблемам и переживаниям, которые представляются взрослым мелкими, несерьезными. Однако для ребенка это тяжкие проблемы и переживания. И у детей все чаще отмечаются случаи ожесточения, агрессивности или чувства одиночества, тоски и вины, унижения, отчаяния, неудачливости.

Родителям, в первую очередь, надо научиться создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми;

стараться уберечь ребенка от внешних негативных воздействий;

собственным положительным примером показывать детям, как нужно справляться с трудными ситуациями в жизни;

воспитатели должны быть особенно внимательны к детям, у которых резко изменилось настроение и поведение, постараться индивидуально поговорить с ребенком и выяснить, что его беспокоит.

Психологические игры помогут сформировать у ребенка основные навыки общения, развить его волевые и нравственные качества.

Эхо

Возраст: 4 — 6 лет

Цель игры: развитие произвольного слухового внимания.

Необходимое оборудование: игрушки и книжки, играющие роль призов.

Ход игры. На одном конце комнаты находится водящий (воспитатель или ребенок), который негромко произносит то или иное слово. Слово нужно сказать так тихо, чтобы у игроков возникала потребность прислушиваться. На другом конце комнаты — дети, по очереди играющие роль эха. За каждое правильно повторенное слово игрок получает призовой жетон.

Зоопарк

Возраст: 3 — 6 лет.

Цель игры: развитие навыков несловесного (мимического, тактильного) общения.

Ход игры. Выбирается водящий, который изображает без слов (жестами, мимикой) какое-либо животное. Остальные игроки должны угадать, какое животное загадал водящий.

Примечание. Игра может быть использована и в процессе индивидуальных занятий.

Паровозик (сюжетно-ролевая игра)

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: развитие навыков коммуникации и речи.

Необходимое оборудование: картинки с изображением домов, городов и т. п.

Ход игры. Ведущий совместно с детьми расставляет стулья друг за другом, имитируя вагоны поезда. Он помогает (если это необходимо) детям распределить роли машиниста, помощника машиниста, кондуктора и пассажиров. Когда все приготовления закончены, ведущий объявляет: «Посадка на скорый поезд до станции «Васильково» производится на первом пути». Дети занимают места и действуют в процессе игры согласно своим ролям. Задача ведущего состоит в том, чтобы наблюдать за правильностью исполнения ролей игроками.

Игру можно усложнить, например, раздать «пассажирам» важные задания. Пусть они «собирают сведения» о городах, в которых останавливается поезд, об их жителях и достопримечательностях. Для этого надо разложить по всей комнате заранее приготовленные картинки с изображением зданий, школ, магазинов, фонтанов, людей (мам с детьми, школьников, спортсменов, бабушек и т. д.), транспорта (трамваев, автобусов, троллейбусов, маршрутных такси и т. д.). Всех пассажиров необходимо разделить на группы: первая собирает картинки с изображением людей, а затем рассказывает, кто живет в городе; вторая — картинки с достопримечательностями города, а третья — картинки с изображением транспорта.

Магазин игрушек

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: развитие навыков речевого общения.

Необходимое оборудование: игрушки.

Ход игры. Выбирается водящий, исполняющий роль продавца. Остальные игроки — покупатели. Задача покупателей — объяснить, не называя предмета, что они хотели бы купить. А задача продавца — понять, что хочет приобрести покупатель.

Провожающий и отъезжающий

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: развитие навыков неречевого общения.

Ход игры. Игра может проводиться как в группе, так и в парах. Один из игроков — отъезжающий, другой — провожающий. Задача игроков — передать друг другу какую-либо информацию без помощи слов, пользуясь только жестами, мимикой.

С кем я подружился

Возраст: 3 — 5 лет.

Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.

Необходимое оборудование: коробка с отверстиями по размеру детской руки.

Ход игры. Участники засовывают в отверстия коробки каждый по одной руке. Рука одного ребенка находит руку другого ребенка и тщательно ощупывает ее, задача игроков — запомнить ощущения. После этого ребенок должен угадать, чью руку он трогал в коробке. Обмениваться словами или другими речевыми сигналами запрещено.

Примечание. В игре участвует не менее 8 человек — по числу отверстий в коробке.

Узнай по хлопку

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.

Ход игры. Выбирается водящий, который садится спиной к игрокам. Игроки сначала хлопают в ладоши один раз и называют свое имя. Водящий внимательно слушает и старается запомнить, кто как хлопает. Затем игроки продолжают хлопать, но уже не называясь. Водящий должен угадать, кто произвел хлопок.

Ласковое имя

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: помочь детям осознать свое место в мире.

Необходимое оборудование: мяч.

Ход игры. Дети располагаются в кругу. Ведущий просит детей вспомнить, как их ласково называют дома. Затем ведущий говорит: «Сейчас мы будем бросать друг другу мячик. Тот, у кого мячик окажется в руках, должен назвать одно из своих ласковых имен. И еще — заполните того, кто бросил вам мячик, это важно. Потом, когда вы все по очереди назовете свои ласковые имена, мячик пойдет в другую сторону. И вам нужно будет бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, и произнести его ласковое имя».

Художники

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: научить детей распознавать чувства по мимике, развить навыки сотрудничества.

Необходимое оборудование: три куклы, театральный грим.

Ход игры. Дети делятся на три группы. Каждая группа получает задание изобразить то или иное чувство (радость, гнев, страх) и соответственно гримирует свою куклу. Ведущий оценивает, насколько точным получился результат.

Попугай

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: научить детей распознавать чувства по интонации голоса.

Ход игры. Ведущий рассказывает, как соотносятся чувства человека и его голос. Он демонстрирует это на конкретном примере — говорит одну и ту же фразу с различной интонацией, имитируя определенные чувства. Затем ведущий произносит короткое предложение, например, «Я хочу спать». Первый участник повторяет это предложение, выражая при этом заранее задуманное чувство. Остальные игроки отгадывают, какое чувство задумал ребенок.

Закончи предложение

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: научить ребенка понимать чувства других людей.

Ход игры. Ведущий говорит предложение. Например, «Радость для папы — это...», «Обида для мамы — это...», «Удовольствие для сестренки — это...» и т. д. Дети должны закончить предложения, продемонстрировав свое понимание чувств других людей.

Настоящий друг

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: сформировать у детей понятие о дружбе и взаимном уважении.

Ход игры. Ведущий спрашивает у игроков: «Кто настоящий друг детей?» Ребята дают свои ответы, говоря о том, что другом могут быть сверстник, брат или сестра, собака, кошка и т. д. Затем ведущий предлагает детям встать в круг и рассказать о своих друзьях, которые есть среди игроков. Сначала в центр круга выходит один ребенок и говорит: «Саша — мой настоящий друг, потому что ...». Далее в круг выходит названный игрок и говорит подобные слова по отношению к следующему игроку. Так продолжается до тех пор, пока в кругу не окажутся все дети.

Подарок

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей проявлять внимание и щедрость по отношению к окружающим.

Ход игры. В группе детей выбирается водящий — предполагаемый именинник. Ведущий предлагает детям немного пофантазировать и подобрать подарок имениннику. Подарок может быть любым, даже необычным, фантастическим. Водящий внимательно выслушивает участников и затем говорит, какой подарок ему действительно хотелось бы получить.

Ветер и солнце

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей достигать своих целей, мягко воздействуя на партнера, убеждая его с помощью ласки, а не агрессии, относясь к нему с уважением и вниманием.

Ход игры. Ведущий рассказывает детям притчу, в основе которой лежит басня Эзопа.

«Однажды Ветер и Солнце поспорили, кто из них сильнее. Чтобы разрешить спор, решили они помериться силами. А в это время шел по дороге человек. Ветер сказал: «Посмотри, как я сейчас сорву с путника плащ». И начал он дуть что было сил. Но чем сильнее старался ветер, тем больше путник закутывался в свой плащ. Ветер злился и осыпал человека дождем и снегом. А тот продолжал кутаться и ругать непогоду.

Солнце, видя, что у ветра ничего не получается, вышло из-за облаков. Улыбнулось, обогрело намокшего и замерзшего путника. Почувствовав тепло, человек сам снял плащ и поблагодарил солнце.

«Вот видишь, — сказало Солнце Ветру, — лаской и добром можно добиться гораздо большего, чем гневом и силой».

После того как дети прослушали притчу, им предлагается встать в круг и взяться за руки. Среди игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Задача водящего — выйти из круга. Для этого он должен попросить кого-нибудь из стоящих в круге выпустить его. Если водящему удалось уговорить кого-либо из участников, то этот участник занимает место водящего и т. д.

Мостик

Возраст: 3 — 5 лет.

Цель игры: развить взаимное доверие в детях, привить им чувство взаимовыручки.

Необходимое оборудование: любой плотный платок или шарф.

Ход игры. Игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Задача другого участника — провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или пусть низко свисают лианы — тогда, проходя подними, вы будете пригибаться к земле или проползать.

Затем пары меняются так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.

Плохое и хорошее

Возраст: 3 — 6 лет.

Цель игры: научить детей видеть разницу между плохим и хорошим, различать положительные и отрицательные качества характера.

Ход игры. Детям предлагается вспомнить, с какими хорошими и плохими персонажами им доводилось встречаться в сказках. Затем выбираются два «контрастных» героя (например, заяц и лиса). Дети должны сначала назвать черты характера положительного персонажа и свойственные ему поступки, а потом описать характер и поведение отрицательного героя. Важно, чтобы дети определили, какие из качеств человека можно изменить, а какие нельзя.

Примечание. Чем старше дети, тем проще взрослому перевести разговор с персонажей на самих игроков, помочь детям проанализировать свои положительные и отрицательные качества. Задача — развить в детях самокритичность. Однако необходимо помнить, что дошколята еще не способны оценивать себя объективно, у них завышенная самооценка, но это нормально.

Море волнуется

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: развитие сознательной воли и терпения. Ход игры. Из числа игроков выбирается водящий. Остальные дети встают на расстоянии 1 м друг от друга. Водящий поворачивается к игрокам спиной и говорит: «Море волнуется — раз. Море волнуется — два. Море волнуется — три. Морская фигура, замри». Пока водящий говорит, игроки могут бегать, прыгать. Но как только произнесено слово «замри», дети замирают в позах морских животных (рыб, осьминогов, кораллов). Водящий поворачивается к игрокам, ходит между ними, рассматривает фигуры и пытается рассмешить замерших игроков. Если ему это удается (игрок засмеялся или пошевелился), то ребенок меняется с водящим местами и сам становится водящим.

Бездомный заяц

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: развить в детях чувство сопереживания, научить их взаимовыручке и взаимодействию.

Ход игры. Ведущий выбирает среди игроков «охотника» и «бездомного зайца». Остальные игроки образуют группы по 4—5 человек: трое или четверо, взявшись за руки, образуют домик, а один игрок располагается внутри домика. По сигналу ведущего начинается игра: «бездомный заяц» убегает от «охотника», а «охотник» старается его догнать. «Заяц» может спастись от преследователя, забежав в любой домик, но тогда находящийся в домике игрок вынужден его покинуть и сам стать «зайцем». Если «охотник» догоняет «зайца», то игроки меняются ролями. Ведущий через некоторое время может прервать игру и поменять игроков: детей, образующих домики, «охотника» и «зайцев».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний праздник для детей старшей группы "Весенняя палитра"

Сценарий праздника содержит стихи, игры и музыкальный материал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с весенними явлениями природы и игры на развитие цветового восприятия....

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы «Прогулка по весеннему лесу».

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу».Программное содержание: Доставить радость от совместной прогулки, закрепить основные признаки весны.Пособия: Игрушки:...

Весенний праздник для детей 2 младшей и средней группы. "Весенний подарок".

Этот праздник я проводила как итоговое занятие во 2 младшей и в средней группах.Задачи:- воспитание любви у музыке,- развитие певческих навыков,- развитие двигательных навыков,- развитие творческих сп...

"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....

Консультация для педагогов и родителей: «Что такое весеннее обострение?»

Чувствительные люди особенно тяжело переживают этот период. С точки зрения медицины здесь две главные причины. В течение зимы наша пища не была богата витаминами. Кроме того, в отличие от крестьянской...

«ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ВЕСЕННЕМ ОБОСТРЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Наступление весны – это прекрасное время года, которое с нетерпением ждет каждый. Позади зимние морозы; впереди – солнце, море, летние отпуска.  Однако в это время происходят н...

Консультация для педагогов "Весеннее обострение"

Консультация для педагогов, сталкивающихся с частыми переменами настроения и поведения воспитанников....