Консультация для родителей "Как знакомить дошкольника с ПДД"
консультация

Елена Владимировна Сякова

Воспитание безопасного поведения у детей на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_pdd.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Как знакомить дошкольника с ПДД?»

По дороге в детский сад

Мы пойдём с тобой, малыш.

Улыбаясь светофору,

Влево, вправо поглядишь.

Чтобы день такой чудесный

Омрачить не смел никто,

Правила движенья вместе

Мы усвоим? Да, легко!

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших

задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно

раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому

подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует

так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из

детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении,

умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел

навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить

систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и

приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу

воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому

сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем,

составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных

задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность,

которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и

привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче

ему будут даваться знания.

Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное

отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно,

подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина

поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и

привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому

что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать

внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями.

Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу

воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в

обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного

поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.

Главная цель нашей работы по профилактике детского дорожного

травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного

безопасного поведения на улицах города. Мы реализуем её путём

решения нескольких задач:

 1.усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах

безопасного поведения на улице;

 2.формирование у детей качественно новых двигательных навыков и

бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не

только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом

или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои

движения с движениями других людей и перемещением предметов;

 3.развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в

конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного

безопасного поведения.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного

движения»:

1.Ребёнок – пешеход

2.Ребёнок – пассажир

3.Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда,

самоката, роликовых коньков и др.)

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни вкоем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить

планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в

самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды

детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания

ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в

играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько

времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном

направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы,

сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.

Для каждой возрастной группы мы определили свои цели и ориентиры.

Объединили некоторые темы (правила поведения на улице – оказание

помощи – инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела

поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и

неправильного поведения на улице.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах

дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться

воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она

помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей,

накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы,

заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование

сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью

чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-

драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и

предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного

возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а

готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при

обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают

ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на

улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их

помощью мы осуществляем инновационные подходы в данном направлении

и комплексно решаем поставленные задачи:

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её

опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в

ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов:

концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи

и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку

для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек

безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и

безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения.

Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал

посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную

проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели

объединены одной темой: тематические познавательные занятия,

практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях

«Наш город», «Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное

моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения

к детскому саду и т.д.

Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляем

затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении

целевых прогулок и экскурсий.

Преимущества тематического подхода к планированию и организации

занятий по формированию у детей безопасного поведения на улице:

тематическое планирование позволяет значительно сократить время для

занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий;

1.повышается качество работы, открывается больше возможностей для

творчества;

2.повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся

более глубокими и системными;

Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок

лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное

(практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной

ситуации.

 Используем в своей работе обучающие мультимедийные

занятия: «Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора», тренинг

для родителей «Берегите жизнь детей!»

В каждом конкретном случае  продумываем форму взаимодействия: с

группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика,

новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление

проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.

Работу мы ведём систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседуем с

детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-

транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и

особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.).

Мы приучаем ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились

частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняем и повторяем

детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так

часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм

поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно,

компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка

правильного поведения на улице.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой,

дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя

из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для

него станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к

проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по

правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и

атрибутов.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное

детям дошкольного возраста.

Общие представления:

1.Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

1.Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут

возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на

велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной

части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

2.Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

3.Не играть на дороге или около проезжей части.

4.Переходить улицу только по пешеходному переходу.

5.При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины –

направо.

6.Знать устройство проезжей части.

7.Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Знать правила поведения в транспорте:

1.Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения

взрослых.

2.Не стоять у дверей.

3.Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

4.Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

5.Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

1.Не ходить никуда без разрешения взрослых.

2.Играть только на детской площадке.

3.Не играть близко от проезжей части дороги.

4.Не кататься по проезжей части дороги.

Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут

даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность данной проблемы,

включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина»

Информация о сказках А.С. Пушкина, знакомство дошкольников со сказками....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ"

Уважаемые родители![[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"11337896","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 180px; height: 180px; float: left;"}}]]Художественная лит...

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с государственной символикой страны и округа»

Наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России....

Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с цифрами"

В консультации представлены практические  упражнения для запоминания цифр....

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встречее с возможными трудностями, формировать...

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с пожарной безопасностью»

Как часто в последнее время мы слышим страшное слово-пожар. Чаще всего это происходит от не соблюдения  правил пожарной безопасности. Большая часть пожаров возникает по вине детской шалости, поэт...

Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с основами безопасности"

Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с основами безопасности"...