Консультация для родителей "Как знакомить дошкольника с ПДД"
консультация
Воспитание безопасного поведения у детей на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_pdd.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему:
«Как знакомить дошкольника с ПДД?»
По дороге в детский сад
Мы пойдём с тобой, малыш.
Улыбаясь светофору,
Влево, вправо поглядишь.
Чтобы день такой чудесный
Омрачить не смел никто,
Правила движенья вместе
Мы усвоим? Да, легко!
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших
задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно
раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому
подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует
так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из
детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении,
умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел
навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить
систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и
приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу
воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому
сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем,
составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных
задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность,
которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и
привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче
ему будут даваться знания.
Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное
отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно,
подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина
поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и
привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому
что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать
внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями.
Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу
воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в
обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного
поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Главная цель нашей работы по профилактике детского дорожного
травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного
безопасного поведения на улицах города. Мы реализуем её путём
решения нескольких задач:
1.усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах
безопасного поведения на улице;
2.формирование у детей качественно новых двигательных навыков и
бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не
только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом
или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои
движения с движениями других людей и перемещением предметов;
3.развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в
конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного
безопасного поведения.
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного
движения»:
1.Ребёнок – пешеход
2.Ребёнок – пассажир
3.Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда,
самоката, роликовых коньков и др.)
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни вкоем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить
планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в
самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды
детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания
ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в
играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько
времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном
направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы,
сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.
Для каждой возрастной группы мы определили свои цели и ориентиры.
Объединили некоторые темы (правила поведения на улице – оказание
помощи – инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела
поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и
неправильного поведения на улице.
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах
дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться
воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она
помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей,
накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы,
заучивание рифмованных правил.
Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование
сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью
чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-
драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и
предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного
возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а
готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при
обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают
ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на
улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их
помощью мы осуществляем инновационные подходы в данном направлении
и комплексно решаем поставленные задачи:
- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её
опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в
ней;
-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов:
концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи
и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку
для правильной ориентации на улице;
-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек
безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и
безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.
Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения.
Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал
посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную
проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели
объединены одной темой: тематические познавательные занятия,
практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях
«Наш город», «Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное
моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения
к детскому саду и т.д.
Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляем
затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении
целевых прогулок и экскурсий.
Преимущества тематического подхода к планированию и организации
занятий по формированию у детей безопасного поведения на улице:
тематическое планирование позволяет значительно сократить время для
занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий;
1.повышается качество работы, открывается больше возможностей для
творчества;
2.повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся
более глубокими и системными;
Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок
лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное
(практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной
ситуации.
Используем в своей работе обучающие мультимедийные
занятия: «Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора», тренинг
для родителей «Берегите жизнь детей!»
В каждом конкретном случае продумываем форму взаимодействия: с
группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика,
новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление
проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.
Работу мы ведём систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседуем с
детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-
транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и
особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.).
Мы приучаем ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились
частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняем и повторяем
детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так
часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм
поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно,
компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка
правильного поведения на улице.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой,
дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя
из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для
него станет привычным.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к
проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по
правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и
атрибутов.
Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное
детям дошкольного возраста.
Общие представления:
1.Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
1.Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут
возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на
велосипеде (самокате, роликовых коньках)
Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной
части улицы:
Знать следующие правила дорожного движения:
2.Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
3.Не играть на дороге или около проезжей части.
4.Переходить улицу только по пешеходному переходу.
5.При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины –
направо.
6.Знать устройство проезжей части.
7.Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Знать правила поведения в транспорте:
1.Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения
взрослых.
2.Не стоять у дверей.
3.Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
4.Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
5.Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
Знать и соблюдать правила поведения во дворе:
1.Не ходить никуда без разрешения взрослых.
2.Играть только на детской площадке.
3.Не играть близко от проезжей части дороги.
4.Не кататься по проезжей части дороги.
Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут
даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность данной проблемы,
включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина»
Информация о сказках А.С. Пушкина, знакомство дошкольников со сказками....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ"
Уважаемые родители![[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"11337896","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 180px; height: 180px; float: left;"}}]]Художественная лит...
Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с государственной символикой страны и округа»
Наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России....
Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с цифрами"
В консультации представлены практические упражнения для запоминания цифр....
Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встречее с возможными трудностями, формировать...
Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с пожарной безопасностью»
Как часто в последнее время мы слышим страшное слово-пожар. Чаще всего это происходит от не соблюдения правил пожарной безопасности. Большая часть пожаров возникает по вине детской шалости, поэт...
Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с основами безопасности"
Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с основами безопасности"...