Консультация для родителей "Развитие словаря дошкольников"
консультация
консультация для родителей "Развитие словаря дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие словаря дошкольников
Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по – разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуется его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.
Для развития речи и, в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. От этого зависит объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями и их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи представляет благодатный материал для развития словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк, лес, музей, поездки в другие города с другим климатом, флорой и фауной вызывают яркие впечатления.
В случаях, когда развитие ребенка протекает в стесненных условиях при наличии речевой патологии, усвоение словаря в достаточном объеме является серьезной проблемой. Для того, чтобы помочь ребенку решить данную проблему, родители должны оказать полноценную помощь.
В норме, в период от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев словарь ребенка насчитывает около 100 слов; в 2 года – 300 – 400 слов; в 3 года 1000 – 1300 слов; в 4 года – 1600 слов; в 5 – 7 лет – до 3000 слов.
Темп развития словаря дошкольника зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребенком, объяснению жизненных явлений, организации развивающей среды.
Практические советы родителям для развития словаря дошкольника:
- Развивайте мышление ребенка. Тем самым вы будете способствовать развитию словаря.
- Активно знакомьте ребенка с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями. Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета, качеств предмета на ощупь и др.
- Следите за тем, чтобы ребенок воспринимал только положительные образцы речи родителей, даже тогда, когда сам он не участвует в разговоре.
- Обязательно сопровождайте любые действия с ребенком речью, называя предметы, их признаки, объясняя явления, переспрашивая ребенка, например: «покажи, где здесь синее колечко?», «кто это?», «какая эта машина?», или «какого цвета платье у куклы?»
Игры для обогащения словарного запаса дошкольника
Игра «Группировка слов»
Ребенку предлагается выбрать «лишнее» слово в ряду предъявленных. Рассматриваются слова разных частей речи.
- Существительные:
Кружка, шапка, стакан, тарелка;
Малина, рябина, банан, смородина.
- Прилагательные:
Круглый, шершавый, квадратный, овальный.
Тонкий, маленький, толстый.
- Глаголы:
Перескочил, перепрыгнул, перебежал, выпил.
Зашел, вышел, подошел, залетел.
Игра «Два из трех»
Взрослый называет три слова и просит ребенка выбрать из них два слова – «приятеля».
Судно – волна – корабль;
Дрова – пламя – огонь;
Старушка – бабушка – дедушка;
Стрельба – война – обстрел;
Страх – смех – ужас;
Танцевать – плясать – петь;
Твердый – мягкий – жесткий.
Игра «Закончи предложение»
Взрослый произносит незаконченное предложение, предлагая три варианта окончания фазы. Ребенок должен подобрать нужное слово.
- Утро закончилось, начинается (ночь, вечер, день);
- Вода в реке (теплая, горячая, холодная );
- Лимон посыпали сахаром, чтобы он стал горьким, кислым, сладким);
- Воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (теплая, горячая, холодная);
- Детей воспитывают, чтобы они стали (добрыми, злыми, высокими).
Игра «Бывает – не бывает»
Взрослый произносит предложение, в котором умышленно допускает ошибку. Ребенок должен найти неверное слово и заменить его словом с противоположным значением.
- Мы замерзли у костра. (Согрелись);
- Весной грачи улетают в теплые края. (Осенью);
- На плите замораживают продукты, а в холодильнике разогревают.
- Мой папа ниже меня, потому что я еще маленький.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Формирование словаря дошкольника в играх»
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-136274-1351860725.jpg)
Консультация для педагогов Тема: «Фразеологический словарь дошкольника»
материал предназначен для педагогов детских садов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-189304-1383203854.jpg)
Консультация для родителей "Развитие словаря дошкольника"
Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, о...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/21/picture-471188-1408599651.jpg)
консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников через дидактические игры»
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра яв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-502569-1420388380.jpg)
Консультация для воспитателей Специфические особенности процесса овладения словарем дошкольниками.
В общей системе речевой работы в дошкольном образовательном учреждении обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место....