«Развивающий предметный мир».
консультация
Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был 30 лет назад. Накопление знаний человечеством - это результат постоянного осознания человеком окружающей действительности. Современным детям известно, что такое «пазлы», «скейт», «компьютер», «планшет», «сотовый телефон» и т. п. Барби, Робокопы, герои звёздных войн, фиксики и прочие потеснили героев Н.Носова, Б. Житкова, С. Михалкова и других известных детских писателей. Ф. Г. Раневская однажды сказала: «Я или старею и глупею, либо с молодёжью что-то не то. Раньше я не знала, что отвечать на их вопросы, теперь я даже не понимаю, о чём они спрашивают».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развивающий предметный мир». | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №17 «ЖУРАВУШКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
«Развивающийся предметный мир».
Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был 30 лет назад. Накопление знаний человечеством - это результат постоянного осознания человеком окружающей действительности. Современным детям известно, что такое «пазлы», «скейт», «компьютер», «планшет», «сотовый телефон» и т. п. Барби, Робокопы, герои звёздных войн, фиксики и прочие потеснили героев Н.Носова, Б. Житкова, С. Михалкова и других известных детских писателей. Ф. Г. Раневская однажды сказала: «Я или старею и глупею, либо с молодёжью что-то не то. Раньше я не знала, что отвечать на их вопросы, теперь я даже не понимаю, о чём они спрашивают».
Взрослым очень непросто: у них нет опыта воспитания детей в такой предметной среде, потому что они сами воспитывались в других условиях. И нередко «старые» приёмы воспитания не срабатывают и нужно «изобретать» новые. Французский детский психолог Жан Пиаже говорил: «Процессы приобретения знаний тоже могут рассматриваться как источник равновесия между психикой и миром». Значит, взрослым для сохранения равновесия тоже приходится развиваться в предметном мире ребёнка, чтобы взаимодействовать с ним. Но ребёнок гибче и быстрее приспосабливается.
Предметный мир многообразен: это и собственно предметы, вещи, и отношения, взаимодействия. Предметный мир, окружающий среда – это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает эмоциональную сферу, формирует привязанности.
Семья - это тоже среда. Мы часто не отдаём себе отчёта в том, сколько вокруг ребёнка складывается обучающих ситуаций: как разговариваем в магазине, по телефону, с подругой, как реагируем на болезнь ребёнка, на успехи, на чью - то радость и т. п.
И каждый взрослый для посторонних ему детей (на улице, в транспорте, в гостях и т. д.) - тоже предметная развивающаяся среда. Что могут дети от нас услышать, когда мы снижаем самоконтроль и самокритику? Девочка подходит к гостье и лижет её платье. На удивлённый вопрос женщины четырёхлетняя кроха отвечает: «А мама сказала, что у тебя платье безвкусное». Окружающая среда не безлика, а вполне конкретна. И каждый из нас несёт свою долю ответственности за происходящее.
Предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых - увидеть и подать, преподнести, раскрыть ребёнку окружающий мир и научить смотреть, познавать, изучать. Для детей 2-5 лет слово выступает как предмет, они играют словами, как конструктором («черпалки», «льзя» и многое другое именно поэтому и появляются на свет). Иные родители ограничиваются покупкой уймы игрушек и игр, думая, что этим обеспечили развитие ребёнка. Предметный мир должен быть разнообразным, но не перегруженным. А главное - развивающим. Ребёнок должен попробовать свои силы и способности в разных видах деятельности: в пении, танце, рисовании, лепке, игре на каком-либо инструменте, заняться понравившимся видом спорта и т.д. Он должен убирать за собой игрушки, играть, осваивая роли и профессии, чтобы развивать заложенные задатки и способности. Дети с нарушенным развитием в этом отношении нуждаются в повышенном внимании и в большем терпении. И для такого ребёнка надо обязательно найти область, компенсирующую неуспехи: пусть медлительный, зато очень аккуратный и добрый и т. п.
Итак, с одной стороны, родители открывают ребёнку мир предметов и отношений, рассказывают о их назначении, рассказывают о их назначении и смыслах, учат правильному обращению. С другой стороны - дети обращают внимание на такие явления, которых не было в мире детства родителей. И родители тоже должны развиваться, учиться, чтобы сохранить ведущие позиции в воспитании и развитии ребёнка, быть для него интересными личностями.
Предлагаем Вам организовать дома «домашнюю лабораторию», в которой Вы вместе с детьми будите осуществлять «маленькие открытия».
«Фокусы с водой»
В стеклянную банку или стакан налейте воду или растворите в ней таблетку фенолфталеина («пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте в раствор питьевой соды – раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. После добавления туда же уксуса раствор снова обесцветится.
«Вулкан»
Из пластилина слепите «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместите его на блюдце с содой, а в отверстие сверху лейте уксус. В какой-то момент пена начнёт выплескиваться из вулкана.
«Выращиваем кристаллы»
Этот опыт займёт несколько дней. Необходимо приготовить перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустить в него проволочку с маленькой петелькой на конце. Через некоторое время на проволочке появятся кристаллы.
«Острота слуха»
Обратите внимание ребёнка на то, что заострённые ушки лисы различают самые тихие шорохи мелких животных в траве. Сверните два куска картона рупором и приложите к ушам ребёнка, кто-нибудь пусть встанет сзади и начнёт издавать очень тихие звуки. Пусть ребёнок почувствует разницу между тем, как слышит собственными ушами, и тем, как воспринимаются звуки через картонные рупоры.
Копилка игр-забав, опытов, простых фокусов, которые можно организовать дома:
1. «Что может быть жидким, твёрдым и текучим? (опыты с водой, превращение воды в лёд)
2. Решение кроссвордов, ребусов.
3. «Пограничники» (поиск насекомых с помощью увеличительного стекла, рассматривание их)
4. «Необычный костюм» (с помощью газет, кусков обоев, ножниц и клея изготовить костюм сказочного героя, обыграть его)
Загадки:
Предложите ребёнку объяснить свою отгадку
Что совсем дырявое, а держит воду? (губка)
Что сушит, когда мокнет? (полотенце)
Руки и ноги есть, а головы нет. (кресло)
Чем больше вы от меня берёте, тем больше я становлюсь. Что я? (яма, дыра)
Что можно услышать, но никогда не увидеть? (звук, песня, эхо)
У кого есть шляпка без головы, нога без сапога? (у гриба)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
Без ног, без рук, а ходят. (часы)
«ВОПРОС-ОТВЕТ»
1. Как вы относитесь к детским вопросам?
Дети задают очень много вопросов. Надо постараться найти время для ответов. Бывает, что взрослые затрудняются дать ответ. В таком случае необходимо прочитать дополнительную познавательную литературу, на примерах и опытах подвести ребёнка к ответу. Отвечайте на все вопросы детей как можно терпеливее и добросовестнее. Серьёзные вопросы и высказывания воспринимайте всерьёз.
2. Какие условия необходимы для самостоятельной познавательной практической деятельности ребёнка дома?
Взрослые должны помочь ребёнку организовать дома уголок личных вещей: книг, игрушек, конструкторов. Для этого необходимо отвести комнату. Если такой возможности нет – часть комнаты или уголок. Лучше всего разложить всё по ящикам и придумать для них значки. Это будет дисциплинировать ребёнка, вызовет желание поддерживать порядок.
Игротека (можно играть вместе с детьми дома, в поезде, на площадке).
1. «Составь из частей»: любая картинка разрезается на 4 – 8 частей, ребёнок должен сложить целое изображение.
2. «Почини одеяло» («Заплатка»): в разноцветных листах вырезать разнообразные геометрические формы. Ребёнок должен взять лист и найти нужную форму, чтобы закрыть дыру.
3. «Театр тканей»: при помощи рук стараться изобразить как можно больше животных, сказочных персонажей. Ребёнок должен узнать их.
4. «Пускание солнечных зайчиков»: при помощи зеркала пустить солнечного зайчика, предложить детям поймать его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Вопрос создан...
Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»
Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...